Тема: Координаты на прямой 6 класс
Тип: Урок изучения нового материала.
УМК: Н.Я. Виленкин и др.
Цели урока
Образовательные:
- Познакомить с определением координат точки.
- Сформировать умениям и навыки, необходимые для применения в практической деятельности.
Развивающие:
- Развитие умственных операций (прием создания образа, перенос знаний, обобщение, сравнение, анализ, синтез).
- Развитие умений организации учебного труда.
Воспитательные:
- Воспитание настойчивости в достижении цели.
- Воспитание ответственного отношения к учёбе.
- Воспитание взаимопомощи, культуры общения.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний, повторение. (слайды 1-7)
Какие фигуры Вы видите на доске?
Прямая - это фигура, которая не имеет ни начала ни конца.
Луч – это фигура, у которого есть начало, но нет конца.
Отрезок – это фигура, есть начало и конец.
А скажите пожалуйста, что изображено на ваших листочках?(Координатный луч).А чем же у нас отличается координатный луч от обычного луча?
Определите координаты заданных точек.
3. Изучение нового материала:
Работа в тетрадях: Координатная прямая (слайд 9).
Ввод понятия координатной прямой, её отличие от координатного луча. Введение понятия точки отсчета, единичного отрезка и координаты точки.
Построим координатную прямую.(Что нам нужно для этого сделать?)
А) задать направление
Б) отметить начало отчета
В) выбрать единичный отрезок.
Выводы:
Прямую с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой.
Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки.
А сейчас мы поговорим с Вами о координатах на прямой.(слайды 10-13)
С каким новым понятием мы сейчас познакомились? (отрицательные числа).
2) История возникновения отрицательных чисел (слайды 14).
Зачатки счета теряются в глубине веков и относятся к тому периоду истории человечества, когда ещё не было письменности. Математические знания в далёком прошлом применялись для решения повседневных задач, и именно практика руководила развитием понятия «числа». Не всегда результат измерения или стоимости товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, и доли меры. Мы знаем, что так появились дроби. В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - ломать на части.
Решение уравнений и понятие «долга» при торговых расчетах привело к появлению отрицательных чисел.
Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н. э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача. Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Исключение составлял Диофант, который в III веке уже знал правило знаков и умел умножать отрицательные числа.
Лишь в VII в. индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием. Полезность и законность отрицательных чисел утверждались постепенно. Индийский математик Брахмагупта рассматривал их наравне с положительными числами.
В Европе признание наступило на тысячу лет позже, да и то долгое время отрицательные числа называли «ложными», «мнимыми» или «абсурдными». Первое описание их в европейской литературе появилось в «Книге абака» Леонарда Пизанского (известного под именем Фибоначчи) (1202 год), который трактовал отрицательные числа как долг.
В XVII веке отрицательные числа получили наглядное геометрическое представление на числовой оси. Это открытие тесно связано с именем Рене Декарта. С этого момента наступает их полное равноправие. Однако полная и вполне строгая теория отрицательных чисел была создана только в XIX веке (Уильям Гамильтон и Герман Грассман).
4. Физкультминутка:
Когда я буду называть отрицательные числа вы выполняете наклоны влево, когда я буду называть положительные числа вы выполняете наклоны вправо, а если ноль прыжок на месте.
5. Закрепление нового материала (работа с учебником и у доски):
5.1 Работа со слайдом (слайд 15).
1) Определить координаты точек
2) Выписать точки с положительной координатой.
3) Выписать точки с отрицательной координатой.
5.2 Выполнить задания № 891, 897, 901а
6. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой
1. Запишите координаты точек М, N, К, А и Д, изображенных на рисунке.
7. Заключительная часть урока
1. Закрепление изученного теоретического материала. Фронтальный опрос учащихся
- Как построить координатную прямую?(направление, начало отчета, единичный отрезок)
- Что такое координатная прямая?
- Числа расположенные справа от начала координат называют?
- Числа расположенные слева от начала координат называют??
2. Итог урока. Выставление отметок за работу на уроке.
3. Задание на дом: п.26, № 898, №901б.