СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование. Окружающий мир, А.А. Плешаков, 3 класс, УМК "Школа России" ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование. Окружающий мир, А.А. Плешаков, 3 класс, УМК "Школа России" ФГОС. В планировании представлен график практических и проверочных работ, тестов и проектов.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование. Окружающий мир, А.А. Плешаков, 3 класс, УМК "Школа России" ФГОС.»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, А. А. Плешаков, 3 класс.

2017 – 2018 учебный год. Количество учебных часов в соответствии с рабочей программой (2 часа)

п/п

Наименование раздела

Всего часов

по р/п

Всего часов

по плану

Корректировка

программы

1.

Как устроен мир


6 ч

6 ч

Праздничные дни:

2.

Эта удивительная природа


18 ч

18 ч




06.11

30.04

02.05

09.05

3.

Мы и наше здоровье


10 ч

9 ч

4.

Наша безопасность


7 ч

7 ч

5.

Чему учит экономика


12 ч

11 ч

6.

Путешествие по городам и странам


15 ч

15 ч


Итого:

68 ч

66 ч


Резерв


2 ч

4 ч



Четверть

Практические работы

Экскурсии

Проекты

Комплексная работа

Проверочные работы

Тесты итоговые

I

7

3

1


1

1

II

5

1

2


1

1

III

4

1

2


3

1

IV

10

6

1

1

1

1

1(промеж.атт.)


Всего:

26

11

6

1

6

5



График проверочных работ по окружающему миру

3 класс 2017 - 2018 учебный год

Проверочных работ – 6

п/п

урока

Дата

Тема проверочной работы


I четверть – работ

1.

7/1

25.09

Проверочная работа № 1 по теме «Как устроен мир». /с.154-159/


Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры.

II четверть

2.

25/1

06.12

Проверочная работа № 2 по теме «Эта удивительная природа».

/ с 160-165/


Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека.

III четверть


4.

32/8

15.01

Проверочная работа № 3 по теме «Мы и наше здоровье» /с.166- 170/

Учащиеся должны

знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

Выполнять тесты с выбором ответа

5.

40/7

12.02

Проверочная работа № 4

по теме «Наша безопасность»


Учащиеся должны

знать и выполнять правила личной экологической безопасности.

6.

50/10

19.03

Проверочная работа № 5 по теме «Чему учит экономика»

Учащиеся должны

знать основы семейного бюджета.

IVчетверть


8.

65/14

28.05

Проверочная работа № 6 по теме «Путешествие по городам и странам».











График практических работ по окружающему миру

3 класс 2017 - 2018 учебный год

Практических работ – 26

п/п

урока

Дата

Тема проверочной работы

Примечание

I четверть – 7 работ

1.

6/6

20.09

Практическая рабо­та № 1 «Моделиро­вание влияния чело­века на природу»



Учащиеся должны

знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

2.

7/1

25.09

Практическая рабо­та № 2 «Моделиро­вание расположения частиц в твердом, жидком и газообраз­ном веществе»

Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры.

3.

8/2

27.09

Практическое занятие № 3: умение определять наличие крахмала в продуктах.

Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами.

4.

10/4

04.10

Практическая рабо­та № 4 «Свойства воды. Очистка загряз­ненной воды с помо­щью фильтра».

Учащиеся должны

уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра.

5.

14/8

18.10

Практическая рабо­та № 5 «Рассматри­вание живых и гербарных растений»

Учащиеся должны

уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения

6.

15/9

23.10

Практическая рабо­та № 6 Определение органов растений, сравнение органов различных растений»

Учащиеся должны

уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений.

7.

16/10

25.10

Практическая рабо­та № 7 «Рассматри­вание плодов и семян растений. Опреде­ление признаков их приспособленно­сти к распростране­нию ветром, живот­ными»

Учащиеся должны

знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.


II четверть - 5 работ

8.

19/13

15.11

Практическая рабо­та №8 «Моделиро­вание цепей питания»

Учащиеся должны

знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания.

9.

21/15

22.11

Практическая работа № 9 «Моделирование этапов развития бабоч­ки и (или) лягушки»


10.

27/3

13.12

Практическая рабо­та № 10 «Первая по­мощь при небольших повреждениях кожи».

Учащиеся должны

знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях.

11.

30/6

25.12

Практическая рабо­та №11

«Подсчет ударов пульса»

Учащиеся должны

знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье.

12.

31/7



27.12

Практическая рабо­та № 12 «Моделиро­вание строения орга­низма человека»

Учащиеся должны

знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм.

III четверть - 4 работы

13.

34/1

22.01

Практическая рабо­та № 13: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Учащиеся должны

знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

14.

43/3


21.02

Практическая рабо­та № 14: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых

Учащиеся должны

знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

15.

44/4

26.02

Практическая рабо­та № 15:

знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений

Учащиеся должны

уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения.

16.

48/8

12.03

Практическая рабо­та № 16: знакомство с современными российскими монетами.

Учащиеся должны

уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты.

IVчетверть – 10 работ

17.

52/1




02.04



Практическая рабо­та № 17 :

поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Учащиеся должны

знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать

их на карте

18.

53/2


04.04


Практическая рабо­та № 18: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

19.

54/3


09.04

Практическая рабо­та № 19: 

поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

20.

55/4

11.04

Практическая рабо­та № 20:   

поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.

21.

56/5

16.04

Практическая рабо­та № 21:  

поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте.

22.

58/7

23.04

Практическая рабо­та № 22:  

поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.





Учащиеся должны знать государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.

23.

59/8


25.05

Практическая рабо­та № 23: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

24.

60/9


07.05



.Практическая рабо­та №24:  

поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

25.

61/10


14.05

Практическая рабо­та №25: 

поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

26.

