Урок 49.
Логарифм.
Цели урока: знать определение логарифма, основное логарифмическое тождество; уметь вычислять логарифмы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Устная работа.
1) Вычислить
, так как
.
2) Пусть в этом примере неизвестно основание степени:
. Каким действием его можно найти?
3) Найдите показатель степени:
Решить последние уравнения ученики не могут, так как у них не хватает знаний.
3. Объяснение нового материала.
Вводится понятие логарифма, записывается символ
для решения предыдущей устной задачи.
Учитель дает определение логарифма и десятичного логарифма, выделяя два слова – «показатель степени», выводит основное логарифмическое тождество.
4. Закрепление нового материала.
Вычислить устно:
Учащиеся при ответе должны не только сказать ответ, но и прочитать полностью выражение.
Решить №№ 480, 482, 483(а, б), 485, 486.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §37.
Решить следующие задачи №№ 481, 483(в, г), 484.
Урок 49.
Логарифм.
Цели урока: знать определение логарифма, основное логарифмическое тождество; уметь вычислять логарифмы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Устная работа.
1) Вычислить
, так как
.
2) Пусть в этом примере неизвестно основание степени:
. Каким действием его можно найти?
3) Найдите показатель степени:
Решить последние уравнения ученики не могут, так как у них не хватает знаний.
3. Объяснение нового материала.
Вводится понятие логарифма, записывается символ
для решения предыдущей устной задачи.
Учитель дает определение логарифма и десятичного логарифма, выделяя два слова – «показатель степени», выводит основное логарифмическое тождество.
4. Закрепление нового материала.
Вычислить устно:
Учащиеся при ответе должны не только сказать ответ, но и прочитать полностью выражение.
Решить №№ 480, 482, 483(а, б), 485, 486.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §37.
Решить следующие задачи №№ 481, 483(в, г), 484.
Урок 50.
Логарифм.
Цели урока: знать определение логарифма, основное логарифмическое тождество; уметь использовать определение логарифма и основное логарифмическое тождество при решении задач.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Устная работа.
Повторить определение логарифма и основное логарифмическое тождество.
1) Вычислить:
2) При каком значении
имеет смысл выражение:
3) Найдите
:
3. Решение задач.
Разобрать №№ 488(а, б), 489(а, б), 490(а, б), 487(а, б).
4. Задание из ЕГЭ.
Задание 1В:
Найдите значение числового выражения:
.
Ответ: 864.
Задание 2В:
Найдите значение числового выражения:
.
Ответ: 30.
Задание 3В:
Найдите значение числового выражения:
.
Ответ: 16.
5. Самостоятельная работа.
Вычислить.
Вариант 1. | Вариант 2. |
1) | 6) | 1) | 6) |
2) | 7) | 2) | 7) |
3) | 8) | 3) | 8) |
4) | 9) | 4) | 9) |
5) | 10) | 5) | 10) |
Лучше такую самостоятельную работу выполнять с помощью кодоскопа. Сначала показать задания, затем их собрать и показать ответы. Либо учащиеся сами проверяют ответы и ставят себе оценку.
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §37.
Решить следующие задачи №№ 489(в, г), 490(в, г), 487(в, г).
Урок 51.
Логарифмы и их свойства.
Цели урока: знать определение логарифма, основное логарифмическое тождество, основные свойства логарифмов; уметь использовать свойства при решении задач.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Устная работа.
Повторить определение логарифма и основное логарифмическое тождество.
1) Вычислить:
2) Решить уравнения:
3) Заполнить пропуски:
4) Представить в виде степени:
3. Объяснение нового материала.
Дается в виде лекции, доказываются учителем пять основных свойств логарифмов и формула перехода, используя материал учебника (стр. 233 - 234). Лучше эти свойства выписать отдельно на плакат. К каждому свойству записывается пример.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
4. Закрепление нового материала.
Решить №№ 495, 496, 497(а, б).
5. Задание из ЕГЭ.
