СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по русскому языку УМК "ПНШ" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 66»

Урок 66

Письмо строчной буквы «с»

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «с»; учить находить в слове парные согласные звуки; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; совершенствовать умение анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворение:

 Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

В. Степанов

 Солнце село за селом,

Спят синицы,

Сойки спят,

Спит в реке усатый сом,

Спит и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пёс…

Сон в страну свою унёс.

Всех.

В. Лунин

– На что еще похожа буква «с»?

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «с», которая обозначает твердый согласный [с] и мягкий [с’] звуки.

III. Повторение звуков [с], [с’], изученных на уроках чтения.

– Придумайте слова, в которых есть звук [с] или [с’] в начале слова. (Снегурочка, солнце, санки и т. д.)

– Придумайте слова, в которых звук [с] или [с’] в середине слова. (Подснежник, подсолнух и т. д.)

– Придумайте слова, в которых есть звук [с] или [с’] в конце слова. (Лось, лес, кросс, час и т. д.)

Игра «Том – Тим».

– Если в слове твердый согласный [с], встают друзья Тома, если мягкий [с’] – встают друзья Тима.

[с]

сад

рис

колос

бусы

суп

[с’]

Сеня

карась

синий

сядь

IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «с» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «с»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «с».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Далее учитель на магнитной доске конструирует строчную букву «с».

– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «с». (Полоска в форме полуовала.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «с».

– Выполните конструирование строчной буквы «с» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблона № 20, необходимого для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 42, № 40 (или № 41), № 21, № 24 для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной буквы «с» на доске.

Начинаем ниже верхней линейки. Справа налево прописываем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки (1). Опускаем ее вниз (2), закругляем вправо, коснувшись нижней линейки (3).

Справа налево (1), вниз (2), вправо (3).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «с» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).

4. Имитация учащимися начертания буквы «с» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Подготовка руки к письму.

VI. Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и строчной буквы «с» по алгоритму.

2. Упражнение в письме верхнего соединения: ас, ус, ос.

VII. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов и предложений.

– Рассмотрите иллюстрации в тетради. Что здесь нарисовано? (Сом, семь.)

– Произнесите каждое слово по слогам.

– Какой звук обозначает буква «с» в слове «сом»? (Звук [с].)

– Какой звук обозначает буква «с» в слове «семь»? (Звук [с’].)

– Рассмотрите звукобуквенные схемы этих слов. Дайте характеристику каждому звуку.

– Перекодируйте звуки в письменные буквы.

– Что означает слово «сэр»? (Это обращение к мужчине в Англии.)

– Проанализируйте виды соединений букв в словах и выполните письмо.

– Сравните пары слов: «Лиза» и «лиса». Чем они похожи?

– Почему слово «Лиза» надо писать с заглавной буквы?

– Где живет лиса?

– Где живет сом?

– Прочитайте предложение и составьте его схему.

– Назовите слово-помощник в этом предложении.

– Составьте свои предложения по данной схеме о том, где живут разные медведи.

Медведь у берлоги.

Белка в дупле.

Сом в реке.

Сорока в гнезде.

Волк у логова.

– Проанализируйте виды соединений букв и выполните письмо по образцу.

VIII. Рисование узора-бордюра.

Учащиеся выполняют узор.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоска в форме прямой линии; полоска в форме полуовала.)

– Отгадайте загадки:

 На дорожку вышли рожки…

– Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять.

Круглый домик…

Может, гномик

В этом домике живет?

Он волшебный, этот домик, –

По дорожке сам ползет!

(Улитка.)

 Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы.

(Гриб.)

– Найдите угаданные предметы и раскрасьте их.

IX. Итог урока.



Просмотр содержимого документа
«Урок 67»

Урок 67

Письмо заглавной буквы «С»

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «С»; учить находить в слове парные согласные звуки; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель проводит игру «Доскажи словечко».

 То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый… (светлячок).

 Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я… (свекла).

 Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора, огромен он.

Ты узнал, кто это? ... (Слон.)

 И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши: прячутся, дрожа.

Очень уж суровы

Филины и… (совы).

 Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? ... (Соловей.)

– Проанализируйте слова-отгадки. Чем они похожи? На какой звук начинаются эти слова? (Звук [с].)

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву «С», которая нужна нам для обозначения твердого согласного [с] и мягкого [с’] в первом слове предложения и именах собственных.

III. Повторение звуков [с], [с’], изученных на уроках чтения.

– Поднимите правую руку, если услышите в словах звук [с], [с’]. (Слоненок, Зоя, санки, матрос, золото, усы и т. д.)