62/11

16.05

Практическая рабо­та №26:   

поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

















График итоговых тестов по окружающему миру

3 класс 2017 - 2018 учебный год

п/п

урока

Дата

Итоговые тесты

I четверть

1.

11/5

09.10

Итоговый тест за I четверть

(с. 21-24)

II четверть

2.

27/3

13.12

Итоговый тест за II четверть

(с. 43-46)

III четверть

4.

46/6

05.03

Итоговый тест за III четверть

(с. 65-68)

IV четверть

5.

61/10


14.05

Итоговый тест за IV четверть

(с. 84-87)

6.

57/6

18.04

Комплексная работа по всем предметам

7/

64/13

23.05

Промежуточная аттестация в форме теста





















График проектов по окружающему миру

3 класс 2017 - 2018 учебный год

п/п

урока

Дата

Тема проекта

Примечание


I четверть

1.

3/3


11.09

Проект № 1

«Богатства, отданные людям»



II четверть

2

19/13

15.11

Проект № 2

«Разнообра-

зие природы родного края»


Учащиеся должны

знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания.

3

29/5

20.12

Проект № 3

«Школа кулинаров»

Учащиеся должны

знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

III четверть

4

37/4

31.01

Проект № 4

«Кто нас защищает»

Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

5

47/7

07.03

Проект № 5

« Экономика родного края»

Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

IV четверть

6

54/3


09.04

Проект № 6

«Музей путешествий»    

Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы







График экскурсий по окружающему миру

3 класс 2017 - 2018 учебный год


п/п

урока

Дата

Тема проекта

Примечание


I четверть

1.

3/3


11.09

Экскурсия № 1

«Богатства, отданные людям»


2.

12/6

11.10

Берегите воду!

Экскурсия № 2

Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду.

Учащиеся должны

знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.



14/8

18.10

Разнообразие растений

Экскурсия (№ 3) в парк.


Учащиеся должны

уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения

II четверть


17/11

08.11

Охрана растений.

Экскурсия № 4 в Краеведческий музей.

Учащиеся должны

уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

III четверть


36/3


29.01

Дорожные знаки.

Экскурсия № 5: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Учащиеся должны

знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге.

IV четверть

2.

52/1




02.04



Золотое кольцо России.

Виртуальная экскурсия по Золотому кольцу России


Учащиеся должны

знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать

их на карте


53/2


04.04

Золотое кольцо России.

Виртуальная экскурсия по Золотому кольцу России



56/5

16.04

На севере Европы.

Виртуальная экскурсия по северу Европы.

Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте.


58/7

23.04

Что такое Бенилюкс? Виртуальная экскурсия по странам Бенилюкса.

Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.


59/8


25.04

В центре Европы.

Виртуальная экскурсия по центру Европы.


Учащиеся должны знать государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.


60/9



07.05




Путешествие по Франции и Великобритании.

Виртуальная экскурсия по Франции и Великобритании



Учащиеся должны знать государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.


61/10


14.05

На юге Европы.

Виртуальная экскурсия по югу Европы.



62/11

16.05

По знаменитым местам мира. Виртуальная экскурсия по планете Земля.


63/12

21.05

Экскурсия № 6 «Достопримечательности нашего города»


















Пояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру

3 класс

Тематическое планирование по окружающему миру разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», раздел 3,п.19.5.), программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» («Школа России». Сборник рабочих программ для начальных классов. Москва, «Просвещение», 2011 г.).

Учебно-методический комплект:

1.Учебника для 3 класс в 2 частях «Окружающий мир», Москва.: Просвещение, 2010

2.Рабочая тетрадь- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях.- М.: Просвещение.2011

3.Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. Плешаков А.А «От земли до неба»

4.Поурочные разработки: Плешаков А.А «Окружающий мир», 3 класс

Тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе рассчитано на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 68 часов в год.

1 четверть: 16 ч

2 четверть: 15 ч

3 четверть: 20 ч

4 четверть:15ч

Цели обучения

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи

  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС


п/п

Дата

Тема урока

Требования к уровню подготовленности учащихся

Элементы содержания

Универсальная

учебная деятельность

Домашнее

задание

І четверть - 16 ч

Как устроен мир (6 ч)

1/1

04.09

Природа.

Разнообразие природы. Значение природы для людей.

Наблюдение за предметами живой и неживой природы. Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы.

Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения опыты, измерения, работа с готовыми моделями. Создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно

Личностные:

формирование личного отношения к окружающему миру

Регулятивные:

выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательные

взаимосвязь природы и человека

Коммуникативные

способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке


Стр. 4- 9, задания 1,3стр.8.

2/2

06.09

Человек. Ступеньки познания.

Наблюдения над процессами памяти.

Учащиеся должны знать/ понимать

чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память,

мышление,

воображение.

Стр. 10-15, зад.1 стр.15

3/3


11.09

Проект № 1 «Богатства, отданные людям»

Экскурсия №1в Литературный музей


Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве.

Стр. 16-17.

Начать работу над проектом

4/4

13.09

Общество.

Пронаблюдать своё генеалогическое дерево.

Учащиеся должны уметь различать понятия государство,

территория. Знать герб, флаг России.

Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи.

Стр. 18-21, стр.21 задание1, 3, составить рассказ «Моя семья».

5/5

18.09

Мир глазами эколога.

Наблюдение над связями каждой группы в природе.

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Стр.22-26, зад.1,2 стр.26.

6/6

20.09

Природа в опасности. Охрана природы.

Практическая рабо­та № 1 «Моделиро­вание влияния чело­века на природу»



Учащиеся должны

знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Стр.27-32, ответы на вопросы.

Эта удивительная природа(18 ч)

7/1

25.09

Проверочная работа № 1 по теме «Как устроен мир». /с.154-159/

Тела, вещества, частицы.