Задание 1В:
Найдите
, если
.
Ответ:
.
Задание 2В:
Упростить выражение
.
Ответ: 0.
Задание 3В:
Найдите значение числового выражения:
.
Ответ: 1.
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §37.
Решить следующие задачи № 497(в, г), № 6(стр. 274).
Урок 52.
Логарифмы и их свойства.
Цели урока: знать определение логарифма, основное логарифмическое тождество, основные свойства логарифмов; уметь применять определение, правила и свойства при решении задач.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверочная работа.
Вариант 1.
1) Закончите предложение: «Логарифм числа – это …» (десятичный логарифм – это).
2) «Логарифм частного равен …»
3) Записать формулу перехода от одного основания к другому.
4) Вычислить.
а)
б)
в)
г)
Вариант 2.
1) Закончите предложение: «Логарифм произведения равен…»
2) «Логарифм степени равен …»
3) Записать основное логарифмическое тождество.
4) Вычислить.
а)
б)
в)
г)
Учитывая уровень подготовки класса первые три вопроса можно записывать с доказательством или записью формул. Четвертое задание лучше сразу проверить в классе после сдачи тетради.
3. Решение задач.
В процессе решения задач учащиеся должны четко усвоить понятие «прологарифмировать».
Решить №№ 491, 493, 494, 498(а, б).
4. Задание из ЕГЭ.
Задание 1В:
Вычислите
.
Ответ:25.
Задание 2В:
Найдите значение выражения
.
Ответ: 24.
Задание 3В:
Найдите значение выражения:
.
Ответ: 3.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §37.
Решить следующие задачи №№ 492, 498(в, г).
Урок 53.
Логарифмы и их свойства.
Цели урока: закрепить понятие логарифма числа; повторить основное логарифмическое тождество, основные свойства логарифмов.
Оборудование урока:
-
Кодоскоп.
-
Задания на пленке для кодоскопа.
-
Индивидуальные карточки с заданиями.
-
Плакаты:
а) ответы для игры «Поле чудес»;
б) задания «На выбор»;
в) задания «Проверь себя»;
г) задания «Экзамен».
На доске записана тема урока; необходимо знать определение логарифма числа и логарифмической функции, основное логарифмическое тождество, свойства логарифмов и логарифмической функции; уметь использовать эти понятия при вычислениях, при решении уравнений.
Ход урока.
1. Определение логарифма числа, основное логарифмическое тождество, основные свойства логарифмов.
Учитель сообщает цели урока, вызывает к доске ученика для работы с карточкой по заданиям, подобным заданиям на дом.
- При каких значениях
выражение имеет смысл:
а) Решите уравнения:
б) Вычислите:
в) Запишите основное логарифмическое тождество.
Задание 1.
Устный счет (работает весь класс).
1) Прочитайте (с готовой кодограммы) определение логарифма и вычислите следующие логарифмы:
2) Заслушивается ответ ученика, работающего у доски. Вопрос. Что использовалось при решении уравнений?
(Определение логарифма, свойства логарифма.)
Задание 2.
Программированный контроль. (Материал для проведения контроля заранее приготовлен на доске. Работают все ученики класса.)
ЗАДАНИЕ. |
Вариант 1. 1) 2) 3) 4) | Вариант 2. 1) 2) 3) 4) |
ВАРИАНТЫ ОТВЕТА. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
2. Решение уравнений.
Задание 3.
(К доске приглашается три ученика, которые работают по индивидуальным карточкам, остальные учащиеся по вариантам выполняют задания, написанные на доске.)
Вариант 1.
1. Вычислите выражения: а)
б)
2. Решите уравнение
Вариант 2.
1. Вычислите выражение:
2. Решите уравнения
а)
б)
Вариант 3.
1. Вычислите выражение:
2. Решите уравнения
а)
б)
Учащиеся, опрошенные по индивидуальным карточкам и по программированному контролю, приступают к работе в тетрадях по плакату «На выбор».
