Дата:
Класс: 8
Учитель:
Предмет: Химия
Тема: «Физические и химические явления. Химическая реакция»
-
Контролируемые элементы содержания
-
Контролируемые умения
-
Осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания.
-
Осознание химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы.
-
Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов
-
Овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии
-
Проверяемые элементы содержания
-
Физические и химические явления. Химическая реакция. Признаки химических реакций. Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Типы химических реакций (соединение, разложение, замещение, обмен).
-
Предметные умения
-
Использовать возможности информационно-коммуникационных технологий для переработки, передачи химической информации, её представления в различных формах, подготовки презентаций
-
Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии
-
Различать физические и химические явления
-
Личностные результаты
-
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
-
Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой
-
Функциональная грамотность
-
Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
-
Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для общества
-
Вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания
Тип урока: Комбинированный урок
Библиотека ЦОК: https://lesson.edu.ru/lesson/f8cb6a2c-5e34-41ce-8bc6-388580667f43
Ход урока
-
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-
Актуализация опорных знаний
https://lesson.edu.ru/lesson/f8cb6a2c-5e34-41ce-8bc6-388580667f43
Рекомендации для учителя Выведите изображения на экран.
Обсудите с восьмиклассниками вопросы:
— Что объединяет все эти изображения?
— Что называют явлением?
— Какие явления вам известны?
— Какие явления изучает биология?
— Какие явления изучает физика? Сформулируйте определение.
— Как вы думаете, какие явления изучает химия?
-
Целеполагание
-
Освоение нового материала
-
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Обучающие видеоролики https://lesson.edu.ru/lesson/f8cb6a2c-5e34-41ce-8bc6-388580667f43
Физическими называют явления, при которых не происходит превращение одних веществ в другие.
При физических явлениях могут изменяться физические свойства вещества: агрегатное состояние, температура, плотность и т. д.
К физическим явлениям относятся распространение запаха в воздухе, свечение раскалённых металлов, прохождение электрического тока по металлической проволоке, растворение сахара в воде, выделение соли из раствора при выпаривании. В этих процессах вещества не изменяют свои состав и строение.
Пример:
при нагревании вода превращается в пар. Жидкая вода и водяной пар состоят из одинаковых молекул.
Рис. 1. Испарение воды
Изменения произошли, но вода осталась водой.
Химическими называют явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие.
К химическим явлениям относятся образование в зелёных листьях растений крахмала и кислорода из углекислого газа и воды, превращение железа в ржавчину, горение дров, гниение опавших листьев.
Химические явления называют химическими реакциями. В результате химических реакций происходит изменение состава и строения веществ. Новые вещества образуются из атомов, которые входили в состав исходных веществ.
Пример:
при пропускании электрического тока вода разлагается на водород и кислород. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода, соединённых вместе. В результате реакции атомы разделяются и образуют молекулы водорода и кислорода.
Рис. 2. Разложение воды
Вещества, вступившие в химическую реакцию, называют реагентами, или исходными веществами. Образовавшиеся новые вещества называют продуктами реакции.
В реакции разложения воды она является исходным веществом, а водород и кислород — продуктами реакции. Этот процесс можно показать схемой, в которой исходное вещество записано слева, а продукты реакции — справа от стрелки:
вода → водород + кислород
Химические реакции человек использует для получения металлов из металлических руд, пластмасс, волокон, резины из природного газа и нефти и других полезных веществ.
2.2. Проверка первичного усвоения
Диагностическая работа https://lesson.edu.ru/lesson/f8cb6a2c-5e34-41ce-8bc6-388580667f43
-
Применение изученного материала.
-
Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Диагностическая работа https://lesson.edu.ru/lesson/f8cb6a2c-5e34-41ce-8bc6-388580667f43
-
Развитие функциональной грамотности
-
Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
-
Дополни предложения:
1. Образование зелёного налёта на медных изделиях
.
-
Таяние льда
.
При физических явлениях вещества не изменяются, а при химических из одних веществ образуются другие.
1. Образование зелёного налёта на медных изделиях — химическое явление.
На медных изделиях появляется зелёный налёт, потому что медь реагирует с компонентами воздуха и превращается в новое вещество.
2. Таяние льда — физическое явление.
Лёд — это твёрдая вода. При таянии льда вещество сохраняется. Оно переходит в другое агрегатное состояние.
-
Выбери физические явления:
квашение капусты
образование углекислого газа и воды при сгорании дров
таяние льда
выделение пузырьков газа в стакане с водопроводной водой
Физическими называют явления, при которых изменяется только форма или агрегатное состояние веществ. Вещества при физических явлениях не изменяются.
Превращение веществ не происходит. Из водопроводной воды выделяется растворённый в ней воздух.
Лёд — это твёрдая вода. При таянии льда вещество сохраняется. Оно переходит в другое агрегатное состояние.
Физические явления: выделение пузырьков газа в стакане с водопроводной водой; таяние льда.
-
Отметь схему процесса, который не относится к химическим явлениям:
вода + песок → смесь песка и воды
сера + кислород → сернистый газ
углекислый газ + вода → углевод + кислород
алмаз → графит
Химическими называют явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие. Если вещества сохраняются, только изменяют своё состояние или форму, то происходят физические явления.
Выбираем процесс, в котором превращения веществ не происходит.
К химическим явлениям не относится превращение: вода + песок → смесь песка и воды.
-
Подведение итогов, домашнее задание
-
Рефлексия
-
Домашнее задание.