Практическая рабо­та № 2 «Моделиро­вание расположения частиц в твердом, жидком и газообраз­ном веществе»

Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры.

Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух –смесь газообразных веществ , легко определяемые свойства воздуха(невидим, не имеет запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека

Личностные:

формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Регулятивные

Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные

Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Стр.34-38,

8/2

27.09

Разнообразие веществ.

Соль, сахар, крахмал, кислота

Практическое занятие № 3: умение определять наличие крахмала в продуктах.

Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами.

Стр.39-43, ответы на вопросы стр.43.

9/3

02.10

Воздух и его охрана.

Опыт «Расширение воздуха»



Учащиеся должны

знать состав и свойства воздуха.


Стр.44-48, нарисовать плакат «Берегите воздух»

10/4

04.10

Вода и жизнь. Свойства воды

Практическая рабо­та № 4 «Свойства воды. Очистка загряз­ненной воды с помо­щью фильтра».

Учащиеся должны

уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра.

Вода и ее свойства (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда), распространение в природе, значение для живых организмов, три состояния воды.

Стр. 49-52, стр.52 зад 1,2.

11/5

09.10

Превращения и круговорот воды в природе.

Итоговый тест за I четверть

(с. 21-24)

Опыт: спиртовка, стакан с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом. Наблюдение за круговоротом воды.


Учащиеся должны

знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение,

круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами.


Стр.53-56, зад.1,стр. 56.

12/6

11.10

Берегите воду!

Экскурсия № 2

Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду.

Учащиеся должны

знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.


Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию.

Стр.57-61, придумать и нарисовать плакат «Берегите воду!»

13/7

16.10

Как разрушаются камни!

Что такое почва?

Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел.

Опыт: «Состав почвы».

Учащиеся должны

уметь определять причины разрушения твёрдых тел.

Учащиеся должны

знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве.

Процесс разрушения горных пород в природе, причины и последствия.

Почва, ее значение для живой природы .Значение плодородия почвы д ля жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.


Стр. 62-64, задание 1,2 стр.64.

Стр.65-70,

14/8

18.10

Разнообразие растений. Практическая рабо­та № 5 «Рассматри­вание живых и гербарных растений»

Экскурсия (№ 3) в парк.


Учащиеся должны

уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения

Растения и их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение к растениям. Ботаника – наука о растениях.


Стр.71-75, стр. 75 зад.1,2.

15/9

23.10

Солнце, растения и мы с вами.

Опыт «Испарение воды листьями» Практическая рабо­та № 6 Определение органов растений, сравнение органов различных растений»

Учащиеся должны

уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений.

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных

Стр. 76-79, задания 1,2,стр.79.

16/10

25.10

Размножение и развитие растений.

Практическая рабо­та № 7 «Рассматри­вание плодов и семян растений. Опреде­ление признаков их приспособленно­сти к распростране­нию ветром, живот­ными»

Учащиеся должны

знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.





Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)

Стр.80-83, стр. 83, зад.1,2.3

II четверть - 15 ч

17/11

08.11

Охрана растений.

Пронаблюдать, какая деятельность человека приводит к исчезновению растений.

Экскурсия № 4 в Краеведческий музей.

Учащиеся должны

уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение людей к растениям


Стр.84-88, задание 1,2 стр. 87.

18/12

13.11

Разнообразие животных. Моделирование

Учащиеся должны

знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания

Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски. Иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери(млекопитающие). Виды животных. Зоология- наука о животных.

Личностные:

формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Регулятивные

Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные

Осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Стр.89-95, задание 1,2,3 стр.95.

19/13

15.11

Кто что ест?

Проект № 2

«Разнообра-

зие природы родного края»

Практическая рабо­та №8 «Моделиро­вание цепей питания»

Учащиеся должны

знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания.

Классифицировать животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Размножение и развитие животных разных групп.

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира.

Стр.96-99, задание 1,2 стр.98.

20/14

20.11

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

Наблюдение цепей питания в природе.

Учащиеся должны

уметь устанавливать взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Знать обитателей дубовых лесов.

Стр.100-104, задание 2 стр.104 (по группам

21/15

22.11

Размножение и развитие животных.

Практическая работа № 9 «Моделирование этапов развития бабоч­ки и (или) лягушки»

Учащиеся должны

знать способы размножения животных.

Стр.105-111, стр. 111, зад.1,4(по группам)

22/16

27.11

Охрана животных.

Наблюдение в природе причин исчезновения животных.

Учащиеся должны

уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди.

Стр.112-117, задания 1,2,3 стр. 116.

23/17

29.11

В царстве грибов.

Наблюдение различий в строении и окраске съедобных и несъедобных грибов.

Учащиеся должны

знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов.

Разнообразие грибов. Грибы из Красной книги. Правила сбора грибов. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев.


Стр.118 -123, стр.122, зад. 1,3

24/18

04.12

Великий круговорот жизни.

Моделирование

« Круговорот веществ в природе»

Учащиеся должны

знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними.

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ


Стр.124-126, задание2, стр.126.

Мы и наше здоровье (9 ч)

25/1

06.12

Проверочная работа № 2 по теме «Эта удивительная природа».

/ с 160-165/

Организм человека.

Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека.

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная, кровеносная.






Личностные

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

Регулятивные

Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные

характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

Коммуникативные

отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

Стр.128-131, придумать сказку или рассказ, который бы заканчивался одной из пословиц о здоровье.

26/2

11.12

Органы чувств Наблюдение за работой органов чувств..

Учащиеся должны

знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира

Стр.132-135, ответы на вопросы.

27/3

13.12

Надёжная защита организма Практическая рабо­та № 10 «Первая по­мощь при небольших повреждениях кожи».

