9 кл
Тема урока: «Щелочные металлы»
Цели урока:
1.Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы. Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочных металлов;
Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
Развивающие:
Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов; Совершенствовать умения логически мыслить;Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.
Воспитательные:
Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок; Продолжить развитие речевых навыков: Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений ;Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний:
К сегодняшнему уроку Вам необходимо было повторить основные свойства и получение металлов, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках.
Металлы – один из самых распространенных материалов, используемые цивилизацией на протяжении практически всей ее истории. Многие ученые восхищались этими элементами и их соединениями.
Давайте вспомним химические свойства металлов.
Какими химическими свойствами обладают металлы?
С какими соединениями вступают в реакции?
Взаимодействие с кислородом.
Взаимодействие с хлором?
Что образуется при взаимодействии с серой?
Как металлы реагируют с водой?
При взаимодействии с кислотами что образуеся?
Взаимодействие с солями?
3. Изучение новой темы.
Кто они – щелочные металлы?
Щелочны́е мета́ллы — это элементы I группы главной подгруппы. Эти металлы получили название щелочных, потому что большинство их соединений растворимо в воде. По-славянски «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов.
▪ Общая характеристика щелочных металлов по их положению в таблице Учащиеся вместе с учителем дают общую характеристику щелочных металлов по их положению в Периодической системе химических элементов.
С увеличением порядкового номера атомный радиус увеличивается, способность отдавать валентные электроны увеличивается и восстановительная активность увеличивается:
▪ Нахождение в природе
В каком виде щелочные металлы находятся в природе.
Если посмотреть на ряд активности металлов, то можно увидеть, что щелочные металлы находятся в самом начале, т.е. эти металлы очень активные. В связи с этим в природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений. Соединения натрия и калия очень распространены в природе, соединения лития, рубидия и цезия – редкие. Наиболее распространенные и важные соединения натрия и калия это:
Na-2,64% (по массе), K-2,5% (по массе), Li, Rb, Cs - значительно меньше, Fr- искусственно полученный элемент
Li2O • Al2O3 • 4SiO2 – сподумен
Na
NaCl – поваренная соль (каменная соль), галит
Na2SO4 • 10H2O – глауберова соль (мирабилит)
NaNO3 – чилийская селитра
Na3AlF6 - криолит
Na2B4O7· 10H2O - бура
K
KCl • NaCl – сильвинит
KCl • MgCl2 • 6H2O – карналлит
K2O • Al2O3 • 6SiO2 – полевой шпат (ортоклаз)
Получение щелочных металлов
Итак, в самородном виде щелочные металлы в природе не встречаются, как же их получают? Щелочные металлы получают методом электролиза расплавов их солей. Например, натрий получают электролизом расплава его хлорида.
Таким образом получают щелочные металлы, а как же они выглядят. Рассмотрим физические свойства щелочных металлов.
▪ Физические свойства щелочных металлов
Какие физические свойства щелочных металлов вы знаете?
Для щелочных металлов, как и для других металлов характерна металлическая кристаллическая решетка. В узлах такой решётки находятся атомы и ионы, между которыми свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое.
Такое внутреннее строение металлов и определяет их физические свойства.
Щелочные металлы – вещества серебристого цвета, тепло и электропроводны. Франций – радиоактивный металл, период полураспада самого долгоживущего изотопа 22 минуты. Щелочные металлы легко режутся ножом.
Химические свойства щелочных металлов
У атомов щелочных металлов большой атомный радиус, а на внешнем энергетическом уровне находится 1 электрон. Поэтому щелочные металлы в реакциях стремятся отдавать свой электрон, проявляя свойства восстановителей. Щелочные металлы очень активны
Щелочные металлы вследствие их высокой активности хранят в толстостенных сосудах из темного стекла под слоем керосина. Литий из-за его малой плотности хранят под слоем вазелинового масла.
1. Взаимодействие с простыми веществами:
4 Li + O2 → 2 Li2O (натрий образует пероксид, а калий надпероксид)
6 Li + N2→ 2 Li3N (литий в присутствии влаги реагирует при комнатной температуре с азотом воздуха, забегая вперед, скажу, что азот воздуха химически инертен и при комнатной температуре реагирует только с литием)
2. Взаимодействие со сложными веществами
Качественная реакция на ионы щелочных металлов: окраска пламени.
Для распознавания соединений натрия и калия используют способность окрашивать пламя.
Учитывая химическую активность щелочные металлы хранят под слоем керосина.
▪ Биологическая роль и применение соединений калия
Поташ (К2СО3) – используют для получения жидкого мыла, в с/х в качестве хорошего удобрения. В настоящее время – зарегистрирован как добавка к пище Е 501 (регулятор кислотности).
Калийная селитра (КNO3) – используют в пиротехнике как окислитель
Глауберова соль - используют в стекольном производстве, в стиральных порошках, зарегистрирован, как пищевая дабавка Е 514 – регулятор кислотности
▪ Закрепление изученного материала:
Каждый ученик рассказывает, что он узнал на уроке.
▪ Домашнее задание: §11, упр. 1, 2