Поурочное планирование по литературному чтению. 4 класс
Поурочное планирование по литературному чтению. 4 класс
Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
Цели: познакомить с новым разделом учебника; развивать память и внимание, навыки смыслового чтения; помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений; воспитывать культуру и уважение к истории России.
Планируемые результаты: предметные: умения называть элементы учебной книги, их находить, быстро в них ориентироваться, отвечать на вопросы: в чем заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения исторических произведений; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы: на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление уважения к истории своей родины.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока, магнитная азбука; у каждого учащегося: карточки со стихотворениями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Взяли мы две книжки —
Папа взял и я.
(Папина — большая,
Тонкая — моя.)
Думал я, все думал
И решил сказать: -
Я хочу большую
Книжку почитать.
Папа улыбнулся,
Возражать не стал.
Взял мою он книжку,
Мне свою отдал.
Долго я старался,
Но прочесть не мог.
— Что это за буквы?
— Формулы, сынок!
Очень интересно,
Только не понять,
Попросил я снова
Книжку поменять.
И сказал мне папа:
— Потерпи, сынок,
Я когда-то тоже
Их понять не мог.
А". Ибряев
— О чем вы думали, когда читали стихотворение? Что хотел сказать автор? (Книг на свете очень много, но выбирать их нужно соответственно своему возрасту.)
— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с интонацией раздражения, восхищения, утвердительно, весело, выразительно).
III. Работа по теме урока
— Расшифруйте, что здесь написано. (Название первого раздела «Летописи. Былины. Жития».)
ИСИПОТЕЛ ЫНИЛЫБ ЯИТИЖ
(Учащиеся составляют слова из букв магнитной азбуки, расставляя буквы в нужном порядке.)
— Как вы понимаете слово «летопись»? (Летопись — вид повествовательной литературы в Древней Руси. Летописи, как правило, состояли из погодных записей либо представляли собой регулярные записи каких-либо событий.)
— Для чего они нужны? (Предположения учащихся.) Ответ на этот вопрос мы узнаем чуть позднее.
— Как вы думаете, что мы будем изучать в этом разделе? Чему будем учиться? (Предположения учащихся.)
— Проверим наши предположения. Прочитайте на с. 3 учебника, с чем мы познакомимся в этом разделе. (С летописями и былинами о славном Илье Муромце, с житием Сергия Радонежского.)
— Чему мы научимся? (Рассказывать об исторических событиях, используя материал летописи, былины, жития; рассказывать о герое, используя опорные слова и информацию из различных источников.)
— Чему мы будем учиться? (Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры; пересказывать былину от лица ее героя; составлять летопись важных событий.)
— Прочитайте статью на с. 6 учебника и сравните с ее содержанием ваши ответы на поставленные мной ранее вопросы.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Что же такое летописи? (Записи о событиях в жизни народа делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, излета в лето. Отсюда и название этих записей —летописи.)
— Так для чего же они нужны нам? (Лучше понять окружающий мир, объяснить многое из происходящего в нем помогает народу его историческая память, которая с появлением письменности стала сохраняться в летописях.)
В период расцвета Киевской Руси, приходящегося на XI—XII вв., была создана книга «Рассказы начальной русской летописи». В ней рассказывалось о происхождении Русского государства, о начальном этапе его истории и о первых его деятелях.
Одним из первых русских летописцев был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поразительно одаренный человек. Он знал византийские исторические хроники, в которых запись событий велась по годам, старинные договоры, народные предания, собирал и записывал рассказы современников. Нестор старался выяснить, «откуда есть пошла Русская земля», имена первых князей... С болью и негодованием описывал Нестор княжеские распри, бедствия своего народа, набеги захватчиков. С течением времени во множестве больших и малых русских городов стали создавать свои летописи. Писали их сначала на пергаменте — специально выделанной коже, а с XV в. - на бумаге. Гусиным пером тщательно выводили каждую букву, раскрашивали большие заглавные буквы, украшали рисунками. Создание летописей считалось делом очень важным: недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. А после образования единого Русского государства, в конце XVв., ведение летописей стало государственным делом.
— Думаю, что вам уже захотелось познакомиться с летописями. Давайте начнем читать.
(Учитель читает отрывок на с. 7—8 учебника.)
— Все ли вам было понятно? Объясните выделенные в тексте слова.
ЯСТВА - (устар.) еда, кушанье.
ГРИВНА - денежная единица в Древней Руси — серебряный или золотой слиток весом около 400 г.
ПАВОЛОКИ — нарядные ткани, покрывала.
Узорочье — драгоценности, наряды.
— Какие еще слова были непонятны?
— Здесь упоминается Царьград. Знаете ли вы, что это за город? (Царьград — древнерусское название Константинополя (ныне Стамбул).)
— Ваши впечатления от прочитанного? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.)
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
— Что у вас получалось?
— Что показалось трудным?
VII. Подведение итогов урока
— Почему народ прозвал Олега вещим?
— Что еще мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков?
— Существовали ли на Руси города?
— Какой веры придерживались русичи?
Домашнее задание
Прочитать текст на с. 6-8 учебника, ответить на вопросы 1—3. Найти в энциклопедиях информацию по теме урока.
2