Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Синьковской СОШ №2 и авторской программы по предмету литературное чтение Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской. М.: Академкнига /учебник , 2017г.
Данная рабочая программа разработана для общеобразовательного класса в соответствии с учетом потребностей и запросов обучающихся и их родителей. В 4 - б классе на начало учебного года у учащихся разный уровень сформированности мотивации к обучению (высокий уровень — 20%, средний уровень - 50%, низкий-30%), разный уровень владения русским языком ( (10% - вынужденные переселенцы из Украины, 25 % , имеющих логопедические проблемы). Рабочая программа разработана без внесения изменений в авторскую программу. Реализация программы осуществляется посредством учебника « Литературное чтение» автора Н. А. Чураковой, для 4 класса. Авторская программа рассчитана на 51 час в год. Рабочая программа рассчитана на 51 час.
Основное содержание
Изучение литературного чтения в 4-б классе направлено на достижение следующих целей:
- обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
- приоритетной целью обучения литературному чтению в 3 классе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
- духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
- духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
- литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
- библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в 3 классе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.
Программа 3 класса предусматривает изучение материала по разделам:
виды речевой читательской деятельности;
литературоведческая пропедевтика;
элементы творческой деятельности,
круг чтения (сказки народов мира, бытовые сказки, авторские сказки, пословицы и поговорки, авторская литература народов мира, классики русской литературы, классики советской и русской детской литературы, современная детская литература на рубеже ХХ — ХХ1 века).
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу 4-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающие научатся:
- читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
- писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
- называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
- рассказывать о любимом литературном герое;
- выявлять авторское отношение к герою;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
- ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;
- делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по её элементам;
- самостоятельно читать выбранные книги;
- высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
- самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
- различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
- различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;
- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
- обнаруживать «бродячие» сюжеты в сказках разных народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
- интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;
- принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
- читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
- устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
в области познавательных общих учебных действий:
обучающие научатся:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
- свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к тексту);
обучающиеся получат возможность научиться:
- освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий:
обучающие научатся:
в рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;
в рамках коммуникации как взаимодействия:
- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;
в области регулятивных учебных действий:
обучающиеся получат возможность научиться:
– осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Тематическое распределение часов
Раздел | № урока | Содержание ( тема) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование |
план | факт |
1 | | Персей. Древнегреческое сказание.Стр. 13-20. | 1 | | | |
1 | | Персей. Древнегреческое сказание.Стр. 13-20. | 1 | | |
1 | | Особенности ГЕРОЯ волшебной сказки.Стр. 28-31. | 1 | | |
1 | | Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка».Стр. 38-45. | 1 | | |
1 | | Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».Стр. 45-51. | 1 | | |
1 | | «Алтын-сака – золотая бабка», стр. 32-44. | 1 | | |
1 | | «Алтын-сака – золотая бабка», стр. 32-44. | 1 | | | |
1 | | «Алтын-сака – золотая бабка», стр. 32-44. | 1 | | |
1 | | Обобщение и закрепление знаний о волшебных сказках и былинах. | 1 | | |
