Поурочные разработки по Физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В.
Применение законов гидростатики в технике - Давление твердых тел, жидкостей и газов
Заранее, за неделю до урока ученики по желанию выбирают темы для краткого (на 3—5 минут) выступления, например:
- Подъем затонувших судов;
- Как Жюль Верн описал «Наутилус»;
- Гибель «Титаника»;
- Экология морей и рек.
Цели урока: продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов, ознакомить школьников с видами судов и их применением; совершенствовать умения характеризовать поведение тел в жидкости; продолжить работу по расширению кругозора учащихся, повышению интереса к книгам по физике.
Оборудование: небольшой лист алюминия; коробочка (лодочка) из такого же листа; сосуд с водой; рычажные весы; полиэтиленовая бутылка с пробкой; насос с резиновым шлангом.
Демонстрации:
1. плавание алюминиевой лодочки;
2. «подъем затонувшей лодки».
Ход урока
I. Повторение пройденного. Вводная беседа
Урок начинается с постановки учебной проблемы: имеют ли применение законы гидростатики в технике? Фронтально повторяются законы гидростатики.
Учитель раскрывает значение воды в нашей жизни.
Человек издавна плавает на плотах, лодках, судах. В наше время — на судах из металла. Почему можно строить суда из металла, хотя плотность металла больше плотности воды?
II. Демонстрация опыта с алюминиевым листом и лодочкой
Лист алюминия опускается в воду. Он тонет. Из такого же листа делается коробочка (лодочка). На весах можно показать, что массы листа и коробочки равны. Коробочка опускается на поверхность воды. Почему она плавает? Ведь материал один, массы одинаковы. В чем различие?
III. Изучение нового материала
Различие между простым алюминиевым листом и алюминиевой коробочкой в разном объеме вытесненной жидкости. Значит сила Архимеда, действующая на коробочку, больше действующей на лист. В нашем случае коробочка — модель судна.
Далее учитель вводит понятия:
осадка судна — глубина его погружения;
ватерлиния — линия, отмечающая наибольшую допустимую осадку;
водоизмещение — вес воды, вытесняемый судном при погружении его до ватерлинии;
грузоподъемность судна — принятый на судно груз при погружении до ватерлинии.
Рассказ о водном транспорте может сопровождаться демонстрацией слайдов, таблиц, открыток, диапозитивов.
В тетрадях учащиеся заполняют таблицу:
Надводный транспорт | Подводный транспорт |
Корабли весельные, парусные, пароходы, теплоходы; Суда пассажирские, китобойные, сухогрузы, паромы, траулеры, ледоколы, танкеры; Корабли военные (линкоры, эсминцы, крейсеры, миноносцы). | Подводные лодки; Батисферы; Батискафы. |
IV. Демонстрация опыта по подъему затонувшей лодки
В нижней части полиэтиленовой бутылки делается отверстие, через которое она заполняется водой и тонет. Через пробку бутылка присоединяется к насосу резиновым шлангом. Нагнетаемым в бутылку воздухом вода вытесняется, и бутылка всплывает.
V. Продолжение изучения нового материала
Как еще в технике и быту используются законы гидростатики? Например, для определения плотности жидкости.
Теоретические знания позволяют объяснить устройство и принцип работы приборов для определения плотности жидкостей - ареометров.
Можно сконструировать простейший ареометр из пробирки и мензурки: в пробирку наливается такое количество воды, чтобы она плавала в мензурке вертикально и не тонула.
Показывается заводской ареометр. У него вместо пробирки — стеклянная трубка, сужающаяся в верхней части, вместо воды - дробь. Шкалы у приборов разные, т. к. бывают ареометры для определения значительно большей, чем у воды, плотности жидкости и меньшей.
Ареометр для определения плотности раствора сахара называется «сахарометр», жирности молока - «лактометр», содержания спирта в воде — «спиртометр» и т. д.
Можно провести демонстрационный опыт по определению плотности воды и керосина, налитых в две мензурки.
VI. Выступления учеников
Подготовленные выступления можно выслушать в конце урока, а можно по ходу изложения материала — в процессе лекции учителя.
VII. Итог урока
В заключение урока можно особо выделить проблему экологии. Рассказать о чистоте рек, озер, морей, океанов, привести данные о загрязнении рек и морей и результатах такого загрязнения.