СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по химии на тему «Физические и химические явления. Химическая реакция» (8 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по химии на тему «Физические и химические явления. Химическая реакция» (8 класс)»

Дата:

Класс: 8

Учитель:

Предмет: Химия



Тема: «Физические и химические явления. Химическая реакция»



  1. Контролируемые элементы содержания



  • Физические и химические явления. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ.



  1. Контролируемые умения



  • Осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания.

  • Осознание химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы.

  • Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов

  • Овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии



  1. Проверяемые элементы содержания



  • Физические и химические явления. Химическая реакция. Признаки химических реакций. Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Типы химических реакций (соединение, разложение, замещение, обмен).



  1. Предметные умения



  • Использовать возможности информационно-коммуникационных технологий для переработки, передачи химической информации, её представления в различных формах, подготовки презентаций

  • Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии

  • Различать физические и химические явления



  1. Личностные результаты



  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

  • Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой



  1. Функциональная грамотность



  • Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

  • Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для общества

  • Вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания



Тип урока: Комбинированный урок



Библиотека ЦОК: https://lesson.edu.ru/lesson/f8cb6a2c-5e34-41ce-8bc6-388580667f43



Ход урока



  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала



    1. Актуализация опорных знаний



https://lesson.edu.ru/lesson/f8cb6a2c-5e34-41ce-8bc6-388580667f43



Рекомендации для учителя

Выведите изображения на экран.

Обсудите с восьмиклассниками вопросы:

— Что объединяет все эти изображения?
— Что называют явлением?
— Какие явления вам известны?
— Какие явления изучает биология?
— Какие явления изучает физика? Сформулируйте определение.
— Как вы думаете, какие явления изучает химия?



    1. Целеполагание





  1. Освоение нового материала



    1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Обучающие видеоролики https://lesson.edu.ru/lesson/f8cb6a2c-5e34-41ce-8bc6-388580667f43



Физическими называют явления, при которых не происходит превращение одних веществ в другие.

При физических явлениях могут изменяться физические свойства вещества: агрегатное состояние, температура, плотность и т. д.

 

К физическим явлениям относятся распространение запаха в воздухе, свечение раскалённых металлов, прохождение электрического тока по металлической проволоке, растворение сахара в воде, выделение соли из раствора при выпаривании. В этих процессах вещества не изменяют свои состав и строение.

Пример:

при нагревании вода превращается в пар. Жидкая вода и водяной пар состоят из одинаковых молекул.

 

Рис. 1. Испарение воды

 

Изменения произошли, но вода осталась водой.

Химическими называют явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие.

К химическим явлениям относятся образование в зелёных листьях растений крахмала и кислорода из углекислого газа и воды, превращение железа в ржавчину, горение дров, гниение опавших листьев.

Химические явления называют химическими реакциями. В результате химических реакций происходит изменение состава и строения веществ. Новые вещества образуются из атомов, которые входили в состав исходных веществ.

Пример:

при пропускании электрического тока вода разлагается на водород и кислород. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода, соединённых вместе. В результате реакции атомы разделяются и образуют молекулы водорода и кислорода.

 

Рис. 2. Разложение воды

 

Вещества, вступившие в химическую реакцию, называют реагентами, или исходными веществами. Образовавшиеся новые вещества называют продуктами реакции.



В реакции разложения воды она является исходным веществом, а водород и кислород — продуктами реакции. Этот процесс можно показать схемой, в которой исходное вещество записано слева, а продукты реакции — справа от стрелки:

вода → водород + кислород

Химические реакции человек использует для получения металлов из металлических руд, пластмасс, волокон, резины из природного газа и нефти и других полезных веществ.



2.2. Проверка первичного усвоения



Диагностическая работа https://lesson.edu.ru/lesson/f8cb6a2c-5e34-41ce-8bc6-388580667f43



  1. Применение изученного материала.





    1. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни



Диагностическая работа https://lesson.edu.ru/lesson/f8cb6a2c-5e34-41ce-8bc6-388580667f43



    1. Развитие функциональной грамотности







  1. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика





  1. Дополни предложения:

 

1. Образование зелёного налёта на медных изделиях  .

 

  1. Таяние льда  .



При физических явлениях вещества не изменяются, а при химических из одних веществ образуются другие.

 

1. Образование зелёного налёта на медных изделиях — химическое явление.

На медных изделиях появляется зелёный налёт, потому что медь реагирует с компонентами воздуха и превращается в новое вещество.

 

2. Таяние льда — физическое явление.

Лёд — это твёрдая вода. При таянии льда вещество сохраняется. Оно переходит в другое агрегатное состояние.



  1. Выбери физические явления:

 

квашение капусты

образование углекислого газа и воды при сгорании дров

таяние льда

выделение пузырьков газа в стакане с водопроводной водой


Физическими называют явления, при которых изменяется только форма или агрегатное состояние веществ. Вещества при физических явлениях не изменяются.

 

Превращение веществ не происходит. Из водопроводной воды выделяется растворённый в ней воздух.

 

Лёд — это твёрдая вода. При таянии льда вещество сохраняется. Оно переходит в другое агрегатное состояние.

 

Физические явления: выделение пузырьков газа в стакане с водопроводной водой; таяние льда.



  1. Отметь схему процесса, который не относится к химическим явлениям:

 

вода + песок → смесь песка и воды

сера + кислород → сернистый газ

углекислый газ + вода → углевод + кислород

алмаз → графит


Химическими называют явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие. Если вещества сохраняются, только изменяют своё состояние или форму, то происходят физические явления.

 

Выбираем процесс, в котором превращения веществ не происходит.

  

К химическим явлениям не относится превращение: вода + песок → смесь песка и воды.






  1. Подведение итогов, домашнее задание



    1. Рефлексия



    1. Домашнее задание.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя