Поурочные разработки по Физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В.
Урок-игра - Давление твердых тел, жидкостей и газов
При изучении большой темы для оживления интереса детей полезно проводить уроки-игры с элементами эксперимента, причем такого эксперимента, который каждый, не задумываясь, выполняет каждый день в обыденной жизни. А если задуматься? Если связать повседневный опыт со школьными знаниями?
Обычно такой урок состоит из нескольких частей-соревнований, представляющих собой разные виды учебной деятельности: это заранее подготовленные доклады учащихся, рассказики на тему по жребию, небольшая практическая работа, занимательные простенькие опыты, отгадывание кроссвордов, загадок и т. п.
Активность участников обязательно оценивается.
Ход урока
I. Доклады об атмосфере
Пять заранее подготовившихся учащихся зачитывают свои доклады (на 2—3 минуты). В конце каждого доклада учитель делает краткое обобщение.
Темы докладов:
— Атмосфера нашей планеты;
— История открытия атмосферного давления;
— Роль атмосферного давления в жизни человека и животных;
— Для чего нужно наблюдать за изменением атмосферного давления?
— Предсказание погоды.
II. Рассказы о знаменитых физиках
Желающие, подходя к учительскому столу, бросают кубик с портретами знаменитых физиков, внесших значительный вклад в становление науки об атмосфере. Узнав ученого по портрету, ученик кратко рассказывает, что о нем знает.
Имена ученых-физиков известны заранее — это Галилео Галилей, Эванджелиста Торричелли, Блез Паскаль, Отто Герике, М.В.Ломоносов.
III. Аукцион по продаже пятерок
Учитель читает вопрос, желающие отвечать поднимают руку.
1. Если приложить плотно к губам кленовый лист и быстро втянуть воздух, то лист с треском разрывается. Почему?
(При вдохе грудная клетка расширяется, и в полости рта создается разрежение. Снаружи на лист действует большая сила атмосферного давления.)
2. Если открыть кран наполненной водой и плотно закрытой крышкой бочки, которая не имеет более никаких, даже маленьких отверстий и щелей, то вода вскоре перестает вытекать из крана. Почему?
(Над водой образуется разреженное пространство, и дальнейшему вытеканию воды препятствует сила атмосферного давления.)
3. Почему вода не выливается из стакана, частично наполненного водой, если его плотно закрыть бумагой и перевернуть вверх дном?
(После перевертывания стакана между дном и водой образуется разреженное пространство, поэтому вода удерживается в стакане силой атмосферного давления снаружи.)
4. Почему вода поднимается вверх, когда ее втягивают через соломинку?
(При втягивании воды грудная клетка расширяется, и в полости рта создается разрежение, в то время как на поверхность воды действует сила атмосферного давления. Разность давлений заставляет воду подниматься по соломинке.)
5. Может ли космонавт набрать чернила в поршневую авторучку, находясь в корабле в состоянии невесомости?
(Да, может, если в корабле поддерживается нормальное атмосферное давление.)
IV. Практическая работа
Пользуясь барометром-анероидом и линейкой, определите силу давления атмосферы на поверхность:
а) стола (I вариант);
б) книги (II вариант).
V. Веселые опыты
а) Возьмем два пузырька из-под одеколона с очень узкими горлышками, наполненные морсом. Кто сможет выпить морс, плотно обхватив горлышко губами и не разжимая их?
Выполнить это задание никому не удается. Почему? Объясните, как мы пьем?
б) Возьмите банку (пакет) с соком и шило. Можно ли выпить сок, пользуясь только шилом? Объясните свои действия.
VI. Игра «Найди ошибки»
Ученикам предлагается текст:
«Благодаря тому, что Блез Паскаль открыл в XII в. действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила, всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.
Кто найдет больше всех ошибок — получает «пятерку».
VII. Итого урока
Подводя итог урока-игры, учитель оценивает работу наиболее активных участников. Кому-то можно дать на дом повторить тот или иной параграф.
В конце урока можно предложить отгадать загадки о физических приборах и явлениях, например:
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
(Барометр)
Поднимаемся мы в гору,
Стало трудно нам дышать.
А какие есть приборы,
Чтобы давленье измерять?
(Барометр)
Две сестры качались,
Правды добивались
А когда добились,
То остановились.
(Весы)
Никто его не видывал,
А слышать — всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка - кричит.
(Эхо)
И в шуме наклонного ливня,
Сомкнувшего землю и высь,
Извилина вспыхнула длинно,
Как будто гигантская мысль.
И тотчас железною спицей
Пронесся по своду небес
Гром — сильная, грозная птица —
И спрятался в поле, за лес.
(Гроза, молния)