1 | | Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Стр. 71-89. (Стр. 84-89.) | 1 | | |
2 | | Василий Жуковский «Славянка». Поход в «Музейный дом». Исаак Левитан «Тихая обитель». | 1 | | |
2 | | Василий Жуковский «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень». | 1 | | |
2 | | Владимир Набоков «Обида». Поход в «Музейный дом». Эмилия Шанкс «Наём гувернантки». | 1 | | | |
2 | | Юрий Коваль «Лес, Лес! Возьми мою глоть!». Поход в «Музейный дом». Сергей Лучишкин «Шар улетел», Валерий Ватенин «Голуби в небе». | 1 | | |
2 | | Леонид Андреев «Петька на даче». | 1 | | |
2 | | Антон Чехов «Ванька». Поход в «Музейный дом». Николай Богданов-Бельский «Визитёры», «Дети за пианино». | 1 | | |
2 | | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее | 1 | | |
3 | | Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» | 1 | | |
3 | | Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы». Стр. 6-13.Людмила Улицкая «Бумажная победа». Стр. 14-26. | 1 | | | |
3 | | Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!». Стр. 33-37. Поход в «Музейный дом». Ван Гог «Огороженное поле. Восход солнца», «Звёздная ночь». | 1 | | |
4 | | Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр». (Стр. 149-153.) | 1 | | |
4 | | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Стр. 63-70. | 1 | | |
4 | | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Стр. 70-81. | 1 | | |
5 | | Константин Паустовский «Тёплый хлеб».Стр. 156-172. (Стр. 164-172.) | 1 | | |
5 | | Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)».Стр. 82-85. Поход в «Музейный дом». | 1 | | | |
5 | | Мария Вайсман «Шмыгимышь». Стр. 90-98. | 1 | | |
5 | | Александр Кушнер «Сирень». Стр. 107-111. Пётр Кончаловский «Сирень». | 1 | | |
5 | | Афанасий Фет «Это утро, радость эта…».Стр. 115-118.Фёдор Тютчев «Как весел грохот…».Стр. 118-120. | 1 | | |
5 | | Михаил Лермонтов «Парус», Максимилиан Волошин «Зелёный вал…».Стр. 120-124. Иван Айвазовский «Девятый вал». | 1 | | |
5 | | Самуил Маршак «Как поработала зима…». Стр. 124-127. | 1 | | |
6 | | Александр Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…». Стр. 127-130. | 1 | | | |
6 | | Анна Ахматова «Памяти друга». Стр. 148-152. | 1 | | |
6 | | Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…».Стр. 152-155. Сергей Рахманинов «Концерт 2, Сочинение 18». Часть первая. | 1 | | |
6 | | «Гимн Природе», Государственный гимн Российской Федерации.Стр. 159-162.Поход в «Музейный дом». Борис Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот». | 1 | | |
6 | | Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», Александр Пушкин «Везувий зев открыл…».Стр. 163-169. | 1 | | |
6 | | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Стр. 130-148. (Стр. 130-134.) | 1 | | |
6 | | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Стр. 130-148. (Стр. 134-140.) | 1 | | | |
7 | | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Стр. 130-148. (Стр. 140-144.) | 1 | | |
7 | | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Стр. 130-148. (Стр. 144-148.) Александр Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1942 года». Поход в «Музейный дом». | 1 | | |
7 | | Поход в «Музейный дом». Пабло Пикассо «Герника». Анна Ахматова «Памяти друга». Стр. 148-152. | 1 | | |
7 | | Анна Ахматова «Памяти друга». Стр. 148-152. | 1 | | |
7 | | Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…». Стр. 152-155. | 1 | | |
7 | | Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…». Стр. 152-155. | 1 | | | |
7 | | Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…». Стр. 152-155. Сергей Рахманинов «Концерт 2, Сочинение 18». Часть первая. | 1 | | |
7 | | Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится…». Стр. 156-158. Виктор Попков «Моя бабушка и её ковёр». | 1 | | |
7 | | «Гимн Природе», Государственный гимн Российской Федерации. Стр. 159-162. Поход в «Музейный дом». Борис Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот». | 1 | | |
7 | | Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», Александр Пушкин «Везувий зев открыл…». Стр. 163-169. | 1 | | |
8 | | Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», Александр Пушкин «Везувий зев открыл…». Стр. 163-169. | 1 | | |
8 | | Путешествие в Казань. В мастерской художника. Стр. 177-192. | | | | |
8 | | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Олимпиада по литературному чтению. Стр. 170-176. | 1 | | |
8 | | Проверка техники чтения. Обобщающий урок | 1 | | |
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
Протокол №_____ от « » августа 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
зам. директора поУВР
__________/___________/
« » августа 2018г.