Задание 4.
Работа с плакатом «На выбор».
-
Найдите область определения функций:
а)
б)
-
Вычислите:
а)
б)
-
Вычислите
-
Найдите
если
Затем все учащиеся принимают участие в игре «Поле чудес».
Задание 5.
Игра «Поле чудес».
На доске записаны числа от 1 до 42 включительно. А на плакате – буквы и ответы к упражнениям в индивидуальных карточках.
Е – 2 | Л – (-2) | З – 1 | Ш – 40 | Д – 25 | М – 8 | |
С – 3 | Н – 10 | О – 24 | Ч – 200 | А – (-5) | Ы – 9 | |
Т – | И – | Ь – | Р | У – | Ж – | Б – |
Ученики получают 2 или 3 индивидуальные карточки с заданиями (в каждой карточке одно задание). Выполнив задание, они ищут в таблице букву, которой соответствует ответ. Если такая буква есть, то называют номер карточки, и под этим номером на доске пишется буква. Если ответ неправильный – СТОП ИГРА – ученику предлагается переделать задание.
Ключ к данному заданию: «Если часть узнать желаешь, то на дробь ты умножаешь». При желании можно зашифровать любую фразу.
№№ | ЗАДАНИЕ | ОТВЕТ |
1 | Решите уравнение | 2 |
2 | Решите уравнение | 3 |
3 | Вычислите | - 2 |
4 | Вычислите | |
5 | Вычислите | 200 |
6 | Вычислите | - 5 |
7 | Вычислите | 3 |
8 | Вычислите | |
9 | Вычислите | |
10 | Вычислите | |
11 | Вычислите | 1 |
12 | Решите уравнение | 10 |
13 | Решите уравнение | -5 |
14 | Решите уравнение | |
15 | Вычислите | |
16 | Решите уравнение | |
17 | Вычислите | 2 |
18 | Решите уравнение | - 2 |
19 | Решите уравнение | - 5 |
20 | Решите уравнение | 2 |
21 | Вычислите | 40 |
22 | Решите уравнение | |
23 | Решите уравнение | |
24 | Вычислите | 24 |
25 | | 10 |
26 | Решите уравнение | - 5 |
27 | Вычислите | 25 |
28 | Решите уравнение | |
29 | Решите уравнение | 24 |
30 | Вычислите | |
31 | Вычислите | |
32 | Вычислите | |
33 | Вычислите | 9 |
34 | Вычислите | |
35 | Вычислите | 8 |
36 | Вычислите | 10 |
37 | Вычислите | 24 |
38 | Вычислите | |
39 | | - 5 |
40 | Вычислите | 2 |
41 | Вычислите | 40 |
42 | Вычислите | |
Задание 6.
Работа с плакатом «Экзамен» (учащиеся выполняют в тетрадях экзаменационные задания предыдущих лет).
1) Установите, при каких значениях
существуют логарифмы
а)
б)
в)
2) Решите уравнения:
а)
б)
в)
г)
Задание 7.
Работа с плакатом «Проверь себя».
1)
2)
3)
4)
5)
3. Итоги урока.
4. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §37.
Решить № 506.
Урок 54.
Логарифмическая функция.
Цели урока: знать определение логарифмической функции, ее основные свойства; уметь строить график логарифмической функции, определять ее основные свойства.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Ответить устно на следующие вопросы:
-
Назовите свойства функций
-
Как называются эти функции?
-
Каковы общие свойства этих функций?
-
Каковы их различные свойства?
-
Существует ли наибольшее и наименьшее значения этих функций?
-
Схематически изобразите графики функций
(если позволяет доска).
2) Выясните, при каких значениях
имеет смысл выражение:
3) Найти
, если
3. Объяснение нового материала.
Дать определение логарифмической функции. Для обоснования основных свойств построить в одной системе координат графики функций
по точкам. Составим таблицы значений аргументов и соответствующих значений функций.
