Поурочное планирование по русскому языку
Урок 138 08.04.2019г 3а класс
Тема: Значение и употребление глаголов в речи
Цель: развивать умения распознавать глаголы среди других частей речи, использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила;
Познавательные: использовать знаково- символические средства;
Коммуникативные: анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров.
Оборудование: учебник, карточки
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний
— Вспомните сказки. Спишите, вставьте подходящие по смыслу глаголы.
1) Старик ... неводом рыбу, старуха ... свою пряжу. 2) Волк ... целую ночь в проруби, хвосту него и .... 3) Емеля ... с печки, ...,...,... вёдра да топор.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Вставьте пропущенный глагол. Объясните её смысл.
Мир строит, а война ....
— Назовите в пословице глаголы. (Строит, разрушает.)
— Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют значение? (Они имеют противоположное значение.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр.176
— Прочитайте предложения.
— Назовите слова с орфограммами и объясните их написание.
— Найдите глаголы-синонимы. (Сияло, блестела, сверкала; светит, горят.)
— Назовите словосочетания с глаголами в переносном значении. (Сверкнула мысль, горят звёзды, блестят глаза.)
Упр. 177 (с. 104).
— Прочитайте текст. Найдите глаголы.
— Почему автор использует такие глаголы?
— К каким из них можно подобрать синонимы? Подберите.
— К каким из них можно подобрать антонимы? Подберите.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр. 178 (с. 104).
— Прочитайте пары слов. Сравните их.
— Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово завтрак в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом завтрак, запишите.
— Запомните написание этого слова.
Материал для учителя
Что за странное слово для обозначения утреннего приёма пищи? Уж не связано ли оно каким-нибудь образом со словом завтра!
Оказывается, связано.
Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро и называлась поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, на поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее.
Сейчас всё изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно приготовить за десять минут. Утром! И сегодня же, тут же его и съесть. Но всё равно он — завтрак!
Вот какое стихотворение написал поэт В. Берестов.
«Завтра, — думал я вчера — Сяду завтракать с утра». Завтрак тут, а где же завтра? Я сегодня сел за завтрак.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Упражнения в подборе антонимов
— Допишите глаголы с противоположным значением.
1) Солнце всходит и ... . 2) Ласточка день начинает, а соловей ... . 3) Встретил с радостью, а ... с жалостью. 4) Любишь брать, люби и .... 5) Как аукнется, так и ....
— Объясните смысл пословиц.
— Подберите к глаголам антонимы и запишите их. Спать, ходить, сидеть, болтать, лежать.
VIII. Рефлексия
(Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.)
— Соедините стрелками фразеологизмы и глаголы с соответствующим значением.
баклуши бить запомнить
вдохнуть жизнь обидеться
надуть губы бездельничать
зарубить на носу оживить
— Объясните значения фразеологизмов.
— Что такое глагол?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— С какой целью глаголы употребляются в речи?
Домашнее задание
Упр. 179 (с. 104).