Тема: В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
Цели: расширить знания о творчестве В.В. Голявкина; помочь понять смысл произведения; учить анализировать поступки героев; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение, метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ произведения, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность».
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, карточки с заданиями.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Наши руки были в мыле —
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
— Прочитайте скороговорку способом «птичий базар».
— Найдите в ней глаголы, назовите их.
- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя глаголы.
- Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой интонацией, выразительно).
- Ребята, а вы чем любите заниматься в свободное время? Кто из вас и как помогает своим родителям дома?
III. Проверка домашнего задания
- Прочитайте ваши мини-сочинения о прогульщике.
IV. Работа по теме урока
— Заполните таблицу, характеризуя героев произведения В. Голявкина.
Герой рассказа | Отношение к герою произведения | Чувства, которые испытывал герой | Вывод, который можно сделать |
Главный герой (прогульщик) | | Хотел петь, радоваться свободе | |
|
Шофер | Прогнал: не умеешь, не надо | Вздохнул и пошел дальше | Делай то, что умеешь и должен делать |
Изобретатели | Смеются над ним | Удивление, обида, возмущение | В мире много интересного. Узнавай! " |
Дворник | Разозлился, прогнал. Не дал метлу | Нечем заняться, скучно, обида | Не мешай работать другим |
Строители | Прогнали, накричали | Удивление: откуда кричат? | Соблюдай правила безопасности на стройке |
Кондуктор | Догадалась, что он прогульщик | Стыд, неудобство, страх | Тайное становится явным |
Экскаваторщик | Не захотел разговаривать | Желание работать на экскаваторе | Надо учиться, чтобы получить профессию |
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока Работа над инсценированием рассказа
— Какую роль вам хотелось бы сыграть? Почему вы выбрали эту роль?
— Какое место занимает в рассказе персонаж, роль которого вы хотите исполнить?
— Какими вы представляете себе его внешность, манеру держаться, говорить?
— В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет?
— Как следует передать особенности этого героя в выразительном чтении, жестах, мимике, походке?
— Поработайте в группе: распределите роли. (Инсценирование произведения.)
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? (Поучительный.)
— Какие выводы мы сделали на уроке? (Обращаются к таблице.)
Домашнее задание
Повторить произведения раздела. Подготовиться к уроку внеклассного чтения по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» (книги о сверстниках, о школе).