Используем этот рисунок для перечисления основных свойств логарифмической функции
, при
.
1)
2)
3) функция возрастает;
4) график проходит через точку (1; 0).
Далее предложить учащимся самостоятельно построить графики функций
, то есть графики логарифмической функции при
. Можно предложить подсказку в виде значений аргументов для исходных таблиц.
Учащиеся должны записать общие свойства для этих графиков функций.
Утверждение о симметричности графиков показательной и логарифмической функций относительно прямой
учитель демонстрирует по учебнику (стр. 239, рис. 136).
4. Закрепление нового материала.
Решить №№ 499(а, б), 500(а, б), 505(а, б).
5. Задание из ЕГЭ.
Задание 1А:
Найдите область определения функции
.
1)
2)
3)
4)
Ответ: 1.
Задание 2А:
Найдите область определения функции
.
1)
2)
3)
4)
Ответ: 2.
Задание 3А:
Найдите область определения функции
.
1)
2)
3)
4)
Ответ: 2.
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §38.
Решить следующие задачи №№ 500(в, г), 505(в, г).
Урок 55.
Логарифмическая функция.
Цели урока: знать определение логарифмической функции, ее основные свойства в зависимости от основания; уметь решать задачи, используя основные свойства логарифмической функции.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Устная работа.
1) Представить каждое из чисел 0; 1; -1; 2;
в виде логарифма по основанию 5.
2) Выяснить, возрастающей или убывающей является функция
на некотором интервале, если для любых
из этого интервала:
а)
б)
3) Перечислить основные свойства логарифмических функций:
и
.
3. Решение задач.
1) Разобрать задачи №№ 501, 502(а, б), 503(а, б).
2) Сравнить значения выражений:
а)
и
б)
и
в)
и
3) Сравнить с 1 число
, если:
а)
б)
в)
4) Выяснить положительным или отрицательным является число:
4. Задание из ЕГЭ.
Задание 1А:
Найдите область определения функции
.
1)
2)
3)
4)
Ответ: 2.
Задание 2А:
Найдите область определения функции
.
1)
2)
3)
4)
Ответ: 2.
Задание 3А:
Найдите область определения функции
.
1)
2)
3)
4)
Ответ: 1.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §38.
Решить следующие задачи №№ 502(в, г), 503(в, г).
Урок 56.
Логарифмическая функция.
Цели урока: знать определение логарифмической функции, ее основные свойства; уметь строить графики логарифмических функций, решать задачи, используя основные свойства логарифмической функции.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Устная работа.
Решить №№ 510, 511.
3. Решение задач.
1) Построить графики функций, найти область определения и множество значений:
а)
б)
в)
г)
д)
2) Решать графически уравнения:
а)
б)
в)
г)
3) Учитывая распределения времени на уроке и уровень подготовки класса выполнить следующие задание. Построить графики функций, для них найти область определения и множество значений, указать промежутки монотонности.
а)
б)
в)
г)
4. Самостоятельная работа.
Решить № 509.
Предложить нескольким учащимся решить данные уравнения на закрывающихся досках, чтобы в конце урока проверить решение.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §38.
Решить следующие задачи №№ 507.
Урок 57.
Логарифмическая функция.
Цели урока: знать определение и свойства логарифма, определение и свойства логарифмической функции; уметь решать задачи, используя свойства логарифма и логарифмической функции.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Вычислить:
2) Сравнить числа:
и
и
и
3) Найти область определения функций:
3. Решение задач.
1) Дано:
Найти
2) Дано:
Найти
3) Решить уравнения:
а)
б)
в)
г)
4) Изобразите схематически график функции
и перечислите ее свойства.
5) Прологарифмируйте по основанию 10 выражение
,
.
4. Самостоятельная работа.
Вариант 1.
1) Найдите
, если
2) Найдите область определения функции
3) Начертите график функции
; выделите на рисунке часть графика, для которой
, и найдите соответствующие значения
.
