СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по литературному чтению 4 класс по теме "Былина. "Как Илья из Мурома богатырем стал"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с русской былиной «Как Илья из Мурома богатырём стал».

Задачи урока:

образовательные: совершенствовать навык чтения целыми словами; показать красоту, выразительность и напевность русского языка; показать роль силы и волшебности русской земли в становлении «простого» мужика богатырём.

развивающие: развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь.

воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей земле. Оборудование для учителя:

  • «Литературное чтение» учебник для учащихся 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. В 2-х частях/К.Х.Жданова, Е.Д. Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.
  • «Литературное чтение». Методическое руководство: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ К.Х.Жданова, Е.Д.Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.
  • презентация «Как Илья из Мурома богатырем стал», оценочные листы, тест, отрывок из летописи, учебник.

Оборудование для учащихся: учебники, ручки, карандаши, дневники.

Предварительная работа: чтение былин, просмотр мультфильмов о богатырях.

Тип урока: урок-слушание, урок-исследование былинного сказа.

Методы: беседа, словесные, наглядные,  объяснение,

Формы: фронтальная

Критерии достижения целей и задач: правильные ответы детей, положительный эмоциональный фон урока.                                 

Методы мотивирования учебной активности обучающихся: метод стимулирования занимательностью.

Методы и критерии оценивания ответов учащихся: промежуточный контроль, поощрение, слово учителя.                                                                                                                                       

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по литературному чтению 4 класс по теме "Былина. "Как Илья из Мурома богатырем стал"»

Дата: _________________

Класс: ________________


Урок № 35


Тема урока: Былина. «Как Илья Муромец из Муром богатырем стал».


Цель урока: познакомить учащихся с русской былиной «Как Илья из Мурома богатырём стал».

Задачи урока:

образовательные: совершенствовать навык чтения целыми словами; показать красоту, выразительность и напевность русского языка; показать роль силы и волшебности русской земли в становлении «простого» мужика богатырём.

развивающие: развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь.

воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей земле.
Оборудование для учителя:

  • «Литературное чтение» учебник для учащихся 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. В 2-х частях/К.Х.Жданова, Е.Д. Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.

  • «Литературное чтение». Методическое руководство: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ К.Х.Жданова, Е.Д.Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.

  • презентация «Как Илья из Мурома богатырем стал», оценочные листы, тест, отрывок из летописи, учебник.

Оборудование для учащихся: учебники, ручки, карандаши, дневники.

Предварительная работа: чтение былин, просмотр мультфильмов о богатырях.

Тип урока: урок-слушание, урок-исследование былинного сказа.

Методы: беседа, словесные, наглядные, объяснение,

Формы: фронтальная

Критерии достижения целей и задач: правильные ответы детей, положительный эмоциональный фон урока.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся: метод стимулирования занимательностью.

Методы и критерии оценивания ответов учащихся: промежуточный контроль, поощрение, слово учителя.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.


  • старт занятия;

  • установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;

  • мотивация учебной деятельности.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:

  • настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально).

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

  • создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;

  • включить всех учащихся в работу.

Методы организации работы: беседа.

Форма организации работы: фронтальная.


  • Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы слушали внимательно. Всё, что услышите, пригодится вам.

  • И начать урок мне хочется с прослушивания отрывка из песни (звучит аудиозапись «Богатырская сила»)

  • Эта песня старинная или современная?

  • О ком говорится в этой песне? (о богатырях, о учениках Ильи Муромца)

  • Давайте попробуем определить тему нашего урока (былина)

  • Какие цели поставим себе на урок? (РАЗОБРАТЬСЯ кто такие богатыри и есть ли ученики Ильи Муромца)

  • Где можно узнать точное толкование этого слова? (в словаре)

  • Определите словарь, в котором вы найдете ответ. (Предложить детям разные словари)

  • Кто желает проверить свою читательскую компетентность по новой теме «Былины»? (сильные учащиеся работают по тесту)

II. Актуализация знаний.


Цель, на данном этапе урока:

  • вспомнить изученный ранее материал;

развивать мыслительную деятельность.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

  • оценить уровень подготовленности учащихся, скорректировать их знания.

Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: словесные, наглядные.

Форма организации работы: фронтальная.

Критерии достижения целей и задач: правильные ответы детей, положительный эмоциональный фон урока. Методы мотивирования учебной активности обучающихся: метод стимулирования занимательностью.

Методы и критерии оценивания ответов учащихся: промежуточный контроль, поощрение, слово учителя.


