Урок 74
Письмо строчной буквы «в»
Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «в»; учить находить в слове парные согласные звуки; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове; закреплять гигиенические навыки при письме; продолжить формирование понятия о звуке как мельчайшей структурной и функциональной единице языка, с помощью которой различаются слова и формы слов; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; закреплять графические навыки письма изученных букв; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); учить анализировать предложение и составлять схему предложений; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель читает стихотворения:
Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая.
Как будто крендель
Испекли,
Приезжих поджидая.
С. Маршак
Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки!
Г. Виеру
– На что еще похожа буква «в»?
– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «в», которая обозначает звуки [в], [в’].
III. Повторение звуков, изученных на уроках чтения.
– Встаньте, если услышите в слове звук [в] или [в’]: дверь, рама, лама, факел, ведро, доска, витрина, вареник, фара, ловить и т. д.
Учитель проводит игру «Камень – вата» (так же, как и «Том – Тим») с целью упражнения в определении звуков по мягкости и твердости. Разделив класс на две команды, учитель называет слова то с твердым [в] (встает команда «Камень»), то с мягким [в’] (встает команда «Вата»).
[в] варежки волк ворона вода | [в’] вилка вьюга веник велосипед |
IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «в» в памяти учащихся.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «в»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «в».
– Чем они похожи? Чем отличаются?
Далее учитель на магнитной доске конструирует строчную букву «в».
– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «в». (Полоска в форме прямой линии с петлей; полоска в форме овала.)
– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «в».
– Выполните конструирование строчной буквы «в» у себя на столе.
В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 25 и № 40 (или № 41), необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 42, № 39, № 33, № 29 для дифференцирования размера и формы элементов.
– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 3, с. 32.)
V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной буквы «в» на доске.
Начинаем на середине рабочей строки. Снизу вверх пишем плавную линию, отклоняясь вправо (1), не дойдя до дополнительной линейки, закругляем влево, коснувшись ее (2). Опускаем прямую вниз, пересекаем плавную линию на верхней линейке (3). Не дойдя до нижней линейки, пишем полуовальную линию вправо, коснувшись ее (4). Поднимаем ее вверх (5), закругляем влево, коснувшись верхней линейки (6), опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой линии (7).
Снизу вверх, отклоняясь вправо (1), влево (2), вниз (3), вправо (4), вверх (5), влево (6), вниз (7).
2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «в» под счет.
3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 30).
4. Имитация учащимися начертания буквы «в» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).
Подготовка руки к письму.
VI. Письмо учащимися в тетради.
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и строчной буквы «в» по алгоритму.
2. Упражнение в письме соединений:
а) среднеплавного – вё;
б) верхнего – ви;
в) нижнего – во.
VII. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов по образцу.
– Рассмотрите иллюстрации в тетради. Что здесь нарисовано?
– Сравните слова «вазы» и «вязы».
– Какой звук обозначает буква «в» в этих словах? (вазы – [в], вязы – [в’].)
– Проанализируйте звукобуквенные схемы этих слов.
– Перекодируйте звуки в письменные буквы.
– Рассмотрите виды соединений букв в этих словах и выполните письмо.
Аналогично учащиеся анализируют и составляют звукобуквенные схемы других пар слов.
– Рассмотрите рисунок в тетради. Кто здесь нарисован? (Выдра.)
– Где живет выдра?
– Чем питается выдра?
– Проанализируйте схему текста. Сколько в нем предложений?
– Составьте рассказ о выдре, используя данную схему текста.
Справочный материал для учителя
ВЫДРА
На берегах водоемов, рек с быстрым течением живет еще один представитель куньих – выдра. За пристрастие к рекам в народе ее называют поречня (раньше говорили «порешня»).
Выдру любят и уважают. И это вполне справедливо. Люди знают выдру хорошо. И уважают за смелость и благородство: при необходимости она не только отважно сама защищается или защищает свое потомство, но и, не раздумывая, бросается на выручку собратьев. Любят выдру и за своеобразную благожелательность: она никогда не прогоняет со своих участков норок или ондатр. Наконец, выдры не кровожадны: никогда не ловят больше того, что им надо съесть. Выдра очень наблюдательна, и у нее отличная память: она замечает малейшие изменения, произошедшие на ее участке, особенно там, где бывает часто: сломанную ветку, упавшее дерево, примятую траву. Вообще свой охотничий участок – это полоса примерно 100-метровой ширины, тянущаяся вдоль реки на 2–6 километров, – выдра знает до мельчайших подробностей. На этом участке у нее несколько нор. В одних выдра спит или отдыхает, в других живет только во время выкармливания малышей. Эти гнезда сделаны особенно тщательно: вход спрятан под воду, вентиляционное отверстие ловко замаскировано в кустах. Выдрята появляются слепые и лишь через месяц-полтора откроют глаза. Пройдет еще немало времени, пока мать приведет их на берег и начнет учить плавать очень простым, но действенным способом: возьмет за шиворот и швырнет в воду. И выдрята, работая всеми четырьмя перепончатыми лапами, помогая себе длинным мускулистым хвостом, плывут. Затем мамаша обучает их нырять, что необходимо в жизни. Довольно скоро выдрята уже становятся заправскими пловцами и охотниками, как и все выдры. Среди куньих нет пловцов, равных выдрам. Вообще все у них приспособлено для жизни в воде: торпедообразное тело, гладкий мех, перепонки на лапах, хвост, служащий рулем, специальные клапаны, запирающие нос и уши. Под водой выдра может оставаться 3–4 минуты. На суше она чувствует себя хуже. Особенно трудно двигаться ей по глубокому снегу. Хоть выдра и избегает зимних прогулок, но поскольку в спячку она не ложится, то вынуждена охотиться и зимой. А если водоем промерзает до дна, отправляется она искать другой. И проходит иногда не один десяток километров, пока не найдет то, что требуется. К счастью для выдры, такие путешествия ей приходится совершать не часто.
Выдре трудно ходить не только по снегу, но и по льду. Тут она приспособилась: разбегается, поджимает лапы и скользит на брюхе. Быстро и удобно. Любят выдры кататься и с гор: заберутся на крутой берег, лягут на живот и мчатся вниз, радостно повизгивая от удовольствия. Съедут и снова полезут на горку. И опять мчатся во весь дух. Катание с гор выдры устраивают и летом. Если найдут подходящий глинистый крутой склон, очищают его от корней, веток, палок – всего, что может помешать, проделывают желоб и мчатся по нему на брюхе прямо в воду! И в воде не успокаиваются – носятся друг за другом, устраивают возню, играют в «догонялки». Веселый зверь. За это тоже любят выдру люди. Впрочем, любят не все: многие считали (да и сейчас еще кое-кто считает), что очень уж много рыбы поедает она, большой урон наносит рыбному хозяйству. Одно время это мнение было так распространенно, что выдру старались уничтожить всеми способами, особенно в рыбных хозяйствах. И вдруг стали замечать: там, где исчезла выдра, и рыбы стало гораздо меньше. Оказалось, что и тут действует все тот же принцип «хищник – санитар»: уничтожая в первую очередь больных рыб, выдра дезинфицирует водоемы, не дает распространяться заразе, предупреждает замор. Если же ловит здоровую – и тут нет большой беды: ведь выдра в основном питается малоценной, так называемой сорной рыбой. Кроме рыбы, выдра поедает раков и моллюсков, грызунов и насекомых. В ее рацион входит и вегетарианская пища.
У выдры очень красивый, теплый и прочный мех. И он очень ценится. Наверное, так оно и должно быть. Но надо, чтоб ценился не только мех зверя, но и сам зверь: ведь выдра – сгусток красоты, энергии и грации. И какая шапка из ее меха, какой воротник могут сравниться с живым прекрасным зверем?!
VIII. Выполнение логических заданий с буквами.
– Какие буквы написал Почемучка?
– Сравните буквы о – в. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Сравните буквы в – а. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Сравните буквы б – в. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Переконструируйте строчную букву «в» в строчную букву «о»; в строчную букву «д»; в строчную букву «а».
Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.
IX. Итог урока.