Вариант 2.
1) Найдите
, если
2) Найдите область определения функции
3) Начертите график функции
; выделите на рисунке часть графика, для которой
, и найдите соответствующие значения
.
5. Задание из ЕГЭ.
Задание 1А:
Найдите область определения функции
.
1)
2)
3)
4)
Ответ: 4.
Задание 2А:
Найдите область значений функции
.
1)
2)
3)
4)
Ответ: 2.
Задание 3А:
Укажите, какая из данных функций не является ни четной, ни нечетной.
1)
2)
3)
4)
Ответ: 2.
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §38.
Решить следующие задачи № 7 (стр. 274).
Урок 58.
Логарифмические уравнения.
Цели урока: знать определение логарифма, основные свойства логарифма и логарифмической функции, общие вид простейшего логарифмического уравнения и его решение; уметь решать логарифмические уравнения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Устная работа.
1) Решить уравнения:
а)
б)
в)
г)
д)
2) Вычислить:
3) Решить уравнения:
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
3. Объяснение нового материала.
Рассмотреть простейшее логарифмическое уравнение
. Его решение
, при условии
.
Пример.
Проверка.
Если
, то
верно.
Если
, то
неверно.
Значит
- посторонний корень.
Ответ:
.
Обращаем внимание на то, что проверка обязательна, то есть нужно учитывать условия, при которых уравнение имеет смысл.
4. Закрепление нового материала.
Решить №№ 514(а, б), 515(а, б), 518(а, б), 519(а, б), 520(а, б).
5. Задание из ЕГЭ.
Задание 1А:
Найдите произведение корней уравнения
.
1) – 99; 2) – 9; 3) 33; 4) – 33.
Ответ: 2.
Задание 2А:
Укажите промежуток, которому принадлежат корни уравнения
.
1)
2)
3)
4)
Ответ: 1.
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §39.
Решить следующие задачи №№ 519(в, г), 520(в, г).
Урок 59.
Логарифмические уравнения.
Цели урока: знать определение логарифма, основные свойства логарифма, принцип решения логарифмических уравнений; уметь решать логарифмические уравнения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Несколько учащихся записывают решения уравнений на доске (лучше на перемене).
3. Устная работа.
Решить уравнения №№ 512, 513.
4. Решение задач.
Разобрать №№ 522(а, б), 523(а, б), 524(а, б).
5. Задание из ЕГЭ.
Задание 1А:
Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
.
1)
2)
3)
4)
Ответ: 3.
Задание 2А:
Найдите сумму корней уравнения
.
1) – 13; 2) – 5; 3) 5; 4) 9.
Ответ: 4.
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §39.
Решить следующие задачи №№ 523(в, г), 524(в, г).
Урок 60.
Решение систем уравнений, содержащих логарифмическую функцию.
Цели урока: знать способы решения систем уравнений с двумя переменными, принцип решения логарифмических уравнений и систем уравнений, содержащих логарифмическую функцию; овладевать знаниями по решению систем уравнений, содержащих логарифмическую и показательную функции.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Несколько учащихся записывают на перемене или в начале урока решение уравнений, затем они проверяются.
3. Устная работа.
1) Ответить на вопросы:
2) Перечислить способы и алгоритмы решения системы уравнений:
3) Решить данную систему устно.
4. Объяснение нового материала.
Разобрать пример: решить систему уравнений
Решение:
Из первого уравнения выразим
через
:
.
Подставив
во второе уравнение системы, получим
откуда
Найдем значения
:
Проверкой убеждаемся, что
- решение системы, а
- постороннее решение.
Ответ:
.
5. Закрепление нового материала.
Решить №№ 521(г), 529(а, б), 530(а, б).
6. Задание из ЕГЭ.
Задание 1А:
Найдите решение
системы уравнений
и вычислите значение частного
1) 0,5; 2) 2; 3) 4; 4) 0,25.
Ответ: 1.