  • Кто такие богатыри? (это воины, защищавшие русскую землю)

Высказывают свое мнение. Зачитать слова из словаря

Богатырь – это герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек необыкновенной силы, стойкости, отваги

  • А как в древности люди воспевали храбрость богатырей?

  • Что такое былина? (Былиной называется рассказ, в котором описывается жизнь и подвиги русских богатырей)

  • Какую былину вы читали дома?

  • Кто ее написал?

  • Кто их рассказывал?

  • А если их сочинял народ, то к какому разделу литературы относятся былины? (устное народное творчество или фольклор)

  • Какое знакомое имя вы услышали в только что прослушанной современной песне? (Илья Муромец).

  • Почему это имя вам уже знакомо?

  • Все ли вам было понятно при чтении дома?

  • Какие задачи поставим на урок? (Выяснить непонятные слова и моменты в произведении)

  • Каких богатырей вы знаете?

  • У каждого имени есть свое значение. Что значат имена богатырей? Почему богатырям дали такие имена?

  • Самые знаменитые богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. И знают их не только как героев былин, но благодаря картине В. М. Васнецова «Богатыри».

  • Рассмотрим картину.

  • III. Изучение новой темы.

  • Цель для учащихся: осмысливание содержания былины «Как Илья из Мурома богатырем стал». Цель для учителя: показать красоту, выразительность и напевность русского языка; показать роль силы и волшебности русской земли в становлении «простого» мужика богатырём.

  • Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, беседа.

  • Форма работы: фронтальная.

  • Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по новому материалу.

  • Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с презентацией, подготовка проблемных вопросов, создание ситуации успеха.

  • В центре — Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид — в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, — исполнен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь — Добрыня Никитич — в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

  • Как вы думаете, куда они смотрят? Кого увидели? (врага)

  • О чем думают?

  • Во что богатыри одеты? (Кольчуга – Рубашка, сплетенная из железных колец, для предохранения тела от металлического оружия. Шлем – один из распространенных видов воинских металлических наголовий древности)

  • Какое оружие у богатырей? (У И. М. – копье и палица. У Д. Н. – меч и лук со стрелами. У А. П. – лук со стрелами)

  • Какое государство защищали эти богатыри? (Русь)

  • Зачитайте объяснение о происхождении названия государства Русь.

  • Какие 2 точки зрения существуют?

  • 1. По внешнему виду населения (русоволосые).

  • 2. По названию реки (Рось или Русь).

  • Существует ли сейчас Русь?

  • Как вы считаете есть ли богатыри в наше время?

  • Как вы считаете, ЕСТЬ ЛИ сейчас люди совершающие подвиги во имя РОДИНЫ?

  • Когда вы читали текст, все ли слова и выражения вам были понятны?

  • Что вы делали, чтобы понять значение того или иного слова, выражения? (смотрели в словарик в конце текста)

  • Объясните слова со слайда. В тексте были ещё такие слова: бейсяратайся, рыщут ().

  • Давайте проведём исследование, что они означают?

  • бейся-ратайся – рать – это войско, значит, воюй, сражайся, действуй в защиту,

  • рыщут - торопливо ищут что-либо.

  • Покажи, как ищут, а как рыщут?

  • Применительно к разбойникам, как лучше?

  • IV. Физминутка.

  • Что нужно делать, чтобы стать богатырем?
    Попробуем:

  • Дружно встали – раз, два, три –
    Мы теперь богатыри.
    Мы ладонь к глазам приставим,
    Ноги крепкие расставим,
    Поворачиваясь вправо,
    Оглядимся величаво,
    И налево надо тоже
    Поглядеть из-под ладошек,
    И направо, и ещё
    Через левое плечо.

  • V. Исследование текста учебника с выборочным чтением.

  • С чего начинается действие в этом былинном сказе? (мы знакомимся с тем, где происходили события)

  • Прочитайте ( «В старину стародавнюю… Был у них один сын Илья».)

  • В какой момент времени мы знакомимся с Ильёй? (когда ему было 30 лет).

  • Какую первую информацию вы узнали об Илье? Прочитайте («Любили его отец… …не шевелятся».)

  • А теперь подумайте и попробуйте ответить (Почему Илья заболел, стал недвижим?)

  • В одной книге написано, что Илья родился здоровым, рос не по дням, а по часам, но пришла беда нежданно-негаданно.

  • В начале урока мы вспомнили, что былины сочинял народ. Одни рассказывали так, другие эдак, но при этом не меняли главного. И вот до нас дошли разные варианты одной и той же былины. В нашем учебнике вы прочитали былину в обработке И. Карнауховой, где узнали, что Илья был недвижим, а есть эта же былина в пересказе Нечаева, в которой говорится, что Илья всё-таки сначала был здоровым. Но и в этом пересказе мы не узнаём, почему же Илья заболел?

  • И вот один учёный, Георгий Юдин, изучавший устное народное творчество, провёл исследование и в одной из древних летописей нашёл начало этого былинного сказа.

  • Давайте прочитаем отрывок парным чтением, найдем отличия.

  • Злосмрадный змей, чинящий зло людям, учуял своим поганым нутром, что под древним городом Муромом, в селе Карачарове, у простых родителей родился чудо-мальчик, будущий сильномогучий богатырь Илья Муромец.

  • Затрепетал, затрясся змей, завертелся от страха на своём свёрнутом в кольца хвосте. Ведь силой, данной ему сатаной, мог он видеть вперёд, через многие годы, что малец этот родился ему на погибель.

  • Изведу-у-у!! Огнём спалю-у-у! – завывал от ужаса и злобы поганый змей, когда со свистом мчался по небу к Мурому.

  • Муромский люд, боязливо косился на мрачное небо и испуганно бормотал:

  • Эка туча, невиданная, страшная, сизая и огромная, наш град под себя подминает. И по избам скрывлись они.

  • Многие же христиане Бога о пощаде молили, и услышал Господь их молитву. Зарокотал с небес и обрушил на землю страшный гром. И тотчас синие молнии ярко вспыхнули и затрепетали в мрачной туче.

  • Муромский народ с перепугу окна-двери наглухо захлопнул, порожние вёдра и горшки вверх дном перевернул, чтобы в них черти от Божьего гнева не залезли.

  • А у младенца Илюши изба незакрытой осталась. Отец на покосе был, а мать бельё в реке полоскала и видела, как горячие, сверкающие молнии разорвали зловещую тучу на тысячи кусков, и один сгусток тьмы пал вниз и чёрным вороном стремительно влетел в открытую избу.

  • Охнула Ефросинья, уронила в реку полоскание и, не чуя под собой ног, побежала к дому, а из горницы, чуть не опрокинув её наземь, злой змей с шумом вон вылетел.

  • Дрожащими от страха руками схватилась Ефросинья за люльку и увидела, что нет в ней Илюши, а лежит он на полу, живой, но неподвижный.

  • С той поры как испортил Илью поганый змей, отнялись у него руки и ноги, и не мог он ни ходить, ни лёгкой работы рукам дать, а только сидел на лавке и с великой тоской молча в пол глядел.


  • VI. Закрепление.

  • Цель для учащихся: закрепить новый материал. Цель для учителя: выяснить, насколько учащиеся усвоили новый материал.
    Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное чтение, понимание былины.

  • Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников  нового учебного материала возможна помощь в виде наводящих вопросов.

  • Зачем змей хотел погубить Илью?

  • Вот и дошли мы до того момента, с которого начинается былинный сказ в учебнике.

  • Итак, какая же беда пришла на русскую землю? Прочитайте.

  • Откуда взялась богатырская сила у Ильи?

  • Как вы думаете, простые это были странники? Откуда у них была такая возможность исцелять? (Они были посланниками бога, добра)

  • Какой наказ дали странники Илье? Прочитайте. ( «Будешь ты Илья… …малых деточек».)

  • У этой фразы есть продолжение, но в пересказе Нечаева: «И в бою тебе смерть не писана».

  • Что означает эта фраза? (что с кем бы ни сражался Илья Муромец, он всегда победит)

  • Почему Илья должен был всегда побеждать? (борьба добра и зла)

  • Кто в былинах олицетворяет ЗЛО? ДОБРО?

  • Есть ли среди нас люди, которые борются со злом?

  • А что мы с вами должны нести по жизни?

  • Человек – часть сотворённого Богом мира, и человек ответственен за мир на земле. И это касается не только былинных героев, но и нас с вами.

  • Как вы думаете, зачем эта былина помещена в наш учебник? (мы должны знать и не забывать своих героев)

  • VII. Рефлексия.

  • Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:

  • определить уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме.

  • Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

  • подвести итоги урока;

  • поддержать положительный фон урока.

  • Где жил Илья?

  • Есть ли на самом деле такое место?

  • Город Муром находится во Владимирской области на берегу реки Оки, где в старину проходила граница Руси.

  • Муром относится к древнейшим городам Руси, который находился на самом востоке русских земель, на водном торговом пути на Волгу и дальше в Волжскую Болгарию.

