Поурочное планирование по Литературному чтению. 4 класс.
Тема: Обобщающий урок «Делу время - потехе час»
Цели: обобщить знания по данному разделу; воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим; развивать память, творческие способности.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки героев литературных произведений, сравнивать их со своими собственными поступками.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
II. Сообщение темы и постановка целей урока
Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по разделу, который изучили. Проверим, насколько вы были внимательны, что вы запомнили. В конце урока мы подведем итог, кто же лучше всех учился, кто лучше знает материал.
III. Работа по теме урока
1. Обсуждение названия раздела
(Работа по заданию 1 на с. 35. На размышление дается 2 минуты.)
2. Работа с пословицами и поговорками
— Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела их можно отнести? Почему?
• Поздно поднялся — день потерял, в молодости не учился — жизнь потерял.
• Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени — только три дня.
• Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.
• Ученику — удача, учителю — радость.
3. Повторение: «Узнайте произведение»
— Проверим, насколько хорошо вы знаете произведения. Вам нужно определить их название только по одной фразе.
1. «Попробуй в классе запой - сразу выгонят». (В.В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел».)
2. «Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное». (В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка».)
3. «Грохочут грузовики — скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу». (Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».)
4. «Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить». (В.Ю. Драгунский. «Главные реки».)
4. Кроссворд
По горизонтали: 7. Черта характера человека, любящего трудиться. (Трудолюбие.) 9. По сценариям этого писателя сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и др. (Шварц.)
По вертикали: 1. У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тезка. Кто этот писатель? (Драгунский.)
2. Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблев. (Некрасов.) 3. Она стояла у стены. Дворник запретил трогать ее. (Метла.) 4. Родился этот писатель в Баку.
Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись. (Голявкин.) 5. Двое рабочих поняли, что мальчику нечего делать. Они предложили подтолкнуть кривой дом сбоку, чтобы он ровным был. Им было... (Смешно.) 6. Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны. (Пожарный.) 8. Его не умели ценить герои Е. Шварца. (Время.)
5. Работа по вопросам учебника
1. Составление рассказа о творчестве В.Ю. Драгунского (вопрос 4 на с. 35).
2. Вопросы 9, 10 на с. 36.
IV. Проверка домашнего задания
— Какие мини-сочинения вы написали? (Слушают некоторые из них.)
— Можно ли их включить в данный раздел?
V. Подведение итогов урока
— Кто, по вашему мнению, лучше всех работал на уроке?
Домашнее задание
Читать веселые рассказы о детях.