– Отгадайте ребусы и произнесите звук, который обозначает буква «с»: [с] или [с’].

IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «С» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «С»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «С».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Далее учитель на магнитной доске конструирует заглавную букву «С».

– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «С». (Полоска в форме полуовала.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква «С».

– Выполните конструирование заглавной буквы «С» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблона № 16, необходимого для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 17, № 42, № 40 (или № 41), № 24, № 21 для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания заглавной буквы «С» на доске.

Начинаем ниже дополнительной линейки. Справа налево прописываем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки (1). Опускаем ее вниз (2), закругляем вправо, коснувшись нижней линейки (3).

Справа налево (1), вниз (2), вправо (3).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «С» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).

4. Имитация учащимися начертания буквы «С» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Подготовка руки к письму.

ПОМОЩНИКИ

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот рядом прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

А другой давненько спит.

Кто у нас еще шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.

(Говорит шепотом.)

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет.

(Говорит громко.)

Просыпайся, детвора,

В школу пальчикам пора.

Выполнять движение пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.

VI. Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и заглавной буквы «С» по алгоритму.

2. Упражнение в письме соединений:

а) нижнего – Са, Со;

б) верхнего – Си, Су.

VII. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов и предложений.

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?

– Что делают девочки?

– Проанализируйте звукобуквенные схемы слов, и вы узнаете, как зовут девочек.

– Перекодируйте звуки в письменные буквы.

– С какой буквы надо писать имена людей?

– Какой звук обозначает буква «с» в слове «Сима»? (Звук [с’].)

– Прочитайте предложение и запишите к нему схему.

– Назовите слово-помощник в этом предложении.

– Найдите на рисунке Симу.

– Составьте по этой же схеме предложение про Зину.

У Зины коньки.

– Проанализируйте виды соединений букв и выполните письмо по образцу.

VIII. Рисование узора-бордюра.

Учащиеся выполняют узор.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоска в форме овала; полоска в форме прямой линии.)

– Отгадайте загадку:

 Кто там прыгает, шуршит?

Заморская птица.

Голоском речистым, чистым

Повторяет все со свистом.

(Попугай.)

– Раскрасьте угаданный предмет в узоре.

IX. Итог урока.



Просмотр содержимого документа
«Урок 68»

Урок 68

Работа над алгоритмом списывания
предложения и самопроверки.
Игры со словами

Цели: учить выполнять списывание предложений; совершенствовать умение анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; развивать речевые умения, логическое мышление и память.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Сегодня будем учиться списывать предложение и закреплять письмо слов под диктовку.

III. Повторение изученных букв.

Учащиеся записывают буквы под диктовку.

А, И, Н, С, Р н, м, л, р, с

Е, О, У, Д, Я а, о, ы, и, у

Подготовка руки к письму.

IV. Письмо в рабочей тетради.

1. Игра «Поиграем в буквы».

– Подберите гласные буквы так, чтобы получилось слово.

– Запишите полученные слова.

Запись: дом, дым, сон, сын.

2. Работа со звукобуквенными схемами.

– К данным схемам подберите слова.

нос лиса малина

– Запишите данные слова в тетрадь.

V. Работа над предложениями.

1. Составление схем предложений.

– Проговорите скороговорку и запишите схему предложения.

У елки иголки колки.

Сеня вез воз сена.

Белые бараны били в барабаны.

2. Запись предложений с опорой на схему.

– Рассмотрите схему.

– Сколько в этом предложении слов?

– Как пишутся слова? (Отдельно друг от друга.)

– Какое слово пишется с заглавной буквы?

Далее учащиеся записывают предложения под диктовку:

У осины Нина.

У Инны розы.

3. Упражнение в развитии речи.

– Составьте предложения по данным схемам.

VI. Итог урока.



Просмотр содержимого документа
«Урок 69»

Тетрадь 3

Урок 69

Письмо строчной буквы «г»

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «г»; учить находить в слове парные согласные звуки; совершенствовать умение анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; продолжить формирование умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворение:

 Букву

На плече носил.

На лугу

Траву косил.

Е. Тарлапан

 Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

С. Маршак

– На что похожа буква «г»?

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «г», которая обозначает звуки [г], [г’].

III. Повторение звуков [г], [г’], изученных на уроках чтения.

– Найдите одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, гамак, грабли. (Звук [г].)

– Вспомните слова, в которых есть мягкий согласный [г’]. (Гири, гитара, враги и т. д.)

Игра «Каждой вещи – свое место».

– Разложите по полкам вещи: на первую – в названиях которых звук [г], [г’] в начале слова, на вторую – в середине, на третью – в конце. (Шуба, гитара, флаг, глобус, галстук, гармонь, книга и т. д.)

IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «г» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «г»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «г».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Далее учитель на магнитной доске конструирует строчную букву «г».

– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «г». (Полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «г».

– Выполните конструирование строчной буквы «г» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблона № 36, необходимого для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 4, № 3, № 9, № 29, № 38 для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной буквы «г» на доске.

Начинаем ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо пишем закругление, коснувшись ее (1), вниз опускаем прямую (2), не дойдя до нижней линейки, закругляем вправо, коснувшись ее (3).

Слева направо (1), вниз (2), вправо (3).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «г» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 30).

4. Имитация учащимися начертания буквы «г» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Подготовка руки к письму.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

– Пальчик-мальчик, где ты был?

– С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

VI. Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и строчной буквы «г» по алгоритму.

2. Упражнение в письме соединений:

а) среднеплавного – аг, ег;

б) верхнего – гу, гы;

в) нижнего – га, го.

VII. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов и предложений.

– Рассмотрите иллюстрации в тетради. Что здесь нарисовано?

– Произнесите каждое слово по слогам.

– Какой звук обозначает буква «г» в каждом слове? (горы – [г], гири – [г].)

– Проанализируйте звукобуквенные схемы слов «горы» и «гири».

– Перекодируйте звуки в письменные буквы.

– Рассмотрите виды соединений в словах и выполните письмо по образцу.

– Прочитайте предложение. Сколько в нем слов?

– Какие слова надо писать с заглавной буквы?

– Проанализируйте каждое слово по плану:

1. Сколько в слове букв?

2. Сколько звуков?

3. Сколько слогов?

4. Какой слог ударный?

5. какие виды соединений используются?

– Составьте схему данного предложения.

– Назовите слово-помощник в данном предложении.

– По этой схеме составьте свои предложения.

У Гали гуси.

У Гоши галоши.

Запишите предложение по образцу.

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Сравните эти буквы. Чем они похожи? Выделите в них общий элемент. (Полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)

– Обведите общий элемент букв и впишите его в рамку.

– В какой букве общий элемент имеет переменные свойства? (В заглавной букве «И» общий элемент отличается по размеру.)

– Переконструируйте строчную букву «г» в строчную букву «р»; в строчную букву «т»; в заглавную букву «У».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

IX. Итог урока.



Просмотр содержимого документа
«Урок 70»

Урок 70

Письмо заглавной буквы «Г»

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «Г»; учить находить в слове парные согласные звуки; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; совершенствовать умение анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель проводит игру «Доскажи словечко».

 Силачом я стать хочу.

Прихожу я к силачу:

– Расскажите вот о чем –

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

– Очень просто. Много лет

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я… (гантели).

 Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовется птица… (грач).

 Михаил играл в футбол

И забил в ворота... (гол).

– Сравните слова-отгадки. Чем они похожи? На какой звук начинаются эти слова? (На звук [г].)

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву «Г», которая нужна нам для обозначения твердого согласного [г] и мягкого согласного [г’] в первом слове предложения и собственном имени.

III. Повторение звуков [г], [г’], изученных на уроках чтения.

– Запомните слова со звуком [г], [г’], которые встретятся вам в сказке.

ГЕНЕРАЛ ГЕНА

Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.

Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!

Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.

– Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!

А галчата как загалдят:

– Это ты-то генерал? А где твоя сабля?

– А вот же, под крылом, – говорит Гена.

– А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.

– Эх вы, глупенькие, – грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.

(Г. Юдин.)

[г]

гусёнок

гардероб

галстук

галоши

голову

громадную

газета

гвоздь

глянул

гордой

галдят

галчата

говорил

гусь

глупенькие

грустно

[г`]

генерал

Гена

IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «Г» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «Г»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Г».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Далее учитель на магнитной доске конструирует заглавную букву «Г».

– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «Г». (Полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны; полоска в форме плавной линии.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква «Г».

– Выполните конструирование заглавной буквы «Г» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 4 и № 8, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 36, № 3, № 6, № 2 для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания заглавной буквы «Г» на доске.

Начинаем на дополнительной линейке. Справа налево по дополнительной линейке пишем плавную линию (1), закругляем ее вправо (2). Вниз опускаем прямую (3). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление влево, коснувшись ее (4).

Справа налево (1), вправо (2), вниз (3), влево (4).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «Г» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 30).

4. Имитация учащимися начертания буквы «Г» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Подготовка руки к письму.

VI. Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и заглавной буквы «Г» по алгоритму.

2. Упражнение в письме соединений:

а) среднеплавного – Ге;

б) нижнего соединения – Га.

