План – конспект урока по теме:
«Природные источники углеводородов».
Урок для 10 класса
Цель: ознакомить учащихся с практическим применением и получением углеводородов.
Задачи:
1. Образовательные задачи: обобщить знания учащихся о природных источниках органических соединений и их переработке; показать успехи и перспективы развития нефтехимии и коксохимии; углубить знания учащихся из курса экономической географии о газовой и нефтяных отраслях промышленности, современных направлениях переработки сырья.
2. Развивающие задачи: развивать представление учащихся о взаимосвязи между строением и свойствами веществ и применением на основе этих свойств; развивать самостоятельность в работе с учебной литературой; развивать умение учащихся выделять наиболее важные моменты при изучении нового материала.
3. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся уважение к мнению других членов коллектива; обратить особое внимание учащихся на проблемы, связанные с охраной окружающей среды.
Оборудование: Компьютерные презентации по темам: «Природные источники углеводородов», презентации, подготовленные учащимися: «Состав нефти», «Переработка нефти», «Октановое число бензина», таблица «Нефть и способы её переработки, коллекция «Нефть и продукты её переработки», модель двигателя внутреннего сгорания, штатив с пробирками, нефть, колба с водой, лучина, выпаривательная чашка, спиртовка,спички.
Тип урока – усвоение новых знаний
Форма урока – урок - компьютерная презентация
Структура урока:
1. Вступительное слово учителя:
Целеполагание.
Слайд № 1 «Тема урока «Природные источники углеводородов».
Ребята, сегодня на уроке мы будем изучить тему: «Природные источники углеводородов».
2. Актуализация опорных знаний.
Слайд № 2 «Актуализация знаний»
Сегодня мы рассмотрим нефть и природный газ, на следующем уроке мы будем говорить о каменном угле.
3. Постановка цели урока:
Мне хотелось бы сегодня сформулировать цель урока в виде несколько вопросов, а именно:
Слайд № 5 «Цель урока»
Ответить на эти «почему» нам поможет сегодняшний урок, на котором мы будем говорить об углеводородах с химической точки зрения. Нам поможет логическая взаимосвязь понятий: состав → строение →свойства → применение.
4. Изучение нового материала.
Слайд №6 «Общая характеристика природных источников углеводородов».
Внимательно слушаем выступления учащихся, подготовленные заранее, составляя краткий конспект по презентации.
Слайд №7 «Состав нефти и способы её переработки».
Выступление 1 ученика «Состав нефти. Основные месторождения».
Лабораторные опыты:
физические свойства нефти;
горение нефти.
Постановка проблемы – С какой целью ведут переработку нефти?
Слайд №8 «Цель переработки нефти».
Вопрос: Рационально ли использовать нефть преимущественно для получения бензина? Как Вы понимаете слова Д.И. Менделеев, выведенные на слайде?
Выступление 2 ученика «Переработка нефти».
Лабораторный опыт: рассмотреть коллекцию «Нефть и продукты её переработки».
Слайд №9 ««Таблица виды крекинга»
Самостоятельная работа учащихся с учебником - заполнение таблицы: «Основные виды крекинга» (6 минут).
Слайд №10 «Виды крекинга».
Самопроверка учащимися заполнения таблицы.
Слайд №11, 12 «Рифрминг. Пиролиз».
Детонационная стойкость бензина.
Выступление 3 ученика «Детонационная стойкость бензина».
Постановка проблемы – Скажите, от чего зависит качество бензина.
Демонстрация учеником работы двигателя внутреннего сгорания.
Слайд №13, 14 «Вопросы для самостоятельной работы».
Природный газ и попутный нефтяные газы.
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Слайд №16 «Состав природного и попутного газа».
Слайд №17 «Месторождения природного газа».
Слайд №18 «Карта Томской области».
Слайд 19 «Газовые смеси, полученные из попутного нефтяного газа».
Слайд 20 «Важнейшие продукты, получаемые из природного газа и попутного нефтяного газа».
Слайд 21 «Последствия добычи нефти для окружающей среды».
Вопрос: Каковы последствия добычи нефти для окружающей среды и животного мира?
В настоящее время человечество оказалось на пороге крупнейшего изменения климата, вызванного человеком. Это изменение незапланировано, неуправляемо и может оказаться катастрофическим. Причина этого изменения – увеличение в атмосфере углекислого газа и некоторых других газов, которые поглощают инфракрасное излучение от Земли, нагреваются и тем самым нагревают нашу планету.
Основная причина увеличения концентрации СО2 в атмосфере – нарушение его круговорота из-за сжигания топлива и вырубки лесов.
Нефтепродукты и другие отходы различных производств загрязняют Мировой океан. Так, 1т нефти способна покрыть тонким слоем площадь моря в 12 км2, плёнка не пропускает солнечные лучи, что замедляет образование кислорода в воде и приводит к гибели водных экосистем и соответственно к уменьшению кислорода в атмосфере. Способность океана к самоочищению от нефти не превышает 10 млн. т в год. Следовательно, верхняя оценка антропогенного воздействия на Мировой океан - 8 млн. т в год – уже близка к критической, а мёртвый океан – это мёртвая планета.
5. Проверка усвоения нового материала (6 минут).
Слайд №22 «Химический диктант».
Слайд №23 «Ответы к химическому диктанту».
Взаимоконтроль учениками.
6. Домашнее задание.
Слайд № 24 « Домашнее задание».
Ученикам домашнее задание раздаётся на листах.
Параграф 10, вопросы после параграфа.
Решить задачу:
Из нефти получают бензин (массовая доля выхода 25% от массы нефти) и мазут (55%). При дальнейшей переработке мазута получают ещё некоторое количество бензина (массовая доля выхода 60% от массы мазута). Рассчитайте массу бензина, который будет получен из нефти массой 200 кг.
Творческое задание – кроссворд или мини – сочинение.
7. Подведение итогов урока
Ответы на вопросы поставленные в начале урока при формулировки цели Слайд № 5 «Цель урока»
7. Рефлексия - Слайд № 25