Задание 2А:
Найдите решение
системы уравнений
и вычислите значение разности
1) 0; 2) 2; 3) – 2; 4) 6.
Ответ: 4.
7. Итоги урока.
8. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §39.
Решить следующие задачи №№ 529(в, г), 530(в, г).
Урок 61.
Решение логарифмических неравенств.
Цели урока: знать свойства логарифмов и логарифмической функции, правила для решения неравенств; уметь решать простейшие логарифмические неравенства.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Устная работа.
1) Повторить определение и свойства логарифмической функции.
2) Представить числа 1; 0; - 1; 3;
в виде логарифма по основанию 2.
3) Найти область определения функций:
4) Выяснить возрастающей или убывающей является функция:
5) С помощью графика функции
решить неравенства:
а)
б)
в)
г)
3. Объяснение нового материала.
Решение логарифмических неравенств можно оформлять двумя способами. Либо с помощью перехода к неравенству, решение которого совмещается с найденной областью определения исходного неравенства. Либо с помощью перехода к равносильной системе. Учащиеся допускают меньше ошибок, если записывают вместо исходного неравенства равносильную ему систему. В ряде случаев после записи системы становится очевидным, какое из ее неравенств можно исключить.
Решим неравенство
.
Оно равносильно системе
так как
и
- возрастающая функция,
.
Далее решаем неравенство
, так как решение системы совпадает с решением неравенства
.
Решением является объединение промежутков
.
Если невозможен переход к решению одного неравенства, то решается система неравенств.
4. Закрепление нового материала.
Решить №№ 516(а, б), 517(а, б), 525(а, б).
5. Задание из ЕГЭ.
Задание 1А:
Найдите число целых решений неравенства
.
1) четыре; 2) пять; 3) бесконечно много; 4) ни одного.
Ответ: 1.
Задание 2А:
Решите неравенство
.
1)
; 2)
; 3)
; 4)
.
Ответ: 1.
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §39.
Решить следующие задачи №№ 517(в, г), 525(в, г).
Урок 62.
Решение логарифмических неравенств.
Цели урока: знать свойства логарифмов и логарифмической функции, алгоритм решения логарифмических неравенств; уметь решать различные логарифмические неравенства.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Устная работа.
1) Представить числа – 3; – 1; 0;
1 в виде логарифмов по основанию
.
2) Среди соотношений
выбрать соотношения удовлетворяющие неравенству:
а)
б)
в)
г)
3) Сравнить числа:
и
и
3. Решение задач.
Решить №№ 526(а, б), 527(а, б), 528(а, б).
5. Задание из ЕГЭ.
Задание 1В:
Решить неравенство
Ответ:
.
Задание 2В:
Решите неравенство
.
Ответ:
.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §39.
Решить следующие задачи №№ 526(в, г), 527(в, г).
Урок 63.
Решение логарифмических уравнений и неравенств.
Цели урока: закрепление навыков обучению решению логарифмических уравнений и неравенств.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Решение задач.
Учащиеся выполняют тестовый контроль, затем справившиеся переходят к проверочной работе, составленной в пяти вариантах.
Примеры тестовых проверочных карточек.
Тест.
ЗАДАНИЕ. |
Вариант 1. | Вариант 2. |
Решите уравнение: |
1) | 1) |
2) | 2) |
Решите неравенство: |
3) | 3) |
№№ задания | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 1 | 5 | 8 | 9 |
2 | 1; 100 | 1; 0,1 | 1; 10 | 1; 0,01 |
3 | | | | |
Верный ответ: вариант 1 – 4; 3; 2; вариант 2 – 1; 2; 4.
Проверочная работа.
Вариант 1. 1) Решите уравнение . 2) Решите неравенство . |
Вариант 2. 1) Решите уравнение . 2) Решите неравенство . |
Вариант 3. 1) Решите уравнение . 2) Решите неравенство . |
Вариант 4. 1) Решите уравнение . 2) Решите неравенство . |
Вариант 5. 1) Решите уравнение . 2) Решите неравенство . |
3. Задание из ЕГЭ.
