СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные разработки по Физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В. Урок-игра - Давление твердых тел, жидкостей и газов

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочные разработки по Физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В.

Урок-игра - Давление твердых тел, жидкостей и газов

Просмотр содержимого документа
«Поурочные разработки по Физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В. Урок-игра - Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Поурочные разработки по Физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В.

Урок-игра - Давление твердых тел, жидкостей и газов

При изучении большой темы для оживления интереса детей полезно проводить уроки-игры с элементами эксперимента, причем такого эксперимента, который каждый, не задумываясь, выполняет каждый день в обыденной жизни. А если задуматься? Если связать повседневный опыт со школьными знаниями?

Обычно такой урок состоит из нескольких частей-соревнований, представляющих собой разные виды учебной деятельности: это заранее подготовленные доклады учащихся, рассказики на тему по жребию, небольшая практическая работа, занимательные простенькие опыты, отгадывание кроссвордов, загадок и т. п.

Активность участников обязательно оценивается.

Ход урока

I. Доклады об атмосфере

Пять заранее подготовившихся учащихся зачитывают свои доклады (на 2—3 минуты). В конце каждого доклада учитель делает краткое обобщение.

Темы докладов:

— Атмосфера нашей планеты;

— История открытия атмосферного давления;

— Роль атмосферного давления в жизни человека и животных;

— Для чего нужно наблюдать за изменением атмосферного давления?

— Предсказание погоды.



II. Рассказы о знаменитых физиках

Желающие, подходя к учительскому столу, бросают кубик с портретами знаменитых физиков, внесших значительный вклад в становление науки об атмосфере. Узнав ученого по портрету, ученик кратко рассказывает, что о нем знает.

Имена ученых-физиков известны заранее — это Галилео Галилей, Эванджелиста Торричелли, Блез Паскаль, Отто Герике, М.В.Ломоносов.



III. Аукцион по продаже пятерок

Учитель читает вопрос, желающие отвечать поднимают руку.

1. Если приложить плотно к губам кленовый лист и быстро втянуть воздух, то лист с треском разрывается. Почему?

(При вдохе грудная клетка расширяется, и в полости рта создается разрежение. Снаружи на лист действует большая сила атмосферного давления.)

2. Если открыть кран наполненной водой и плотно закрытой крышкой бочки, которая не имеет более никаких, даже маленьких отверстий и щелей, то вода вскоре перестает вытекать из крана. Почему?

(Над водой образуется разреженное пространство, и дальнейшему вытеканию воды препятствует сила атмосферного давления.)

3. Почему вода не выливается из стакана, частично наполненного водой, если его плотно закрыть бумагой и перевернуть вверх дном?

(После перевертывания стакана между дном и водой образуется разреженное пространство, поэтому вода удерживается в стакане силой атмосферного давления снаружи.)

4. Почему вода поднимается вверх, когда ее втягивают через соломинку?

(При втягивании воды грудная клетка расширяется, и в полости рта создается разрежение, в то время как на поверхность воды действует сила атмосферного давления. Разность давлений заставляет воду подниматься по соломинке.)

5. Может ли космонавт набрать чернила в поршневую авторучку, находясь в корабле в состоянии невесомости?

(Да, может, если в корабле поддерживается нормальное атмосферное давление.)



IV. Практическая работа

Пользуясь барометром-анероидом и линейкой, определите силу давления атмосферы на поверхность:

а) стола (I вариант);

б) книги (II вариант).



V. Веселые опыты

а) Возьмем два пузырька из-под одеколона с очень узкими горлышками, наполненные морсом. Кто сможет выпить морс, плотно обхватив горлышко губами и не разжимая их?

Выполнить это задание никому не удается. Почему? Объясните, как мы пьем?

б) Возьмите банку (пакет) с соком и шило. Можно ли выпить сок, пользуясь только шилом? Объясните свои действия.



VI. Игра «Найди ошибки»

Ученикам предлагается текст:

«Благодаря тому, что Блез Паскаль открыл в XII в. действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила, всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.

Кто найдет больше всех ошибок — получает «пятерку».



VII. Итого урока

Подводя итог урока-игры, учитель оценивает работу наиболее активных участников. Кому-то можно дать на дом повторить тот или иной параграф.

В конце урока можно предложить отгадать загадки о физических приборах и явлениях, например:

На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперед

Нам погоду узнает.

(Барометр)



Поднимаемся мы в гору,

Стало трудно нам дышать.

А какие есть приборы,

Чтобы давленье измерять?

(Барометр)



Две сестры качались,

Правды добивались

А когда добились,

То остановились.

(Весы)



Никто его не видывал,

А слышать — всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка - кричит.

(Эхо)



И в шуме наклонного ливня,

Сомкнувшего землю и высь,

Извилина вспыхнула длинно,

Как будто гигантская мысль.

И тотчас железною спицей

Пронесся по своду небес

Гром — сильная, грозная птица —

И спрятался в поле, за лес.

(Гроза, молния)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!