3. Упражнение в письме слов по образцу.

– Прочитайте слова. Почему их надо писать с заглавной буквы?

– Проанализируйте каждое слово и составьте звукобуквенную схему.

– Рассмотрите виды соединений букв и выполните письмо слов по образцу.

VII. Выполнение речеязыкового задания.

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?

– Что делают дети?

– Как зовут этих детей? (Гена, Галя, Гера.)

– Проанализируйте схему текста и составьте рассказ, используя данный рисунок.

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Сравните эти буквы. Чем они похожи? Выделите в них общий элемент. (Полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)

– Впишите общий элемент в рамку.

– Какая буква является «лишней»? (Буква «г», так как состоит из полоски в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)

– В каких буквах общий элемент имеет переменное свойство? (В буквах «и», «м».)

– Переконструируйте заглавную букву «Г» в заглавную букву «Р»; в заглавную букву «У».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

IX. Итог урока.



Просмотр содержимого документа
«Урок 71»

Урок 71

Письмо строчной буквы «к»

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «к»; учить находить в слове парные согласные звуки; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове; совершенствовать умения анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворения:

 Кто отправляется в полет,

В клюве веточку несет?

Г. Виеру

 Сигнальщик держит два флажка.

С флажками он – как буква К.

В. Степанов

– На что похожа буква «к»?

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «к», которая обозначает звуки – твердый согласный [к] и мягкий [к’].

III. Повторение звуков [к], [к’], изученных на уроках чтения.

– Придумайте слова, в которых звук [к] или [к’] – в начале слова. (Кольцо, куст, краски, кисти.)

– Придумайте слова, в которых звук [к] или [к’] в середине слова. (Покрышка, закуска и т. д.)

– Придумайте слова, в которых звук [к] или [к’] на конце слова. (Листок, старик, звук, лук и т. д.)

– Найдите предметы со звуком [к] или [к’], находящиеся в классе. (Картина, доска, цветок.)

IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «к» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «к»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «к».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Далее учитель на магнитной доске конструирует строчную букву «к».

– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «к». (Полоска в форме прямой линии; полоска в форме плавной линии; полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «к».

– Выполните конструирование строчной буквы «к» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 43, № 10 и № 37, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 47, № 38, № 36, № 11 для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной буквы «к» на доске мелом.

Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз до нижней линейки пишем прямую (1). Делаем повтор по прямой вверх до ее середины (2), плавную линию ведем вверх, отклоняясь вправо (3), закругляем вправо, коснувшись верхней линейки (4). В обратном направлении делаем повтор по закруглению (5), линию повтора опускаем ниже середины строки (6). Вправо прописываем закругление, коснувшись середины рабочей строки (7), опускаем прямую (8). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (9).

Сверху вниз (1), вверх (2), вверх, отклоняясь вправо (3), вправо (4), влево (5), вниз (6), вправо (7), вниз (8), вправо (9).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «к» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 30).

4. Имитация учащимися начертания буквы «к» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Подготовка руки к письму.

Поиграем в пальчики

Большаку дрова рубить,

А тебе воды носить,

А тебе печь топить,

А тебе тесто месить,

А малышке песни петь.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Загибать по очереди все пальцы на обеих руках. На последние строчки – шевелить пальцами обеих рук.

VI. Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и строчной буквы «к» по алгоритму.

2. Упражнение в письме соединений:

а) верхнего – ок, ик, ук, ак;

б) среднеплавного – ке;

в) нижнего – ка, ко.

VII. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов по образцу.

– Рассмотрите иллюстрации в тетради. Что здесь нарисовано?

– Сравните слова «каска» и «киска».

– Какой звук обозначает буква «к» в этих словах? (Каска – [к], киска – [к].)

– Проанализируйте звукобуквенные схемы этих слов.

– Перекодируйте звуки в письменные буквы.

– Рассмотрите схему предложения на доске. По данной схеме составьте свои предложения со словом «каска» или «киска».

Каску надевают на голову.

Киска сидит на крыше.

Киска лежит у крыльца.

– Какие слова-помощники вы использовали?

Далее учащиеся анализируют остальные слова и записывают их по образцу.

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Проанализируйте буквы Т, А, р, н, к, т и выделите в них общий элемент. (Полоска в форме прямой линии.)

– Обведите в буквах общий элемент и впишите его в рамку.

– Сравните буквы к – т. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах одинаковый по форме и по размеру элемент – полоска в форме прямой линии.)

– Переконструируйте строчную букву «к» в строчную букву «н»; в строчную букву «т».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

– Сравните буквы И – г. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах одинаковый по форме (но различный по размеру) элемент – полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)

IХ. Итог урока.