Итоговый тест за II четверть

(с. 43-46)


Учащиеся должны

знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях.

Орган защиты от повреждений и внешних воздействий – кожа. Ее свойства и гигиена. Первая помощь при повреждении кожных покровов( ранки, ушибы, ожоги, обмораживание)

Стр.136-139, зад.1,2 стр. 139, найти интересный материал о коже.

28/4

18.12

Опора тела и движение.

.

Учащиеся должны

знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их.

Опорно –двигательная система, ее роль в организме человека. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.

Стр.140- 143, зад.1,2 стр.143.

29/5

20.12

Наше питание. Ор­ганы пищеварения

Проект № 3 «Школа кулинаров»

Учащиеся должны

знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

Разнообразие питательных веществ(белки, жиры, углеводы, витамины), продукты в которых они содержатся. Пищеварительная система , ее строение и сохранение правильной осанки.

Стр.144-147, стр. 147. Зад. 1,2

30/6

25.12

О дыхании, о дви­жении крови


Практическая рабо­та № 11

«Подсчет ударов пульса»

Учащиеся должны

знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье.

Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы Пульс и его частота.

Стр.148- 150, ответы на вопросы.

31/7



27.12

Умей предупреждать болезни

Практическая рабо­та № 12 «Моделиро­вание строения орга­низма человека»

Учащиеся должны

знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм.

Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания

Стр. 151-153, задание 1,2

III четверть - 20 ч



32/8

15.01

Здоровый образ жизни.

Наблюдение отличий между людьми, ведущими здоровый образ жизни и курящими людьми.

Проверочная работа № 3 по теме «Мы и наше здоровье» /с.166- 170/

Учащиеся должны

знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

Выполнять тесты с выбором ответа

Понятие о здоровом образе жизни.


Проверка знаний и умений.

Стр.154-157, ответы на вопросы

33/9

17.01

Презентация проектов

« Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Представление результатов проектной деятельности.




Наша безопасность (7 ч)

34/1

22.01

Огонь, вода и газ.

Практическая рабо­та № 13: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Учащиеся должны

знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Ознакомление с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа







Личностные:

усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности


Регулятивные:

умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения


Познавательные:

усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д.


Коммуникативные:

уметь слаженно действовать в ситуациях опасности



Стр.4-7, задания 1-4 стр.7.

35/2

24.01

Чтобы путь был счастливым.

Учащиеся должны

уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте

Стр. 8-13, ответы на вопросы.

36/3


29.01

Дорожные знаки.

Экскурсия № 5: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Учащиеся должны

знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге.

Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса.

Стр.14-17, задания 1,2 стр.16.


37/4

31.01

Проект № 4 «Кто нас защищает»

Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.





38/5

05.02

Опасные места.

Учащиеся должны

знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.

Стр.18-22, вопросы стр. 22.

39/6

07.02

Природа и наша безопасность.


Учащиеся должны

знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой.


Опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках)

Стр.23-28, задание 1 стр.28,задание 2(индиви

дуально)

40/7

12.02

Экологическая безопасность.

Проверочная работа № 4

по теме «Наша безопасность»


Учащиеся должны

знать и выполнять правила личной экологической безопасности.

Экологическая безопасность.

Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности

Стр.29-34, задания 1,2 стр. 34.

Чему учит экономика (11 ч)

41/1

14.02

Для чего нужна экономика?


Учащиеся должны

уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики.

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги.

Личностные:

понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Регулятивные:

умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить



Познавательные:

знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье


Коммуникативные:

формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке


Стр.36-39, выполнить задания раздела «Подумай!»

42/2

19.02

Природные богатства и труд людей – основа экономики.


Учащиеся должны

знать основные составляющие экономики.

Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике , труд умственный и физический. Роль образования в экономике.

Стр.40-47, описать «рождение» предмета по выбору

43/3


21.02

Полезные ископаемые.

Практическая рабо­та № 14: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых

Учащиеся должны

знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых.

Стр.48-52, задания 1,2,3(по группам) стр.52.

44/4

26.02

Растениеводство.

Практическая рабо­та № 15:

знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений

Учащиеся должны

уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения.

Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые, прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд растениеводов и животноводов.

Стр.53-59, выполнить задания раздела «Подумай!».

45/5

28.02

Животноводство.

Учащиеся должны

знать особенности разведения и содержания домашних животных.

Стр.60-63, задания 1,2,3 стр.63.

46/6

05.03

Какая бывает промышленность?

Итоговый тест за III четверть

(с. 65-68)


Учащиеся должны

знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности.

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика. металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность.

Стр. 64-67, выполнить задания раздела «Подумай!».

47/7

07.03

Проект № 5

« Экономика родного края»

Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

Презентовать и оценивать результаты своей работы






Дополнитель-ная литература

48/8

12.03

Что такое деньги?

Практическая рабо­та № 16: знакомство с современными российскими монетами.

Учащиеся должны

уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты.

Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков(банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения .

Стр. 68-72, задания 1-4 стр.72.

49/9

14.03

Государственный бюджет.

Учащиеся должны

уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные стать расходов государства.

Стр.73-76, ответы на вопросы.

50/10

19.03

Семейный бюджет. Проверочная работа № 5 по теме «Чему учит экономика»

Учащиеся должны

знать основы семейного бюджета.

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

Стр. 77-80, задания 1-3 стр.80.

51/11

21.03

Экономика и экология.


Учащиеся должны

знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы.

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

Стр.81-86, задания 1-2 стр. 85.

IV четверть - 15 ч

Путешествие по городам и странам (15 ч)

52/1









53/2





02.04









04.04





Золотое кольцо России.     Практическая рабо­та

17 : поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.


