СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по химии на тему: "Щелочные металлы" 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по химии на тему: "Щелочные металлы" 9 класс»

9 кл

Тема урока: «Щелочные металлы»


Цели урока:

1.Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы. Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочных металлов;

  2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.

Развивающие:

Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов; Совершенствовать умения логически мыслить;Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.

Воспитательные:

Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок; Продолжить развитие речевых навыков: Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений ;Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний:

К сегодняшнему уроку Вам необходимо было повторить основные свойства и получение металлов, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках.

Металлы – один из самых распространенных материалов, используемые цивилизацией на протяжении практически всей ее истории. Многие ученые восхищались этими элементами и их соединениями.

Давайте вспомним химические свойства металлов.

Какими химическими свойствами обладают металлы?

С какими соединениями вступают в реакции?

Взаимодействие с кислородом.

Взаимодействие с хлором?

Что образуется при взаимодействии с серой?

Как металлы реагируют с водой?

При взаимодействии с кислотами что образуеся?

Взаимодействие с солями?


3. Изучение новой темы.

Кто они – щелочные металлы?

Щелочны́е мета́ллы — это элементы I группы главной подгруппы. Эти металлы получили название щелочных, потому что большинство их соединений растворимо в воде. По-славянски «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов.

▪ Общая характеристика щелочных металлов по их положению в таблице Учащиеся вместе с учителем дают общую характеристику щелочных металлов по их положению в Периодической системе химических элементов.

С увеличением порядкового номера атомный радиус увеличивается, способность отдавать валентные электроны увеличивается и восстановительная активность увеличивается:

▪ Нахождение в природе

В каком виде щелочные металлы находятся в природе.

Если посмотреть на ряд активности металлов, то можно увидеть, что щелочные металлы находятся в самом начале, т.е. эти металлы очень активные. В связи с этим в природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений. Соединения натрия и калия очень распространены в природе, соединения лития, рубидия и цезия – редкие. Наиболее распространенные и важные соединения натрия и калия это:

Na-2,64% (по массе), K-2,5% (по массе), Li, Rb, Cs - значительно меньше, Fr- искусственно полученный элемент

Li2O • Al2O• 4SiO2 – сподумен

Na

NaCl – поваренная соль (каменная соль), галит

Na2SO• 10H2O – глауберова соль (мирабилит)

NaNO3 – чилийская селитра

Na3AlF6 - криолит 

Na2B4O7· 10H2O - бура

K

KCl • NaCl – сильвинит

KCl • MgCl• 6H2O – карналлит

K2O • Al2O• 6SiO2 – полевой шпат (ортоклаз)


Получение щелочных металлов

Итак, в самородном виде щелочные металлы в природе не встречаются, как же их получают? Щелочные металлы получают методом электролиза расплавов их солей. Например, натрий получают электролизом расплава его хлорида.

Таким образом получают щелочные металлы, а как же они выглядят. Рассмотрим физические свойства щелочных металлов.

▪ Физические свойства щелочных металлов

Какие физические свойства щелочных металлов вы знаете?

Для щелочных металлов, как и для других металлов характерна металлическая кристаллическая решетка. В узлах такой решётки находятся атомы и ионы, между которыми свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое.

Такое внутреннее строение металлов и определяет их физические свойства.

Щелочные металлы – вещества серебристого цвета, тепло и электропроводны. Франций – радиоактивный металл, период полураспада самого долгоживущего изотопа 22 минуты. Щелочные металлы легко режутся ножом.

Химические свойства щелочных металлов

У атомов щелочных металлов большой атомный радиус, а на внешнем энергетическом уровне находится 1 электрон. Поэтому щелочные металлы в реакциях стремятся отдавать свой электрон, проявляя свойства восстановителей. Щелочные металлы очень активны

Щелочные металлы вследствие их высокой активности хранят в толстостенных сосудах из темного стекла под слоем керосина. Литий из-за его малой плотности хранят под слоем вазелинового масла.

1. Взаимодействие с простыми веществами:

4 Li + O→ 2 Li2O (натрий образует пероксид, а калий надпероксид)

6 Li + N2→ 2 Li3N (литий в присутствии влаги реагирует при комнатной температуре с азотом воздуха, забегая вперед, скажу, что азот воздуха химически инертен и при комнатной температуре реагирует только с литием)

2. Взаимодействие со сложными веществами

  1. Качественная реакция на ионы щелочных металлов: окраска пламени.


Для распознавания соединений натрия и калия используют способность окрашивать пламя.

Учитывая химическую активность щелочные металлы хранят под слоем керосина.

▪ Биологическая роль и применение соединений калия

Поташ (К2СО3) – используют для получения жидкого мыла, в с/х в качестве хорошего удобрения. В настоящее время – зарегистрирован как добавка к пище Е 501 (регулятор кислотности).

Калийная селитра (КNO3) – используют в пиротехнике как окислитель

Глауберова соль - используют в стекольном производстве, в стиральных порошках, зарегистрирован, как пищевая дабавка Е 514 – регулятор кислотности

▪ Закрепление изученного материала:

Каждый ученик рассказывает, что он узнал на уроке.

▪ Домашнее задание: §11, упр. 1, 2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!