Просмотр содержимого документа
«Урок 72»

Урок 72

Письмо заглавной буквы «К»

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «К»; учить находить в слове парные согласные звуки; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); развивать речевые умения, учить анализировать предложение и составлять схему предложений; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель проводит игру «Доскажи словечко».

 Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я… (капуста)?

 Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь, правда, вкусная… (картошка)?

 Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет,

Только мышь его боится.

Угадали? Это… (кот).

 Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится… (кошки).

 Кто альбом раскрасил наш?

Ну, конечно... (карандаш).

 Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? ... (Коньки.)

– Сравните слова-отгадки. Что их объединяет?

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву «К», которая нужна нам для обозначения твердого согласного [к] и мягкого [к’] первого слова в предложении и собственного имени.

III. Повторение звуков [к], [к’], изученных на уроках чтения.

– Проанализируйте отгаданные слова и составьте их звукобуквенные схемы.

IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «К» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «К»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «К».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Далее учитель на магнитной доске конструирует заглавную букву «К».

– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «К». (Две полоски в форме плавной линии; полоска в форме прямой линии с петлей; полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква «К».

– Выполните конструирование заглавной буквы «К» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 12, № 26, № 9 и № 36, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 47, № 38, № 10, № 43 для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания заглавной буквы «К» на доске.

Начинаем ниже дополнительной линейки. Снизу вверх, к дополнительной линейке пишем плавную линию, отклоняясь вправо (1). Вниз опускаем прямую (2). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление влево, коснувшись ее (3). Ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо (4). Пересекаем прямую на верхней линейке. Не дойдя до дополнительной линейки, закругляем вправо, коснувшись ее (5). В обратном направлении делаем повтор по закруглению (6), линию повтора опускаем ниже верхней линейки (7). Вправо прописываем закругление, коснувшись верхней линейки (8). Опускаем прямую вниз (9). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (10).

Снизу вверх, отклоняясь вправо (1), вниз (2), влево (3), вверх, отклоняясь вправо (4), вправо (5), влево (6), вниз (7), вправо (8), вниз (9), вправо (10).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «К» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 30).

4. Имитация учащимися начертания буквы «К» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Подготовка руки к письму.

VI. Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и заглавной буквы «К» по алгоритму.

2. Упражнение в письме соединений:

а) верхнего – Ки, Ку;

б) нижнего – Ка, Ко.

3. Упражнение в письме слов по образцу: «гость» и «кость».

Учащиеся сравнивают первые звуки данных слов.

VII. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов по образцу.

– Рассмотрите иллюстрации в тетради. Что здесь нарисовано?

– Сравните пару слов «гол» и «кол».

– Проанализируйте звукобуквенные схемы данных слов.

– Перекодируйте звуки в письменные буквы.

– Составьте свои предложения со словами «гол» или «кол».

– Запишите к этим предложениям схемы.

Дети забили гол.

В землю вбили кол.

– Какие слова-помощники вы использовали?

– Прочитайте остальные слова. Почему эти слова надо писать с заглавной буквы? (Это имена людей.)

– Вспомните другие имена людей, которые начинаются со звуков [к], [к’]. (Катя, Кирилл, Коля.)

– Проанализируйте данные слова и выполните письмо по образцу.

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Проанализируйте группу букв (Ю, д, Д, А, у, К, Н) и выделите в них общий элемент. (Полоска в форме прямой линии с петлей.)

– Сравните буквы К – Н. Чем они похожи? Чем отличаются? (В данных буквах два одинаковых по форме и по размеру элемента – полоска в форме плавной линии и полоска в форме прямой линии с петлей.)

– Переконструируйте заглавную букву «К» в заглавную букву «Н»; в строчную букву «д»; в строчную букву «у».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

IХ. Итог урока.



Просмотр содержимого документа
«Урок 73»

Урок 73

Работа над алгоритмом записи слов
под диктовку и самопроверки

Цели: учить писать слова под диктовку; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове; продолжить формирование понятия о звуке как мельчайшей структуре и функциональной единице языка, с помощью которой различаются слова и формы слов; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; учить анализировать предложение и составлять схему предложений; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы будем закреплять графический навык письма изученных букв и учиться писать слова под диктовку.

III. Повторение изученных письменных букв.

– Найдите «лишнюю» букву и запишите ее в рабочую тетрадь.

Подготовка руки к письму.

IV. Письмо в рабочей тетради.

1. Игра «Дождик».

– Из данных букв составить и записать слова, начертить их звукобуквенную схему.