Задание 1С:
Решите уравнение
.
Ответ: 1; 2; 7.
Задание 2С:
Решите уравнение
.
Ответ: - 2.
4. Итоги урока.
5. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §39.
Решить следующие задачи № 528(в, г).
Урок 64.
Понятие об обратной функции.
Цели урока: знать понятие обратной функции, свойство графиков обратных функций, теорему о монотонности обратных функций; уметь выводить формулу обратной функции и строить график обратной функции.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
Провести в виде лекции по материалу учебника. Добавить свойства взаимно обратных функций:
1) Пусть
и
- взаимно обратные функции. Это означает, что равенства
и
равносильны. Подставим одно из этих равенств в другое. Получим тождества
и
.
Пример.
Пусть
- показательная функция,
- логарифмическая функция. Получаем:
и
.
2) Пусть
и
- взаимно обратные функции. Область определения функции
совпадает с областью значений функции
, и наоборот, область значений функции
совпадает с областью определения функции
.
Пример.
Область определения показательной функции – вся числовая ось
, а ее область значений – множество всех положительных чисел. У логарифмической функции наоборот: область определения – множество всех положительных чисел, а область значений – все множество
.
3) Если одна из обратных функций строго возрастает, то и другая строго возрастает (теорема).
Пример.
Стр. 239, рисунок 136 (а и б) – графики логарифмической и показательной функций при
и
.
3. Закрепление нового материала.
Решить №№ 531(в, г), 532(в, г), 533(в, г).
4. Итоги урока.
5. Домашнее задание.
Прочитать и разобрать §40.
Решить следующие задачи №№ 533(а, б), 532(а, б).
Урок 65.
Подготовка к контрольной работе.
Цели урока: повторить теоретический и практический материал по теме «Логарифмическая функция», подготовиться к контрольной работе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Устная работа.
1) Вычислить:
2) Сравнить числа:
и
и
3) Перечислить свойства функции
.
3. Решение задач.
1) Построить график функции
и перечислить ее свойства. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке
.
2) Решить уравнения:
а)
б)
3) Решить системы уравнений:
а)
б)
4) Решить неравенства:
а)
б)
4. Задание из ЕГЭ.
Задание 1А:
Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
1)
2)
3)
4)
Ответ: 2.
Задание 2А:
Решите неравенство
.
1)
2)
3)
4)
Ответ: 3.
Задание 3А:
Найдите решение
системы уравнений
и вычислите значение разности
.
1) 3; 2) 4; 3) 1; 4) 0.
Ответ: 2.
4. Итоги урока.
5. Домашнее задание.
Разобрать №8 (стр. 275).
Урок 66.
Контрольная работа № 4.
Цели урока: проконтролировать знания учащихся.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Контрольная работа.
Вариант 1.
1) Постройте график функции
.
Назовите ее свойства:
а) область определения, область значений, промежуток возрастания, точку пересечения графика с осью абсцисс;
б) наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке
.
2) Решите уравнения:
а)
б)
3) Решите неравенство
4) Решите систему уравнений
Вариант 2.
1) Постройте график функции
.
Назовите ее свойства:
а) область определения, область значений, промежуток возрастания, точку пересечения графика с осью абсцисс;
б) наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке
.
2) Решите уравнения:
а)
б)
3) Решите неравенство
4) Решите систему уравнений
РЕШЕНИЕ.
Вариант 1.
1) Строим последовательно графики функций
,
.
а)
функция возрастает при
график пересекает ось ОХ в точке (3; 0).
б)
на отрезке
;
на отрезке
.
2) а)
или
По смыслу задачи должно выполняться условие
. Значит,
- посторонний корень.
Ответ:
б)
1)
2)
Проверка.
Если
то
- верно.
Если
то
- неверно, значит
- посторонний корень.