  • Как вы думаете Илья вымышленный герой?

  • В селе Карачарове, о котором говорится в былине, почитают до сих пор богатыря Илью Муромца (день Ильи Муромца там отмечают ежегодно 1 января). На одном из домов даже висит мемориальная доска, надпись на которой повествует о том, что на этом месте много столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь.

  • Скончался Илья Муромец приблизительно в 1188 году (на 45-м году жизни). Через 400 лет он был причислен к лику святых. Мощи (останки) его находятся в Киево-Печёрской Лавре» 1 января считается днем памяти Ильи Муромца.

  • В г. Муроме стоит памятник Илье Муромцу.

  • Посмотрите на оценочный лист и оцените себя на каждом этапе урока.

  • VIII. Итог урока.

  • Выставление оценок.

    народ

  • Новое для меня на уроке было…

  • Я могу рассказать…

  • Мне понравилось…

  • Я хочу узнать…

  • «Как Илья Муромец богатырем стал»

  • IX. Домашнее задание.

  • Составить схему произведения.

  • Прочитать в хрестоматии былину «Добрыня Никитич».

    • «Лучший знаток былин»

    • «Лучший знаток былин»

    • 1. Что такое былина?

    • а) Смешной рассказ.

    • б) Небольшое стихотворение.

    • в) Сказание о богатырях.

    • 2.Какого богатыря на самом деле не существовало?

    • а) Добрыня Никитич

    • б) Мирогор.

    • в) Вольга Святоставович.

    • 3. Художник, написавший картину «Богатыри»

    • а) Виктор Михайловия Васнецов.

    • б) Илья Ефимович Репин.

    • в) Никас Сафронов.

    • 4. С кем сражался Добрыня Никитич?

    • а) Тугарин Змей.

    • б) Змей Горыныч.

    • в) Соловей разбойник.

    • 5. Кто победил Тугарина Змея?

    • а) Вольга Святославович

    • б) Добрыня Никитич

    • в) Алеша Попович

    • 6. Как звали ослика в мультфильме "Алеша Попович и Тугарин Змей"?

    • а) Юлий

    • б) Моисей

    • в) Бурушка

    • 1. Что такое былина?

    • а) Смешной рассказ.

    • б) Небольшое стихотворение.

    • в) Сказание о богатырях.

    • 2. Какого богатыря на самом деле не существовало?

    • а) Добрыня Никитич

    • б) Мирогор.

    • в) Вольга Святоставович.

    • 3. Художник, написавший картину «Богатыри»

    • а) Виктор Михайловия Васнецов.

    • б) Илья Ефимович Репин.

    • в) Никас Сафронов.

    • 4. С кем сражался Добрыня Никитич?

    • а) Тугарин Змей.

    • б) Змей Горыныч.

    • в) Соловей разбойник.

    • 5. Кто победил Тугарина Змея?

    • а) Вольга Святославович

    • б) Добрыня Никитич

    • в) Алеша Попович

    • 6. Как звали ослика в мультфильме "Алеша Попович и Тугарин Змей"?

    • а) Юлий

    • б) Моисей

    • в) Бурушка

    • «Лучший знаток былин»

    • «Лучший знаток былин»

    • 1. Что такое былина?

    • а) Смешной рассказ.

    • б) Небольшое стихотворение.

    • в) Сказание о богатырях.

    • 2.Какого богатыря на самом деле не существовало?

    • а) Добрыня Никитич

    • б) Мирогор.

    • в) Вольга Святоставович.

    • 3. Художник, написавший картину «Богатыри»

    • а) Виктор Михайловия Васнецов.

    • б) Илья Ефимович Репин.

    • в) Никас Сафронов.

    • 4. С кем сражался Добрыня Никитич?

    • а) Тугарин Змей.

    • б) Змей Горыныч.

    • в) Соловей разбойник.

    • 5. Кто победил Тугарина Змея?

    • а) Вольга Святославович

    • б) Добрыня Никитич

    • в) Алеша Попович

    • 6. Как звали ослика в мультфильме "Алеша Попович и Тугарин Змей"?

    • а) Юлий

    • б) Моисей

    • в) Бурушка

    • 1. Что такое былина?

    • а) Смешной рассказ.

    • б) Небольшое стихотворение.

    • в) Сказание о богатырях.

    • 2.Какого богатыря на самом деле не существовало?

    • а) Добрыня Никитич

    • б) Мирогор.

    • в) Вольга Святоставович.

    • 3. Художник, написавший картину «Богатыри»

    • а) Виктор Михайловия Васнецов.

    • б) Илья Ефимович Репин.