Запись: рок, кот, сок, кит, сук, сон, нос, урок, кости, оси, урон, норки.

2. Графический диктант.

– Запишите графически три первых предложения.

Учитель читает текст:

Муравей спустился к ручью. Он хотел напиться. Волна захлестнула его.Голубка несла ветку. Она увидела муравья и бросила ветку. Муравей сел на ветку и спасся.

(По Л. Толстому.)

НАШИ РУЧКИ

Где же наши ручки,

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки.

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут наши ручки.

На первые три строчки – вытянуть руки вперед, поворачивая кисти внутрь и наружу. На четвертую строчку – спрятать ручки за спину. На последние четыре строчки – показывать различные движения руками (вращать кистями, помахивать пальчиками и т. д.).

V. Запись под диктовку слов с опорой на звукобуквенную схему.

VI. Выполнение логических заданий с буквами.

– Сравните буквы. Чем они похожи? Чем отличаются?

VII. Итог урока.



Просмотр содержимого документа
«Урок 74»

Урок 74

Письмо строчной буквы «в»

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «в»; учить находить в слове парные согласные звуки; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове; закреплять гигиенические навыки при письме; продолжить формирование понятия о звуке как мельчайшей структурной и функциональной единице языка, с помощью которой различаются слова и формы слов; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; закреплять графические навыки письма изученных букв; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); учить анализировать предложение и составлять схему предложений; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворения:

 Вот буква В

Видна вдали –

Красивая, витая.

Как будто крендель

Испекли,

Приезжих поджидая.

С. Маршак

 Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки!

Г. Виеру

– На что еще похожа буква «в»?

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «в», которая обозначает звуки [в], [в’].

III. Повторение звуков, изученных на уроках чтения.

– Встаньте, если услышите в слове звук [в] или [в’]: дверь, рама, лама, факел, ведро, доска, витрина, вареник, фара, ловить и т. д.

Учитель проводит игру «Камень – вата» (так же, как и «Том – Тим») с целью упражнения в определении звуков по мягкости и твердости. Разделив класс на две команды, учитель называет слова то с твердым [в] (встает команда «Камень»), то с мягким [в’] (встает команда «Вата»).

[в]

варежки

волк

ворона

вода

[в’]

вилка

вьюга

веник

велосипед

IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «в» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «в»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «в».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Далее учитель на магнитной доске конструирует строчную букву «в».

– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «в». (Полоска в форме прямой линии с петлей; полоска в форме овала.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «в».

– Выполните конструирование строчной буквы «в» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 25 и № 40 (или № 41), необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 42, № 39, № 33, № 29 для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 3, с. 32.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной буквы «в» на доске.

Начинаем на середине рабочей строки. Снизу вверх пишем плавную линию, отклоняясь вправо (1), не дойдя до дополнительной линейки, закругляем влево, коснувшись ее (2). Опускаем прямую вниз, пересекаем плавную линию на верхней линейке (3). Не дойдя до нижней линейки, пишем полуовальную линию вправо, коснувшись ее (4). Поднимаем ее вверх (5), закругляем влево, коснувшись верхней линейки (6), опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой линии (7).

Снизу вверх, отклоняясь вправо (1), влево (2), вниз (3), вправо (4), вверх (5), влево (6), вниз (7).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «в» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 30).

4. Имитация учащимися начертания буквы «в» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Подготовка руки к письму.

VI. Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и строчной буквы «в» по алгоритму.

2. Упражнение в письме соединений:

а) среднеплавного – вё;

б) верхнего – ви;

в) нижнего – во.

VII. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов по образцу.

– Рассмотрите иллюстрации в тетради. Что здесь нарисовано?

– Сравните слова «вазы» и «вязы».

– Какой звук обозначает буква «в» в этих словах? (вазы – [в], вязы – [в].)

– Проанализируйте звукобуквенные схемы этих слов.

– Перекодируйте звуки в письменные буквы.

– Рассмотрите виды соединений букв в этих словах и выполните письмо.

Аналогично учащиеся анализируют и составляют звукобуквенные схемы других пар слов.

– Рассмотрите рисунок в тетради. Кто здесь нарисован? (Выдра.)

– Где живет выдра?

– Чем питается выдра?

– Проанализируйте схему текста. Сколько в нем предложений?

– Составьте рассказ о выдре, используя данную схему текста.

Справочный материал для учителя

ВЫДРА

На берегах водоемов, рек с быстрым течением живет еще один представитель куньих – выдра. За пристрастие к рекам в народе ее называют поречня (раньше говорили «порешня»).