Ответ:
3)
Заменим равносильной системой:
Ответ:
.
4)
По смыслу задачи
Ответ: (63, 1).
Вариант 2.
1) Строим последовательно графики функций
,
.
а)
функция возрастает при
график пересекает ось ОХ в точке (
; 0).
б)
на отрезке
;
на отрезке
.
2) а)
или
По смыслу задачи должно выполняться условие
. Значит,
- посторонний корень.
Ответ:
б)
1)
2)
Проверка.
Если
то
- верно.
Если
то
- неверно, значит
- посторонний корень.
Ответ:
3)
Заменим равносильной системой:
Ответ:
.
4)
По смыслу задачи
Значит,
Ответ: (82, 1).
3. Домашнее задание:
Повторить теорию §§ 37 – 40.
Урок 67 - 68.
Зачет по теме:
«Логарифмическая функция».
Цели урока: проверить теоретические и практические знания учащихся, они должны знать определение логарифма, и его свойства, определение логарифмической функции и ее свойства, уметь решать логарифмические уравнения, неравенства и системы уравнений.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Анализ контрольной работы.
Разобрать задания, в которых допущено наибольшее количество ошибок и которые никто не выполнил. Вместо работы над ошибками дается домашняя контрольная работа.
Вариант 1.
1) Изобразите схематически график функции
. Опишите по графику свойства функции.
2) Сравните числа:
а)
и
б)
и
3) Решите уравнения:
а)
б)
4) Решите неравенства:
а)
б)
5) Решите графически уравнение
Вариант 2.
1) Изобразите схематически график функции
. Опишите по графику свойства функции.
2) Сравните числа:
а)
и
б)
и
3) Решите уравнения:
а)
б)
4) Решите неравенства:
а)
б)
5) Решите графически уравнение
3. Зачетная работа.
Класс делится на 6 вариантов, каждый учащийся получает карточку – задание, они приведены ниже. Учитель проверяет сразу на уроке письменный ответ.
Карточка 1. 1. Сформулируйте определение логарифмической функции, определение логарифма числа. Запишите основное логарифмическое тождество. 2. Найдите область определения функции . 3. Упростите выражение 4. Решите систему уравнений 5 . Решите неравенство |
Карточка 2. 1. Расскажите план построения графика логарифмической функции. Приведите пример. 2. Найдите область определения функции . 3. Что больше или ? 4. Решите уравнение 5 . Постройте график функции |
Карточка 3. 1. Расскажите свойства логарифмической функции, иллюстрируйте на примерах. 2. Постройте график функции . 3. Найдите , если . 4. Решите систему уравнений 5 . Решите неравенство |
Карточка 4. 1. Докажите теорему о логарифме произведения. 2. Решите неравенство . 3. Решите уравнение 4. Решите систему уравнений 5 . Решите неравенство |
Карточка 5. 1. Докажите теоремы о логарифме частного и степени. 2. Постройте график функции . 3. Решите уравнение 4. Решите систему уравнений 5 . Вычислите, зная что |
Карточка 6. 1. Запишите формулу перехода от одного основания логарифма к другому; разъясните ее роль в организации вычислений с помощью таблиц и калькулятора. 2. Решите неравенство . 3. Решите уравнение 4. Решите неравенство 5 . Что больше: или ? |
4. Задания из ЕГЭ.
Учащиеся получают за них вторую оценку, выполняют только те, кто справился с зачетной работой.
Задание 1А:
Найдите произведение корней уравнения
1)
2)
3)
4)
Ответ: 2.
Задание 2А:
Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
1)
2)
3)
4)
Ответ: 4.
Задание 3А:
Найдите сумму корней уравнения
1)
2)
3)
4)
Ответ: 2.
Задание 4В:
Решите систему уравнений
Ответ: (3; 2), (2; 3).
Задание 5В:
Найдите наибольшее целое значение неравенства
Ответ: 1.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание. Решить № 508.