СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по химии: "Природные источники углеводородов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план по химии: "Природные источники углеводородов"

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по химии: "Природные источники углеводородов"»

План – конспект урока по теме:

«Природные источники углеводородов».


Урок для 10 класса

Цель: ознакомить учащихся с практическим применением и получением углеводородов.

Задачи:

1. Образовательные задачи: обобщить знания учащихся о природных источниках органических соединений и их переработке; показать успехи и перспективы развития нефтехимии и коксохимии; углубить знания учащихся из курса экономической географии о газовой и нефтяных отраслях промышленности, современных направлениях переработки сырья.

2. Развивающие задачи: развивать представление учащихся о взаимосвязи между строением и свойствами веществ и применением на основе этих свойств; развивать самостоятельность в работе с учебной литературой; развивать умение учащихся выделять наиболее важные моменты при изучении нового материала.

3. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся уважение к мнению других членов коллектива; обратить особое внимание учащихся на проблемы, связанные с охраной окружающей среды.


Оборудование: Компьютерные презентации по темам: «Природные источники углеводородов», презентации, подготовленные учащимися: «Состав нефти», «Переработка нефти», «Октановое число бензина», таблица «Нефть и способы её переработки, коллекция «Нефть и продукты её переработки», модель двигателя внутреннего сгорания, штатив с пробирками, нефть, колба с водой, лучина, выпаривательная чашка, спиртовка,спички.


Тип урока – усвоение новых знаний


Форма урока – урок - компьютерная презентация


Структура урока:


1. Вступительное слово учителя:

Целеполагание.

Слайд № 1 «Тема урока «Природные источники углеводородов».

Ребята, сегодня на уроке мы будем изучить тему: «Природные источники углеводородов».


2. Актуализация опорных знаний.

Слайд № 2 «Актуализация знаний»

Сегодня мы рассмотрим нефть и природный газ, на следующем уроке мы будем говорить о каменном угле.


3. Постановка цели урока:

Мне хотелось бы сегодня сформулировать цель урока в виде несколько вопросов, а именно:

Слайд № 5 «Цель урока»

Ответить на эти «почему» нам поможет сегодняшний урок, на котором мы будем говорить об углеводородах с химической точки зрения. Нам поможет логическая взаимосвязь понятий: состав → строение →свойства → применение.


4. Изучение нового материала.

Слайд №6 «Общая характеристика природных источников углеводородов».

Внимательно слушаем выступления учащихся, подготовленные заранее, составляя краткий конспект по презентации.

Слайд №7 «Состав нефти и способы её переработки».


Выступление 1 ученика «Состав нефти. Основные месторождения».

Лабораторные опыты:

  1. физические свойства нефти;

  2. горение нефти.

Постановка проблемы – С какой целью ведут переработку нефти?


Слайд №8 «Цель переработки нефти».

Вопрос: Рационально ли использовать нефть преимущественно для получения бензина? Как Вы понимаете слова Д.И. Менделеев, выведенные на слайде?

Выступление 2 ученика «Переработка нефти».

Лабораторный опыт: рассмотреть коллекцию «Нефть и продукты её переработки».


Слайд №9 ««Таблица виды крекинга»

Самостоятельная работа учащихся с учебником - заполнение таблицы: «Основные виды крекинга» (6 минут).


Слайд №10 «Виды крекинга».

Самопроверка учащимися заполнения таблицы.


Слайд №11, 12 «Рифрминг. Пиролиз».

Детонационная стойкость бензина.

Выступление 3 ученика «Детонационная стойкость бензина».

Постановка проблемы – Скажите, от чего зависит качество бензина.

Демонстрация учеником работы двигателя внутреннего сгорания.

Слайд №13, 14 «Вопросы для самостоятельной работы».

Природный газ и попутный нефтяные газы.

Самостоятельная работа учащихся с учебником


Слайд №16 «Состав природного и попутного газа».

Слайд №17 «Месторождения природного газа».

Слайд №18 «Карта Томской области».

Слайд 19 «Газовые смеси, полученные из попутного нефтяного газа».

Слайд 20 «Важнейшие продукты, получаемые из природного газа и попутного нефтяного газа».


Слайд 21 «Последствия добычи нефти для окружающей среды».

Вопрос: Каковы последствия добычи нефти для окружающей среды и животного мира?


В настоящее время человечество оказалось на пороге крупнейшего изменения климата, вызванного человеком. Это изменение незапланировано, неуправляемо и может оказаться катастрофическим. Причина этого изменения – увеличение в атмосфере углекислого газа и некоторых других газов, которые поглощают инфракрасное излучение от Земли, нагреваются и тем самым нагревают нашу планету.

Основная причина увеличения концентрации СО2 в атмосфере – нарушение его круговорота из-за сжигания топлива и вырубки лесов.

Нефтепродукты и другие отходы различных производств загрязняют Мировой океан. Так, 1т нефти способна покрыть тонким слоем площадь моря в 12 км2, плёнка не пропускает солнечные лучи, что замедляет образование кислорода в воде и приводит к гибели водных экосистем и соответственно к уменьшению кислорода в атмосфере. Способность океана к самоочищению от нефти не превышает 10 млн. т в год. Следовательно, верхняя оценка антропогенного воздействия на Мировой океан - 8 млн. т в год – уже близка к критической, а мёртвый океан – это мёртвая планета.


5. Проверка усвоения нового материала (6 минут).

Слайд №22 «Химический диктант».

Слайд №23 «Ответы к химическому диктанту».

Взаимоконтроль учениками.


6. Домашнее задание.

Слайд № 24 « Домашнее задание».

Ученикам домашнее задание раздаётся на листах.

  1. Параграф 10, вопросы после параграфа.

  2. Решить задачу:

Из нефти получают бензин (массовая доля выхода 25% от массы нефти) и мазут (55%). При дальнейшей переработке мазута получают ещё некоторое количество бензина (массовая доля выхода 60% от массы мазута). Рассчитайте массу бензина, который будет получен из нефти массой 200 кг.

  1. Творческое задание – кроссворд или мини – сочинение.


7. Подведение итогов урока

Ответы на вопросы поставленные в начале урока при формулировки цели Слайд № 5 «Цель урока»


7. Рефлексия - Слайд № 25





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!