Выдру любят и уважают. И это вполне справедливо. Люди знают выдру хорошо. И уважают за смелость и благородство: при необходимости она не только отважно сама защищается или защищает свое потомство, но и, не раздумывая, бросается на выручку собратьев. Любят выдру и за своеобразную благожелательность: она никогда не прогоняет со своих участков норок или ондатр. Наконец, выдры не кровожадны: никогда не ловят больше того, что им надо съесть. Выдра очень наблюдательна, и у нее отличная память: она замечает малейшие изменения, произошедшие на ее участке, особенно там, где бывает часто: сломанную ветку, упавшее дерево, примятую траву. Вообще свой охотничий участок – это полоса примерно 100-метровой ширины, тянущаяся вдоль реки на 2–6 километров, – выдра знает до мельчайших подробностей. На этом участке у нее несколько нор. В одних выдра спит или отдыхает, в других живет только во время выкармливания малышей. Эти гнезда сделаны особенно тщательно: вход спрятан под воду, вентиляционное отверстие ловко замаскировано в кустах. Выдрята появляются слепые и лишь через месяц-полтора откроют глаза. Пройдет еще немало времени, пока мать приведет их на берег и начнет учить плавать очень простым, но действенным способом: возьмет за шиворот и швырнет в воду. И выдрята, работая всеми четырьмя перепончатыми лапами, помогая себе длинным мускулистым хвостом, плывут. Затем мамаша обучает их нырять, что необходимо в жизни. Довольно скоро выдрята уже становятся заправскими пловцами и охотниками, как и все выдры. Среди куньих нет пловцов, равных выдрам. Вообще все у них приспособлено для жизни в воде: торпедообразное тело, гладкий мех, перепонки на лапах, хвост, служащий рулем, специальные клапаны, запирающие нос и уши. Под водой выдра может оставаться 3–4 минуты. На суше она чувствует себя хуже. Особенно трудно двигаться ей по глубокому снегу. Хоть выдра и избегает зимних прогулок, но поскольку в спячку она не ложится, то вынуждена охотиться и зимой. А если водоем промерзает до дна, отправляется она искать другой. И проходит иногда не один десяток километров, пока не найдет то, что требуется. К счастью для выдры, такие путешествия ей приходится совершать не часто.

Выдре трудно ходить не только по снегу, но и по льду. Тут она приспособилась: разбегается, поджимает лапы и скользит на брюхе. Быстро и удобно. Любят выдры кататься и с гор: заберутся на крутой берег, лягут на живот и мчатся вниз, радостно повизгивая от удовольствия. Съедут и снова полезут на горку. И опять мчатся во весь дух. Катание с гор выдры устраивают и летом. Если найдут подходящий глинистый крутой склон, очищают его от корней, веток, палок – всего, что может помешать, проделывают желоб и мчатся по нему на брюхе прямо в воду! И в воде не успокаиваются – носятся друг за другом, устраивают возню, играют в «догонялки». Веселый зверь. За это тоже любят выдру люди. Впрочем, любят не все: многие считали (да и сейчас еще кое-кто считает), что очень уж много рыбы поедает она, большой урон наносит рыбному хозяйству. Одно время это мнение было так распространенно, что выдру старались уничтожить всеми способами, особенно в рыбных хозяйствах. И вдруг стали замечать: там, где исчезла выдра, и рыбы стало гораздо меньше. Оказалось, что и тут действует все тот же принцип «хищник – санитар»: уничтожая в первую очередь больных рыб, выдра дезинфицирует водоемы, не дает распространяться заразе, предупреждает замор. Если же ловит здоровую – и тут нет большой беды: ведь выдра в основном питается малоценной, так называемой сорной рыбой. Кроме рыбы, выдра поедает раков и моллюсков, грызунов и насекомых. В ее рацион входит и вегетарианская пища.

У выдры очень красивый, теплый и прочный мех. И он очень ценится. Наверное, так оно и должно быть. Но надо, чтоб ценился не только мех зверя, но и сам зверь: ведь выдра – сгусток красоты, энергии и грации. И какая шапка из ее меха, какой воротник могут сравниться с живым прекрасным зверем?!

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Сравните буквы о – в. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Сравните буквы в – а. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Сравните буквы б – в. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Переконструируйте строчную букву «в» в строчную букву «о»; в строчную букву «д»; в строчную букву «а».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

IX. Итог урока.



Просмотр содержимого документа
«Урок 75»

Урок 75

Письмо заглавной буквы «В»

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «В»; учить находить в слове парные согласные звуки; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; продолжить формирование понятия о звуке как мельчайшей структурной и функциональной единице языка, с помощью которой различаются слова и формы слов; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель проводит игру «Доскажи словечко».

 Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый… (василек).

 День рожденья у меня –

Подарили мне коня.

Замечательный какой!

Голубой-преголубой.

Ездить нужно осторожно,

За рога держаться можно.

Жаль вот только – гривы нет…

Что за конь? ... (Велосипед.)

 Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый… (воробей).

 Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это… (ворона).

 Грязнулю всегда

Выручает… (вода).

– Сравните слова-отгадки. Чем они похожи? На какой звук начинаются эти слова? (Звуки [в], [в].)

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву «В», которая нужна нам для обозначения твердого согласного [в] и мягкого [в’] звуков первого слова в предложении и собственных именах.

III. Повторение звуков [в], [в’], изученных на уроках чтения.

– Отгадайте ребусы и определите, какой звук обозначает буква «В» в этих словах.

– Назовите имена мальчиков, которые начинаются с буквы «В». (Витя, Вова, Валя, Вася.)

– С какой буквы надо писать эти слова?

IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «В» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «В»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «В».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Далее учитель на магнитной доске конструирует заглавную букву «В».

– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «В». (Две полоски в форме полуовала; полоска в форме прямой линии с петлей.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква «В».

– Выполните конструирование заглавной буквы «В» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 27, № 21 и № 23, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 34, № 33, № 20 для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 3, с. 32.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем кратное объяснение образца начертания заглавной буквы «В» на доске.

Начинаем на дополнительной линейке. Сверху вниз ведем прямую линию (1), не дойдя до нижней линейки, закругляем влево, коснувшись ее (2). Продолжаем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую немного ниже дополнительной линейки (3). Вправо пишем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки (4), опускаем ее чуть ниже верхней линейки, отклоняясь влево (5). Ведем полуовальную линию вправо, коснувшись верхней линейки (6), опускаем вниз (7), закругляем влево, коснувшись нижней линейки (8).

Сверху вниз (1), влево (2), вверх, отклоняясь вправо (3), вправо (4), вниз, отклоняясь влево (5), вправо (6), вниз (7), влево (8).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «В» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 30).

4. Имитация учащимися начертания буквы «В» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Подготовка руки к письму.

МЫ ИГРАЕМ

Играем, играем, по клавишам стучим,

Первый пальчик мой не сможет,

Второй пальчик мне поможет.

Снова играем, по клавишам стучим.

Играем, играем, по клавишам стучим.

Второй пальчик мой не сможет,

Третий пальчик мне поможет.

Снова играем, по клавишам стучим.

Играем, играем, по клавишам стучим.

Третий пальчик мой не сможет,

Так четвертый мне поможет.

Играем, играем, по клавишам стучим.

Играем, играем, по клавишам стучим.

А четвертый мой не сможет,

Пятый пальчик мне поможет.

Играем, играем, по клавишам стучим.

Играем, играем, по клавишам стучим.

Если пятый мой не сможет,

То ладошка мне поможет.

Дружно ладошкой стучим, стучим, стучим.

Ладошкой, ладошкой стучим, стучим, стучим.

А ладонь моя не сможет,

Кулачок мой мне поможет.

Снова играем и кулачком стучим.

Положить ладонь на стол, стучать по столу поочередно всеми пальчиками, начиная с большого. Затем стучать ладошкой, кулачком по столу. Можно продолжить игру, отстукивая ритм локтем, ногой и т. д. «Локоток мне мой поможет», «Ножка мне моя поможет».

VI. Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и заглавной буквы «В» по алгоритму.

2. Упражнение в письме соединений:

а) верхнего – Ви, Ву;

б) нижнего – Ва, Во;

в) среднеплавного – Ве.

VII. Письмо слов по образцу.

Учащиеся читают пару слов «Веня» и «Ваня» и составляют звукобуквенную схему к каждому слову.

– Проанализируйте виды соединений букв и напишите слова по образцу.

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Проанализируйте группу букв. Какие общие элементы выделены в рамке? (Полоска в форме прямой линии с петлей.)

– Обведите данный элемент у каждой буквы.

– Сравните буквы В – э. Чем они похожи? Чем отличаются? (В данных буквах одинаковый по форме, по размеру и пространственному расположению элемент – полоска в форме полуовала.)

– Сравните буквы В – Э. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по форме (но различный по размеру) элемент – полоска в форме полуовала.)

– Сравните буквы В – Е. Чем они похожи? Чем отличаются? (Общие элементы (полоска в форме полуовала) различаются расположением полуовала.)

– Переконструируйте заглавную букву «В» в строчную букву «э».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

IX. Итог урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!