Золотое кольцо России.

Практическая рабо­та № 18: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Виртуальная экскурсия по Золотому кольцу России

Учащиеся должны

знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать

их на карте

Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев –Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности

Личностные:

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,

Регулятивные:

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные:

конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях

Коммуникативные:


формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Стр.88-99, задания 2,3 стр. 99.

54/3


09.04

Проект № 6

«Музей путешествий»    Практическая рабо­та № 19:  поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

Сбор экспонатов для музея, оформлять экспозицию музея


55/4

11.04

Наши ближайшие соседи.

   Практическая рабо­та

20:    поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.

Государства, граничащие

С Россией, их столицы

Стр.100-107, задания 2,3,4 стр.107 (по вариантам).

56/5

16.04

На севере Европы. Практическая рабо­та №21:   поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Виртуальная экскурсия по северу Европе.

Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте.

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди

Стр.110-119, задания 1,2,3 стр. 119.

57/6


18.04

Комплексная работа по всем предметам




58/7

23.04

Что такое Бенилюкс? Практическая рабо­та № 22:  

поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Виртуальная экскурсия по странам Бенилюкса.

Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.

Личностные:

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,

Регулятивные:

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные

конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях

Коммуникативные:


формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Стр.120-126, задания 1,2,3 стр.126.

59/8


25.04

В центре Европы. Практическая рабо­та № 23: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Виртуальная экскурсия по центру Европы.

Учащиеся должны знать государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, ), их столицы, , флаги, достопримечательности, знаменитые люди

Стр.127-133, задания 1,2,4 стр.133.

60/9







07.05







Путешествие по Франции и Великобритании.

Практическая рабо­та № 24:  

поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Виртуальная экскурсия по Франции и Великобритании

Франция и Великобритания, их местоположение на карте, их столицы, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности. знаменитые люди

Стр.134-143, задания 2,3,4 стр. 143.

61/10


14.05

На юге Европы. Практическая рабо­та №25:  поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. Виртуальная экскурсия по югу Европы.

Итоговый тест за IV четверть

(с. 84-87)

Греция и Италия, их географическое положение, их столицы, государственное устройство, достопримечательности. знаменитые люди

Стр.144-150, задания 3,4 стр.150.

62/11

16.05

По знаменитым местам мира. Практическая рабо­та №26:    поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Виртуальная экскурсия по планете Земля.

Отдельные памятники архитектуры и искусства , являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж –Махал в Индии, , египетские пирамиды. статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы)

Стр.151-155.

63/12

21.05

Экскурсия № 6 «Достопримечательности

нашего города»





64/13

23.05

Промежуточная аттестация в форме теста



Регулятивные УУД:

формирование адекватной оценки своих достижений

Познавательные УУД:

Самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания.

Коммуникативные УУД:

Выполнять тесты с выбором ответа.

- сотрудничать со взрослыми


65/14

28.05

Проверочная работа № 6по теме «Путешествие по городам и странам».





66/15

30.05

Презентация проектов

«Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»



Регулятивные УУД:

Формирование адекватной оценки своих достижений и достижений одноклассников

Познавательные УУД:

Самостоятельно готовить выступление по проекту, находить дополнительный интересный материал из различных источников.

Коммуникативные УУД:

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.


Резерв

2 ч

























Формы и средства контроля

Специфичность содержания предметов, со­ставляющих образовательную область «Окру­жающий мир», оказывает влияние на содержа­ние и формы контроля. Основная цель контро­ля - проверка знания фактов учебного матери­ала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приво­дить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, мо­делями, лабораторным оборудованием.

Отбор форм организации обучения осуществляется с учётом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения; практические работы – наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Необходимо использовать проверочные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников и рассчитаны на 5-10 минут. Целесообразны поэтому тестовые задания. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания необходимо строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

по окружающему миру

Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.








Контрольно-измерительные материалы:


Контрольный тест №1 за I четверть*


Вариант 1.

А1. Что относится к природе?

□ 1) манная каша □ 3) ромашка

□ 2) иголка □ 4) забор

А2. Чем человек отличается от животных?

□ 1) человек – разумное существо

□ 2) человек способен сам добывать пищу

□ 3) человек много двигается

□ 4) человек стареет

А3. Какой признак относится к характеристике народа?

□ 1) совместное хозяйство □ 3) национальный костюм

□ 2) территория □ 4) Государственный гимн

А4. Что даёт растениям почва?

□ 1) углекислый газ

□ 2) воду с минеральными солями

□ 3) энергию

□ 4) свет

А5. Какой предмет относится к естественным телам?

□ 1) клей □ 3) вилка

□ 2) берёза □ 4) доска

А6. Что относится к веществам?

□ 1) комета □ 3) вода

□ 2) муравей □ 4) гвоздь

А7. Что при нагревании происходит с воздухом?

□ 1) превращается в облако

□ 2) расширяется

□ 3) сжимается

□ 4) превращается в пар

А8. Что входит в состав почвы?

□ 1) дождевой червь □ 3) личинки жуков

□ 2) корни □ 4) воздух

В1. Как называется наука, изучающая связи между организмами и окружающей средой?

□ 1) химия □ 3) биология

□ 2) астрономия □ 4) экология

В2. Какие органы позволяют человеку воспринимать окружающий мир?

□ 1) органы чувств □ 3) все органы

□ 2) сердце □ 4) органы движения

В3. Какие животные играют решающую роль в образовании почвы?

□ 1) муравьи □ 3) дождевые черви

□ 2) кузнечики □ 4) личинки жуков

С1. Что не относится к символам государства?

□ 1) государственный танец

□ 2) Государственный герб

□ 3) государственный язык

□ 4) Государственный флаг

С2. Какие утверждения верны?

