Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 2б класса на 2018-2019 учебный год составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.№373), на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 8 городского округа Королёв, а также авторской программы Е.А.Лутцевой и Т.П. Зуевой «Технология. 1-4 классы», М.: Просвещение, 2014. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №8 на 2018-2019 учебный год и рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часов в год. Уровень изучения учебного предмета-базовый.
Изучение технологии в начальной школе направлено на достижение следующей цели:
развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Для достижения поставленной цели во 2 б классе необходимо решение следующих задач:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
ознакомление с миром профессий (в т.ч. профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использовании компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимися 2б класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
Понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
Формулировать цель деятельности на уроке;
Выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
Планировать практическую деятельность на уроке;
Выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
Предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных; работая по плану, составленному с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
Определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные
Учащийся научится:
Наблюдать конструкции и образцы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
Понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
Называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные
Учащийся научится:
коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
У учащегося будут сформированы представления:
О элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия);
О гармонии предметов и окружающей среды;
О профессиях мастеров родного края;
О характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащийся научится:
Самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
Выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
Самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
Применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
У учащегося будут сформированы представления:
О названиях технологических операций: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделия, отделка;
О названиях и свойствах материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
О происхождении натуральных тканей и их видах;
О способах соединения деталей из разных материалов, изученных соединительные материалы;
Об основных характеристиках и различий простейшего чертежа и эскиза;
О линии чертежа (линии контура и надреза, линии выносной и размерной, линии сгиба) и приёмах построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
О названии, устройстве и назначении чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль)
Учащийся научится:
Читать простейшие чертежи (эскизы);
Выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
Оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
Решать несложные конструкторско-технологические задачи;
Справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Конструирование и моделирование.
У учащегося будут сформированы представления:
О неподвижном и подвижном способах соединения деталей;
Об отличии макета от модели.
Учащийся научится:
Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей известными способами.
Использование информационных технологий.
У учащегося будут сформированы представления:
Содержание учебного предмета (34 часа)
Разделы:
Художественная мастерская (10ч.)
Чертёжная мастерская (7ч.)
Конструкторская мастерская (9ч.)
Рукодельная мастерская (8 ч.)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира).
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при
выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё.
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование.
Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Количество часов |
Художественная мастерская ( 10 ч.) |
1 | Вводный инструктаж по ОТ. Что ты уже знаешь? | 05.09.2018 | 1 |
2 | ИОТ-036 на рабочем месте. Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? | 12.09.2018 | 1 |
3 | Какова роль цвета в композиции? | 19.09.2018 | 1 |
4 | Какие бывают цветочные композиции? | 26.09.2018 | 1 |
5 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | 03.10.2018 | 1 |
6 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? | 10.10.2018 | 1 |
7 | Можно ли сгибать картон? Как? | 17.10.2018 | 1 |
8 | Наши проекты. Африканская саванна | 24.10.2018 | 1 |
9 | Как плоское превратить в объёмное? | 07.11.2018 | 1 |
10 | Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя | 14.11.2018 | 1 |
Чертёжная мастерская ( 7 ч.) |
11 | Что такое технологические операции и способы? | 21.11.2018 | 1 |
12 | Что такое линейка и что она умеет? | 28.11.2018 | 1 |
13 | Что такое чертёж и как его прочитать? | 05.12.2018 | 1 |
14 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | 12.12.2018 | 1 |
15 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | 19.12.2018 | 1 |
16 | Можно ли без шаблона разметить круг? | 26.12.2018 | 1 |
17 | Повторный ИОТ-036. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя | 16.01.2019 | 1 |
Конструкторская мастерская ( 9 ч.) |
18 | Какой секрет у подвижных игрушек? | 23.01.2019 | 1 |
19 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | 30.01.2019 | 1 |
20 | Ещё один способ сделать игрушку подвижной. | 06.02.2019 | 1 |
21 | Что заставляет вращаться винт - пропеллер? | 13.02.2019 | 1 |
22 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? | 20.02.2019 | 1 |
23 | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | 27.02.2019 | 1 |
24 | Как машины помогают человеку? | 06.03.2019 | 1 |
25 | Поздравляем женщин и девочек. | 13.03.2019 | 1 |
26 | Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя | 20.03.2019 | 1 |
Рукодельная мастерская ( 8 ч.) |
27 | Какие бывают ткани? | 03.04.2019 | 1 |
28 | Какие бывают нитки? Как они используются? | 10.04.2019 | 1 |
29 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? | 17.04.2019 | 1 |
30 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | 24.04.2019 | 1 |
31 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | 08.05.2019 | 1 |
32 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | 15.05.2019 | 1 |
33 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | 22.05.2019 | 1 |
34 | Что узнали? Чему научились? Выставка достижений | 29.05.2019 | 1 |
Описание материально – технического обеспечения
Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования;
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. - М., Просвещение, 2014;
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. - М., Просвещение, 2013;
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2014г.
Электронные пособия:
Оборудование учебного кабинета:
Комплект учебно-наглядных пособий;
Комплект обучающихся видеофильмов и программ по темам.
Технические средства обучения:
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов протокол №__1__от «__31___»_____августа___2018 г. Руководитель ШМО учителей начальных классов________Н.Н.Романенкова | | «Согласовано» заместитель директора по УВР ________________Н.Н. Романенкова «_____»___________________2018 |
Лист корректировки рабочей программы
Тема урока | Дата | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Подпись учителя |
по плану | по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
10