Поурочный план по литературе в 6 классе
Дата проведения: 14.01.2019 г.
Урок № 50
Тема: Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.
Содержательная цель: выявить особенности языка произведения; формировать умение анализировать текст.
Деятельностная цель: научить учащихся анализировать речь героев произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы
Метапредметные
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа
Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя полученные знания
Личностные: формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, учебник, иллюстрации.
Ход урока.
1.Мотивациоонный этап.
Приём «Состояние моей души»
2.Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
1)Верные/неверные утверждения:
Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.
Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.
Являлся кормильцем в семье.
Терпеть не мог врачей.
Подписывал свои рассказы псевдонимами
Что такое псевдоним?
2)Приём «Подводящий диалог»
3)Приём «Эпиграф»
Краткость- сестра таланта.
А. П. Чехов
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ
3. Выявление затруднения.
4. Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрение множества вариантов оптимального решения.
- Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока.
1)Целеполагание.
2)Приём «Подводящий диалог»
- Как можно сформулировать тему нашего урока?
А.П.Чехов, мастер слова, умел в малую форму уместить большое содержание. Его рассказы полны доброты, ума, это россыпь юмора. Как же удавалось писателю это? Некоторые секреты Чеховского мастерства мы сегодня откроем, ведь недаром у нас урок открытий. А сосредоточим свое внимание на очередном «маленьком рассказе» «Тонкий и толстый»
5. Реализация выбранного проекта по разрешению затруднения.
1)Слово учителя.
2)Работа в группах: составление вопросов по рассказу.
Физминутка
6.Первичное закрепление нового знания.
1)Работа с таблицей.
– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
– Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”? Какое изобразительно-выразительное средство использует писатель? (Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С. Чехов использует гиперболу)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? (Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет… Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов Толстого?
– А какие в конце слов Тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у Толстого; растерянность, униженность – у Тонкого)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?
Линия сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа |
1. Глаголы внутреннего состояния героев | “Хотел возразить…стошнило” | “Захихикал”, “приятно ошеломлён” |
2. Мимика, жесты, поза. | “поморщился” | “Побледнел, окаменел… лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой… от лица и глаз посыпались искры”. “Сам он съёжился, сгорбился, сузился”. “…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты” |
3. Знаки препинания в конце предложений | Восклицательный знак | Многоточие |
4. Обращение героев друг к другу | “Мы с тобой друзья” | “..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с” |
2)Сопоставление разных редакций
– Попробуем сопоставить разные редакции рассказа. Может быть, они дополнять наше восприятие рассказа.
– Рассказ “Толстый и тонкий” был напечатан в журнале “Осколки”. Через несколько лет автор включил его в сборник “Пёстрые рассказы”. В журнальной редакции Тонкий при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своём новом начальнике. (Он не подозревал, что Толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, Толстый во время встречи распекает тонкого). Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником Тонкого. С какой целью он это сделал?
– Грубит ли Толстый?
– Так почему же Тонкий сгибается перед ним в три погибели?
(Такова сила привычки, выработанная годами,– угодливо держаться перед вышестоящим начальником)
– Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (Чинопочитание (лицемерное отношение к старшим по должности, званию), подхалимство (стремление расположить к себе кого-то лестью), подобострастие (льстивость, угодливость), самоуничижение (признание себя ничтожным))
- Назовите тему и идею рассказа.
– Одинаково ли вы расстались с Толстым и Тонким?
– Какие чувства вызвал у вас каждый из них?
– Можете ли вы сказать, почему к уроку я выбрала данные эпиграфы?
- Как вы понимаете смысл слов Н.В. Гоголя и А.П. Чехова?
7.Включение в систему знаний и умений.
1)Работа над стилистическими особенностями рассказа.
1. «Простое, предельно краткое заглавие»
2. «Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка»
3. «Предельно краткая завязка: место, время действия, действующие лица; острое, динамичное действие, сосредоточенное обычно около одного события или лица; неожиданная развязка, в которой сосредоточена суть рассказа»
4. «Диалоговое построение рассказа».
5. «Говорящая деталь, заменяющая подробное описание».
6. «Индивидуальная неповторимость речи героя.
7. «Простота и лаконизм (краткость) фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол – любимая часть речи, точность словоупотребления».
Вывод: Толстый и вправду растроган неожиданной встречей, ему совсем не нужно, чтобы тонкий перед ним пресмыкался. Но так сильна традиция всеобщего чинопочитания, что, узнав о чине толстого, тонкий, его жена, даже узлы и картонки сразу "съежились". Снова - привычка, с которой герой "уже совладать не может". Даже когда с ним говорят по-человечески, он ведет себя так, будто на него кричат и топают ногами. Чеховские рассказы 80-х годов говорят о той атмосфере социальной подлости, о том искажении человеческой личности, которое определяло жизнь самодержавной бюрократической России.
Рефлексия учебной деятельности
- О чем мы с вами говорили?
- Поделитесь впечатлениями от урока.
- Что больше всего понравилось?
- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Толстый и тонкий», но в то же время появляется и грустное чувство?
- Отчего это происходит? (Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер)
Рефлексия. Сенкан «Толстый», «Тонкий».
Домашнее задание: учить определения, написать отзыв