СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по литературе в 6 классе Тема: Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

 

Содержательная цель: выявить особенности языка произведения; формировать умение анализировать текст.

Деятельностная цель: научить учащихся анализировать речь героев произведения.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные: научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы

 

Метапредметные

 

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя полученные знания

Личностные: формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму

 

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Оборудование:  портрет А.П.Чехова, учебник, иллюстрации.

                                               

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по литературе в 6 классе Тема: Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация»

Поурочный план по литературе в 6 классе

Дата проведения: 14.01.2019 г.

Урок № 50

Тема: Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.


Содержательная цель: выявить особенности языка произведения; формировать умение анализировать текст.

Деятельностная цель: научить учащихся анализировать речь героев произведения.



Планируемые результаты:


Предметные: научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы


Метапредметные



Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя полученные знания

Личностные: формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму


Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, учебник, иллюстрации.


Ход урока.


1.Мотивациоонный этап.


Приём «Состояние моей души»


2.Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

1)Верные/неверные утверждения:

  1. Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.

  2. Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.

  3. Являлся кормильцем в семье.

  4. Терпеть не мог врачей.

  5. Подписывал свои рассказы псевдонимами

Что такое псевдоним?

2)Приём «Подводящий диалог»

3)Приём «Эпиграф»



Краткость- сестра таланта.

А. П. Чехов

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ

3. Выявление затруднения.


4. Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрение множества вариантов оптимального решения.

- Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

1)Целеполагание.

2)Приём «Подводящий диалог»



- Как можно сформулировать тему нашего урока?

А.П.Чехов, мастер слова, умел в малую форму уместить большое содержание. Его рассказы полны доброты, ума, это россыпь юмора. Как же удавалось писателю это? Некоторые секреты Чеховского мастерства мы сегодня откроем, ведь недаром у нас урок открытий. А сосредоточим свое внимание на очередном «маленьком рассказе» «Тонкий и толстый»


5. Реализация выбранного проекта по разрешению затруднения.


1)Слово учителя.

2)Работа в группах: составление вопросов по рассказу.

Физминутка


6.Первичное закрепление нового знания.

1)Работа с таблицей.


– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?

– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.

– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?

– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?

– Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”? Какое изобразительно-выразительное средство использует писатель? (Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С. Чехов использует гиперболу)

– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? (Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет… Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения)

– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты)

– Как вы понимаете это словосочетание?

– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов Толстого?

– А какие в конце слов Тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у Толстого; растерянность, униженность – у Тонкого)

– Как обращаются друг к другу герои?

– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?


Линия сравнения

“Толстый” во 2-ой части рассказа

“Тонкий” во 2-ой части рассказа

1. Глаголы внутреннего состояния героев

Хотел возразить…стошнило”

Захихикал”, “приятно ошеломлён”

2. Мимика, жесты, поза.

поморщился”

Побледнел, окаменел… лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой… от лица и глаз посыпались искры”.

Сам он съёжился, сгорбился, сузился”.


“…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”

3. Знаки препинания в конце предложений

Восклицательный знак

Многоточие

4. Обращение героев друг к другу

Мы с тобой друзья”

..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”


2)Сопоставление разных редакций

– Попробуем сопоставить разные редакции рассказа. Может быть, они дополнять наше восприятие рассказа.

– Рассказ “Толстый и тонкий” был напечатан в журнале “Осколки”. Через несколько лет автор включил его в сборник “Пёстрые рассказы”. В журнальной редакции Тонкий при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своём новом начальнике. (Он не подозревал, что Толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, Толстый во время встречи распекает тонкого). Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником Тонкого. С какой целью он это сделал?

– Грубит ли Толстый?

– Так почему же Тонкий сгибается перед ним в три погибели?
(Такова сила привычки, выработанная годами,– угодливо держаться перед вышестоящим начальником)

– Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (Чинопочитание (лицемерное отношение к старшим по должности, званию), подхалимство (стремление расположить к себе кого-то лестью), подобострастие (льстивость, угодливость), самоуничижение (признание себя ничтожным))

- Назовите тему и идею рассказа.

– Одинаково ли вы расстались с Толстым и Тонким?

– Какие чувства вызвал у вас каждый из них?

– Можете ли вы сказать, почему к уроку я выбрала данные эпиграфы?

- Как вы понимаете смысл слов Н.В. Гоголя и А.П. Чехова?



7.Включение в систему знаний и умений.

1)Работа над стилистическими особенностями рассказа.

1. «Простое, предельно краткое заглавие»

2. «Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка»

3. «Предельно краткая завязка: место, время действия, действующие лица; острое, динамичное действие, сосредоточенное обычно около одного события или лица; неожиданная развязка, в которой сосредоточена суть рассказа»

4. «Диалоговое построение рассказа».

5. «Говорящая деталь, заменяющая подробное описание».

6. «Индивидуальная неповторимость речи героя.

7. «Простота и лаконизм (краткость) фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол – любимая часть речи, точность словоупотребления».



Вывод: Толстый и вправду растроган неожиданной встречей, ему совсем не нужно, чтобы тонкий перед ним пресмыкался. Но так сильна традиция всеобщего чинопочитания, что, узнав о чине толстого, тонкий, его жена, даже узлы и картонки сразу "съежились". Снова - привычка, с которой герой "уже совладать не может". Даже когда с ним говорят по-человечески, он ведет себя так, будто на него кричат и топают ногами. Чеховские рассказы 80-х годов говорят о той атмосфере социальной подлости, о том искажении человеческой личности, которое определяло жизнь самодержавной бюрократической России.

Рефлексия учебной деятельности

- О чем мы с вами говорили?

- Поделитесь впечатлениями от урока.

- Что больше всего понравилось?

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Толстый и тонкий», но в то же время появляется и грустное чувство?

- Отчего это происходит? (Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер)



Рефлексия. Сенкан «Толстый», «Тонкий».

Домашнее задание: учить определения, написать отзыв


































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!