Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Тип урока: урок развивающего контроля и рефлексии.
Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, групповые, развития исследовательских навыков.
Цель: закрепить и углубить теоретические и практические навыки учащихся по теме “Измерение мощности и работы тока в электрической лампе”.
Формируемые УУД: предметные: научиться использовать приобретенные умения экспериментатора на практике; метапредметные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; контролировать, корректировать и оценивать действия партнера; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; составлять план и последовательность действий; сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; формулировать выводы, адекватные полученным результатам; личностные: формирование самостоятельности в приобретении практических умений; усвоение правил поведения в школе; формирование бережного отношения к школьному оборудованию.
Приборы и материалы: источник питания, лампочки, ключи, амперметры, вольтметры, соединительные провода, секундомер.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие. Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при работе с электрическими приборами.)
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
(Учитель выборочно проверяет решение домашних задач, при необходимости разбирает решение на доске. Ученики выполняют дифференцированную самостоятельную работу.)
Уровень 1
1. Напряжение на концах электрической цепи 1 В. Какую работу совершит в ней электрический ток в течение 1 с при силе тока 1 А?
2. Одна электрическая лампа включена в сеть напряжением 127 В, а другая — в сеть напряжением 220 В. В какой лампе при прохождении 1 Кл электричества совершается большая работа?
Уровень 2
1. Электрическая лампочка включена в цепь с напряжением 10 В. Током была совершена работа 150 Дж. Какое количество электричества прошло через нить накала лампочки?
2. Какую работу совершит ток силой 3 А за 10 мин при напряжении в цепи 15 В?
Уровень 3
1. По проводнику, к концам которого приложено напряжение 5 В, прошло 100 Кл электричества. Определите работу тока.
2. К источнику тока напряжением 120 В поочередно присоединяли на одно и то же время проводники сопротивлением 20 Ом и 40 Ом. В каком случае работа электрического тока была меньше и во сколько раз?
Уровень 4
1. Башенный кран равномерно поднимает груз массой 0,5 т на высоту 30 м за 2 мин. Сила тока в электродвигателе равна 16,5 А при напряжении 220 В. Определите КПД электродвигателя крана.
2. Транспортер поднимает за время 1 мин груз массой 300 кг на высоту 8 м. КПД транспортера 60%. Определите силу тока через электродвигатель транспортера, если напряжение в сети 380 В.
Ответы
Уровень | 1 | 2 |
1 | 1 Дж | Во второй, включенной в сеть с большим напряжением |
2 | 15 Кл | 27 кДж |
3 | 500 Дж | Меньше во втором случае в 2 раза |
4 | 34% | 1,75 А |
III. Изучение нового материала. Решение задач
Работу электрического тока можно определить, зная мощность прибора и время прохождения тока. Но величина работы 1 Дж = 1 Вт ∙ 1 с очень мала, и ее неудобно использовать в быту. В квитанциях за электроэнергию указана величина кВт ∙ ч. Эту величину используют для удобства расчетов, т. е. вычисляя энергопотребление, времяцелесообразно выражать в часах, а мощность — в кВт.
(Ученики разбирают решение задачи.)
Рассчитайте энергопотребление и стоимость израсходованной энергии за сутки в кабинете физики, если известно, что его освещают 6 ламп мощностью 100 Вт каждая в течение 6 ч, а тариф за электроэнергию составляет 4 руб. за 1 кВт ∙ ч.
Ответ: 3,6 кВт ∙ ч; 14,4 руб.
IV. Выполнение лабораторной работы
(Лабораторная работа выполняется согласно инструкции учебника. Учитель напоминает правила подключения амперметра и вольтметра. В ходе выполнения работы ученики должны собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, лампочки, ключа, подключить к ней амперметр и вольтметр. Зарисовать схему в тетрадь, снять показания амперметра и вольтметра, а также засечь время горения лампы. По имеющимся данным ученики рассчитывают значение мощности лампы и сравнивают его с указанным на лампе, объясняют причины несоответствия (если оно имеется). Затем ученики рассчитывают работу тока в лампочке.)
(Ученики выполняют дополнительное задание.)
Рассчитать энергопотребление и стоимость электроэнергии по действующему тарифу.
V. Рефлексия
(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала с помощью таблицы, содержащей названия основных этапов урока.)
Критерии оценивания:
1 балл — я не знаю, не понимаю, не умею, не справляюсь.
2 балла — я знаю, понимаю, умею, справляюсь, но не всегда.
3 балла — я знаю, понимаю, умею, справляюсь со всем.
Этап урока | Проверка домашнего задания | Решение устных задач | Изучение нового материала | Устный опрос | Работа с текстом | Домашнее задание на следующий урок |
Баллы | | | | | | |
Домашнее задание
1. § 52 учебника, вопросы к параграфу.
2. Выполнить упр. 36 на с. 148, 149 учебника.
3. Выполнить задание на с. 149 учебника (по желанию).