Поурочные разработки по Физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В.
Решение задач - Работа и мощность. Энергия
Цели урока: провести проверочное тестирование по теме «Работа. Мощность»; отрабатывать практические навыки решения задач по изученной теме; развивать навыки устного счета.
Ход урока
I. Повторение изученного по теме «Работа. Мощность»
Ученики отвечают на вопросы:
— Для характеристики чего введено понятие мощности?
— По какой формуле вычисляется мощность?
— Какие единицы мощности вы знаете?
— Чему равен 1 Вт?
На доске выписываются основные рабочие формулы:
II. Работа с тестом
Учащимся предлагается тест № 5 по теме «Работа. Мощность» (см. раздел «Проверочные тесты» в конце данного пособия).
Тест рассчитан на 15 минут.
II. Задачи на вычисление совершенной работы
Для формирования у учащихся прочных навыков решения задач на расчет работы необходимо, прежде всего, разработать определенную методику работы с такими задачами.
Можно выписать на доске следующий план работы с задачей:
1. Установите, на какое тело воздействует рассматриваемое тело.
2. Выделите участок движения, на котором производится воздействие.
3. Определите силу воздействия F.
4. Определите угол между направлением движения и направлением силы.
5. Если сила направлена по направлению, либо против направления движения, то: а) определите пройденный путь s; б) рассчитайте произведение Fs.
6. Если направление силы отлично от направления движения, то возможны два варианта: а) если угол между направлениями равен 90°, работа равна 0; б) в других случаях работу по указанной формуле определить нельзя.
Изучив предложенный план, ученики могут приступать к решению задач.
Вычислите работу, совершаемую силами, действующими со стороны тела (выделенное жирным шрифтом), в следующих ситуациях:
1. Буксирный катер тянет баржу с одного причала на другой, действуя с силой 5000 Н. Расстояние между причалами 1000 м.
2. Автомобиль весом 20 кН после выключения двигателя останавливается под действием силы трения 4 кН, пройдя по горизонтальной дороге 20 м.
3. Штангист держит штангу весом 2 кН на высоте 2 м.
4. Пианино массой 300 кг было подано в окно шестого этажа, расположенное на высоте 16 м над тротуаром, с помощью подъемного устройства.
5. Женщина несет на голове кувшин весом 70 Н, удерживая его на одном уровне.
6. Гиря часового механизма весит 50 Н и в течение суток опускается на 120 см.
Первые две ситуации можно рассмотреть коллективно, остальные задачи учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях. На всю работу отводится 15 минут. Задачи, которые ученики не успели решить на уроке остаются для домашнего задания.
III. Задачи на вычисление мощности
Точно так же, как и с задачами на вычисление работы, учащимся предлагается план работы с задачами (таблица последовательности действий заранее выписывается на доске):
1. Выделите тело, над которым совершается работа.
2. Определите значение совершенной работы А в джоулях.
3. Определите время t, за которое совершается работа, в секундах.
4. Найдите отношение A/t.
Изучив план, учащиеся могут приступать к решению задач.
Вычислите мощность, развиваемую телом в следующих ситуациях:
1. Штангист, поднимая штангу, совершает работу 5 кДж за 2 с.
2. Кот Матроскин и Шарик буксировали автомобиль дяди Федора до Простоквашино в течение 1 ч, действуя с силой 120 H. Расстояние до Простоквашино 1 км.
3. Мальчик массой 40 кг поднялся за 30 с на второй этаж дома, расположенный на высоте 8 м.
4. Ступа Бабы-Яги летит со скоростью 120 км/ч.
5. Карлсон поднимает Малыша массой 30 кг на крышу дома высотой 20 м со скоростью 2 м/с.
6. Автомобиль «Жигули» проходит 100 м за 6,25 с, развивая тягу 3 кН.
Все ситуации, которые учащиеся не успели рассмотреть на уроке, остаются для домашней работы.
Рекомендация. Часто бывает удобным использовать еще одно выражение для мощности, когда под действием силы тело движется с постоянной скоростью: так как
то
но
следовательно,
Мощность, таким образом можно находить как произведение силы на скорость движения. Эту формулу можно вывести в конце урока. Ученики хорошо понимают содержание этого выражения и затем применяют при решении задач.
Решение задач. 719-722
Домашнее задание
Разобрать ситуации, незаконченные на уроке; задачи 715, 717, 718.