□ 1) Воздух загрязняют выхлопные газы с заводов и фабрик.

□ 2) Водитель, который моет машину в реке, не наносит вреда природе.

□ 3) Школьники могут помочь очищению воздуха, высаживая деревья.

□ 4) Пресной воды на Земле мало, её нужно экономить.


Вариант 2.

А1. Что относится к живой природе?

□ 1) солнечный луч □ 3) скала

□ 2) медведь □ 4) лёд на пруду

А2. Какой орган у человека развит сильнее, чем у других организмов

□ 1) головной мозг □ 3) пищевод

□ 2) сердце □ 4) лёгкие

А3. Какой признак относится к характеристике страны?

□ 1) государственные символы

□ 2) народные песни

□ 3) совместное хозяйство

□ 4) родной язык

А4. Какое растение относится к цветковым?

□ 1) мох □ 3) морская капуста

□ 2) кедр □ 4) мать-и-мачеха

А5. Что не относится к телам?

□ 1) планеты □ 3) волк

□ 2) гранит □ 4) сода

А6. Какое вещество иногда выпадает вместе с дождём?

□ 1) крахмал □ 3) кислота

□ 2) вода □ 4) кислород

А7. Какое свойство воды позволяет человеку пить сладкий чай?

□ 1) вода прозрачна

□ 2) вода не имеет запаха

□ 3) вода – хороший растворитель

□ 4) вода – сладкая на вкус

А8. Выбери правильное утверждение?

□ 1) Лёд твёрже камня, поэтому легко разрушает горные породы.

□ 2) Лёд разъедает камни.

□ 3) Расширяясь, лёд давит на стенки трещин, и горные породы разрушаются.

□ 4) Лёд не может разрушать камни.

В1. Благодаря какому прибору учёным удаётся изучать крошечные организмы, не видимые простым глазом?

□ 1) микроскопу □ 3) фоноскопу

□ 2) телескопу □ 4) микрофону

В2. Что позволяет делать воображение?

□ 1) запоминать □ 3) представлять

□ 2) делать выводы □ 4) чувствовать

В3. Какое из этих веществ газообразное?

□ 1) уксус □ 3) глюкоза

□ 2) кислород □ 4) вода

С1. Найди среди утверждений доказательства того, что Земля – дом для человечества?

□ 1) На Земле есть воздух.

□ 2) На Земле есть вода.

□ 3) Природа на Земле даёт нам материалы для хозяйства.

□ 4) Земля – планета.

С2. Укажи все «маски» воды?

□ 1) почва □ 3)дождь

□ 2) иней □ 4) туча


Контрольный тест №2 за II четверть*


Вариант 1.

А1. Как люди могут помочь охране растений?

□ 1) собирать красивые букеты и ставить их в вазы

□ 2) выкапывать их с корнем и высаживать на клумбы

□ 3) выращивать их в ботанических садах и заповедниках

□ 4) уничтожать травоядных животных

А2. Какое животное относится к группе насекомых?

□ 1) паук □ 3) бабочка

□ 2) трясогузка □ 4) морской ёж

А3. Какое животное относится к растительноядным?

□ 1) лось □ 3) лев

□ 2) сова □ 4) жаба

А4. Как появляются детёныши рыб?

□ 1) развиваются из икры

□ 2) вылупляются из яиц

□ 3) рыбы рождают живых детёнышей

□ 4) по-разному в зависимости от вида рыб

А5. Какая из птиц занесена в Красную книгу?

□ 1) воробей □ 3) орёл-беркут

□ 2) грач □ 4) кукушка

А6. Какие части отсутствуют у гриба?

□ 1) грибница и корень □ 3) шляпка и ножка

□ 2) стебель и корень □ 4) грибница и стебель

А7. Какого звена круговорота жизни не существует?

□ 1) потребители □ 3) производители

□ 2) вредители □ 4) разрушители

А8. Какие органы отвечают за опору и движение тела?

□ 1) спинной мозг и нервы

□ 2) сердце и кровеносные сосуды

□ 3) скелет и мышцы

□ 4) желудок и кишечник

В1. Какие животные предупреждают хищников о том, что они несъедобные, с помощью яркой окраски?

□ 1) кузнечики □ 3) божьи коровки

□ 2) бабочки □ 4) дятлы

В2. Какие животные рождают детёнышей, выкармливают их молоком, заботятся о своём потомстве?

□ 1) млекопитающие □ 3) птицы

□ 2) земноводные □ 4) иглокожие

В3. Какую первую помощь нужно оказать при ранении кожи?

□ 1) промыть холодной водой

□ 2) промыть ранку и смазать йодом

□ 3) приложить холод

□ 4) смазать кремом

С1. Какие действия людей приводят к исчезновению некоторых видов растений?

□ 1) вытаптывание

□ 2) сбор букетов

□ 3) работа в ботанических садах и заповедниках

□ 4) выращивание комнатных растений

С2. Какие цепи питания можно составить из этих живых существ: сосна, осина, лось, мышь, волк, сова?

□ 1) сосна – мышь – сова

□ 2) осина – лось – волк

□ 3) волк – лось – осина

□ 4) лось – мышь – волк

Вариант 2.


А1. Какие насекомые опыляют цветы?

□ 1) шмели □ 3) муравьи

□ 2) стрекозы □ 4) мухи

А2. Какое животное относится к группе пресмыкающихся?

□ 1) ящерица □ 3) лягушка

□ 2) тритон □ 4) осьминог

А3. Какое животное относится к хищникам?

□ 1) кабан □ 3) муха

□ 2) сова □ 4) бегемот

А4. Кто находится ниже всех в экологической пирамиде?

□ 1) растения

□ 2) насекомоядные животные

□ 3) растительноядные животные

□ 4) хищники

А5. Какая группа животных развивается так: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь?

□ 1) земноводные □ 3) рыбы

□ 2) пресмыкающиеся □ 4) насекомые

А6. Какая часть гриба всасывает из почвы воду и минеральные соли?

□ 1) ножка □ 3) грибница

□ 2) шляпка □ 4) все части

А7. К каким организмам относятся грибы?

□ 1) к разрушителям

□ 2) к производителям

□ 3) к потребителям

□ 4) это зависит от того, ядовиты они или нет

А8. Какие органы относятся к системе пищеварения?

□ 1) желудок и пищевод

□ 2) сердце и сосуды

□ 3) скелет и мышцы

□ 4) спинной мозг и нервы

В1. Что насекомые-опылители помогают делать растениям?

□ 1) дышать □ 3) размножаться

□ 2) питаться □ 4) выделять кислород

В2. Какое животное защищается от хищников благодаря тому, что способно отбрасывать хвост?

□ 1) волк □ 3) ящерица

□ 2) медведь □ 4) синица

В3. Какое слово пропущено: икринка - … - щука?

□ 1) куколка □ 3) головастик

□ 2) личинка □ 4) малёк

С1. Какие цепи питания можно составить из этих живых существ: волк, ель, заяц, куница, осина, белка?

□ 1) куница – белка – ель

□ 2) осина – заяц – волк

□ 3) ель – белка – куница

□ 4) ель – куница – волк

С2. Какую роль играет опорно-двигательная система?

□ 1) обеспечивает опору и движение организма

□ 2) защищает многие внутренние органы от повреждений

□ 3) обеспечивает процесс пищеварения

□ 4) выводит из организма вредные вещества


Контрольный тест №3 за III четверть*


Вариант 1.

А1. Какие вещества наиболее необходимы детям для роста и развития?

□ 1) витамины □ 3) углеводы

□ 2) жиры □ 4) белки

А2. Где остатки пищи выводятся из организма?

□ 1) в желудке

□ 2) в пищеводе

□ 3) в кишечнике

□ 4) в ротовой полости

А3. Органом какой системы являются лёгкие?

□ 1) пищеварительной

□ 2) дыхательной

□ 3) кровеносной

□ 4) опорно-двигательной

А4. Из-за чего возникают инфекционные болезни?

□ 1) из-за переутомления

□ 2) из-за нарушения режима

□ 3) из-за заражения болезнетворными бактериями и вирусами

□ 4) от переохлаждения

А5. Что ты будешь делать, если в квартире что-то загорится?

□ 1) спрячусь под кровать

□ 2) открою окна

□ 3) убегу

□ 4) наброшу на огонь одеяло

А6. Что относится к услугам?

□ 1) массаж □ 3) лекарства

□ 2) зубная паста □ 4) шкаф

А7. Назови три кита экономики.

□ 1) промышленность, растениеводство, животноводство

□ 2) товары, услуги, потребности

□ 3) природные богатства, капитал, труд

□ 4) растения, животные, полезные ископаемые

А8. Какое растение относится к зерновым культурам?

□ 1) рис □ 3) хлопок

□ 2) морковь □ 4) укроп

В1. Что производит лёгкая промышленность?

□ 1) игрушки

□ 2) легковые автомобили

□ 3) продукты питания

□ 4) топливо

В2. Для чего люди закаляются?

□ 1) чтобы быть красивыми

□ 2) чтобы очистить воздух

□ 3) чтобы реже болеть

□ 4) чтобы лучше работать и учиться

В3. Что делать, если увидел чужую собаку?

□ 1) остановиться

□ 2) напугать её

□ 3) громко кричать

□ 4) ударить её палкой

С1. Какие телефоны должны быть в твоей записной книжке на случай опасности?

□ 1) 01 □ 3) 025

□ 2) 04 □ 4) 03

С2. Что относится к полезным ископаемым?

□ 1) бензин □ 3) каменный уголь

□ 2) нефть □ 4) гранит


Вариант 2.

А1. Какие вещества необходимы для укрепления здоровья?

□ 1) жиры □ 3) углеводы

□ 2) белки □ 4) витамины

А2. Какой внутренний орган выделяет желчь в тонкую кишку?

□ 1) печень □ 3) кишечник

□ 2) желудок □ 4) трахея

А3. К какой системе органов относятся артерии и вены?

□ 1) к дыхательной

□ 2) к опорно-двигательной

□ 3) к кровеносной

□ 4) к пищеварительной

А4. Как называется чувствительность к некоторым веществам?

□ 1) инфекция □ 3) обоняние

□ 2) аллергия □ 4) вкус

А5. Чего нельзя делать, если чувствуешь запах газа в квартире?

□ 1) звонить по телефону 04

□ 2) открывать форточку

□ 3) перекрывать газ на трубе

□ 4) зажигать спички

А6. Что относится к товарам?

□ 1) химчистка □ 3) автомобиль

□ 2) стрижка □ 4) отопление

А7. Какая профессия относится к умственному труду?

□ 1) учитель □ 3) дворник

□ 2) рабочий □ 4) животновод

А8. Какое полезное ископаемое жидкое?

□ 1) известняк □ 3) торф

□ 2) кварц □ 4) нефть

В1. Какое растение относится к прядильным культурам?

□ 1) лён □ 3) ландыш

□ 2) капуста □ 4) ячмень

В2. Какое правило надо выполнять при закаливании солнцем?

□ 1) чаще бывать на солнце летом

□ 2) не загорать

□ 3) загорать лучше в полдень

□ 4) загорать в меру

В3. Чем опасны домашние животные?

□ 1) плохо пахнут

□ 2) портят вещи и мебель

□ 3) на них могут быть яйца глистов

□ 4) могут съесть твой обед

С1. Какие правила ты будешь выполнять, став велосипедистом?

□ 1) не буду кататься по проезжей части до 14 лет

□ 2) чтобы пересечь дорогу, сойду с велосипеда и перевезу его за руль

□ 3) не буду ездить, не держась за руль

□ 4) буду катать друзей на раме или багажнике

С2. Что получает человек от пчёл?

□ 1) мёд □ 3) нектар

□ 2) прополис □ 4) воск



Контрольный тест №4 за IV четверть*


Вариант 1

А1. Что такое бартер?

□ 1) то же, что купля-продажа

□ 2) прямой способ обмена товарами

□ 3) обмен старых вещей на новые

□ 4) вещи, взятые на прокат

А2. Для чего составляют бюджет?

□ 1) чтобы повышать зарплату

□ 2) чтобы заранее рассчитать доходы и расходы

□ 3) чтобы понизить налоги

□ 4) чтобы не тратить свои деньги

А3. Что относится к доходам семьи?

□ 1) покупка пальто

□ 2) плата за воду

□ 3) папина зарплата

□ 4) поход в кино

А4. Что такое экологическая катастрофа?

□ 1) нанесение тяжкого вреда природе

□ 2) автомобильная авария на скользкой дороге

□ 3) плохая погода в течение долгого времени

□ 4) кораблекрушение

А5. Улицы какого города расположены веером?

□ 1) Углича

□ 2) Сергиева Посада

□ 3) Костромы

□ 4) Ярославля

А6. В какой стране больше всего жителей?

□ 1) в США

□ 2) в Китае

□ 3) в России

□ 4) в Австралии

А7. Какая достопримечательность есть в Париже?

□ 1) Тадж-Махал

□ 2) статуя Свободы

□ 3) Эйфелева башня

□ 4) Биг-Бен

А8. Какая достопримечательность есть в Греции?

□ 1) Парфенон

□ 2) Колизей

□ 3) Версаль

□ 4) Букингемский дворец

В1. Что такое легенда?

□ 1) лицевая сторона монеты

□ 2) обратная сторона монеты

□ 3) надпись на монете

□ 4) номинал монеты

В2. Что составляет доходы государственного бюджета?

□ 1) зарплата □ 3) налоги

□ 2) нефть и газ □ 4) труд людей

В3. Назовите столицу Германии.

□ 1) Стокгольм □ 3) Париж

□ 2) Рим □ 4) Берлин

С1. Какие города входят в Золотое кольцо?

□ 1) Санкт-Петербург □ 3) Владимир

□ 2) Суздаль □ 4) Углич

С2. Какие страны находятся на территории Европы?

□ 1) Швеция □ 3) Люксембург

□ 2) Италия □ 4) Япония



Вариант 2

А1. Как называется обмен, в котором участвуют деньги?

□ 1) бартер □ 3) купля-продажа

□ 2) покупка □ 4) прямой обмен

А2. Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?

□ 1) план бюджета □ 3) налоги

□ 2) доходы □ 4) расходы

А3. Чем занимается экология?

□ 1) изучает живые организмы

□ 2) подсказывает, как вести хозяйство, чтобы не повредить природе

□ 3) обеспечивает потребности населения

□ 4) борется с экономикой

А4. Назови столицу Финляндии.

□ 1) Хельсинки □ 3) Осло

□ 2) Люксембург □ 4) Копенгаген

А5. Какая страна граничит с Россией на севере?

□ 1) Казахстан □ 3) Норвегия

□ 2) Грузия □ 4) Япония

А6. Какая страна считается родиной лыж?

□ 1) Швеция □ 3) Германия

□ 2) Норвегия □ 4) Италия

А7. Какой достопримечательности нет в Лондоне?

□ 1) Биг-Бена

□ 2) Тауэрского моста

□ 3) здания Парламента

□ 4) пирамид

А8. В какой стране находится город Венеция?

□ 1) во Франции □ 3) в Греции

□ 2) в Исландии □ 4) в Италии

В1. Что коллекционируют нумизматы?

□ 1) мягкие игрушки

□ 2) марки

□ 3) драгоценные камни

□ 4) монеты

В2. Кто получает деньги из бюджета?

□ 1) врач

□ 2) предприниматель

□ 3) учитель

□ 4) воспитатель

В2. Какие расходы являются регулярными?

□ 1) покупка машины

□ 2) поездка в отпуск

□ 3) ужин в ресторане

□ 4) плата за газ

С1. Какие названия относятся к деньгам на Руси?

□ 1) динар □ 3) копейка

□ 2) рубль □ 4) гривна

С2. Кто может приносить доход семье?

□ 1) сын-дошкольник □ 3) папа

□ 2) дочь-школьница □ 4) мама


Ключи к итоговым тестам


те-

ста

Ва-

ри-

ант


А1


А2


А3


А4


А5


А6


А7


А8


А9


А10


В1


В2


В3


С1


С2

1

1

3

1

3

2

2

3

2

4

-

-

4

1

3

1,3

1,3,4

2

2

1

1

4

4

3

3

3

-

-

1

3

2

1,2,3

2,3,4

2

1

3

3

1

1

3

2

2

3

-

-

3

1

2

1,2

1,2

2

1

1

2

1

4

3

1

1

-

-

3

3

4

2,3

1,2

3

1

4

3

2

3

4

1

3

1

-

-

1

3

1

1,2,4

2,3,4

2

4

1

3

2

4

3

1

4

-

-

1

4

3

1,2,3

1,2,4

4

1

2

2

3

1

3

2

3

1

-

-

3

3

4

2,3,4

1,2,3

2

3

4

2

1

3

2

4

4

-

-

4

2

4

2,3,4

3,4


Литература


* Плешаков А.А., ГараН.Н., НазароваЗ.Д. Окружающий мир. Тесты. – М.: Просвещение, 2013
















24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!