    • в) Никас Сафронов.

    • 4. С кем сражался Добрыня Никитич?

    • а) Тугарин Змей.

    • б) Змей Горыныч.

    • в) Соловей разбойник.

    • 5. Кто победил Тугарина Змея?

    • а) Вольга Святославович

    • б) Добрыня Никитич

    • в) Алеша Попович

    • 6. Как звали ослика в мультфильме "Алеша Попович и Тугарин Змей"?

    • а) Юлий

    • б) Моисей

    • в) Бурушка

    •  

    • Участвовал в беседе

    • Выполнял физминутку

    • Читал

    • Ориентировался в былине и быстро находил ответы

    • Поведение на уроке

    • Итоговое

    • самооценивание

    • отлично

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • хорошо

    •  

    •  

    •  

    •  

    • могу лучше

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • Участвовал в беседе

    • Выполнял физминутку

    • Читал

    • Ориентировался в былине и быстро находил ответы

    • Поведение на уроке

    • Итоговое

    • самооценивание

    • отлично

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • хорошо

    •  

    •  

    •  

    •  

    • могу лучше

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • Участвовал в беседе

    • Выполнял физминутку

    • Читал

    • Ориентировался в былине и быстро находил ответы

    • Поведение на уроке

    • Итоговое

    • самооценивание

    • отлично

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • хорошо

    •  

    •  

    •  

    •  

    • могу лучше

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • Участвовал в беседе

    • Выполнял физминутку

    • Читал

    • Ориентировался в былине и быстро находил ответы

    • Поведение на уроке

    • Итоговое

    • самооценивание

    • отлично

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • хорошо

    •  

    •  

    •  

    •  

    • могу лучше

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • Участвовал в беседе

    • Выполнял физминутку

    • Читал

    • Ориентировался в былине и быстро находил ответы

    • Поведение на уроке

    • Итоговое

    • самооценивание

    • отлично

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • хорошо

    •  

    •  

    •  

    •  

    • могу лучше

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • Участвовал в беседе

    • Выполнял физминутку

    • Читал

    • Ориентировался в былине и быстро находил ответы

    • Поведение на уроке

    • Итоговое

    • самооценивание

    • отлично

    •  

    •  

    •  

    •  

    • хорошо

    •  

    •  

    •  

    •  

    • могу лучше

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • Участвовал в беседе

    • Выполнял физминутку

    • Читал

    • Ориентировался в былине и быстро находил ответы

    • Поведение на уроке

    • Итоговое

    • самооценивание

    • отлично

    •  

    •  

    •  

    •  

    • хорошо

    •  

    •  

    •  

    •  

    • могу лучше

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • Участвовал в беседе

    • Выполнял физминутку

    • Читал

    • Ориентировался в былине и быстро находил ответы

    • Поведение на уроке

    • Итоговое

    • самооценивание

    • отлично

    •  

    •  

    •  

    •  

    • хорошо

    •  

    •  

    •  

    •  

    • могу лучше

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • Участвовал в беседе

    • Выполнял физминутку

    • Читал

    • Ориентировался в былине и быстро находил ответы

    • Поведение на уроке

    • Итоговое

    • самооценивание

    • отлично

    •  

    •  

    •  

    •  

    • хорошо

    •  

    •  

    •  

    •  

    • могу лучше

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • Участвовал в беседе

    • Выполнял физминутку

    • Читал

    • Ориентировался в былине и быстро находил ответы

    • Поведение на уроке

    • Итоговое

    • самооценивание

    • отлично

    •  

    •  

    •  

    •  

    • хорошо

    •  

    •  

    •  

    •  

    • могу лучше

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • Участвовал в беседе

    • Выполнял физминутку

    • Читал

    • Ориентировался в былине и быстро находил ответы

    • Поведение на уроке

    • Итоговое

    • самооценивание

    • отлично

    •  

    •  

    •  

    •  

    • хорошо

    •  

    •  

    •  

    •  

    • могу лучше

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • Участвовал в беседе

    • Выполнял физминутку

    • Читал

    • Ориентировался в былине и быстро находил ответы

    • Поведение на уроке

    • Итоговое

    • самооценивание

    • отлично

    •  

    •  

    •  

    •  

    • хорошо

    •  

    •  

    •  

    •  

    • могу лучше

    •  

    •  

    •  

    •  

  • Злосмрадный змей, чинящий зло людям, учуял своим поганым нутром, что под древним городом Муромом, в селе Карачарове, у простых родителей родился чудо-мальчик, будущий сильномогучий богатырь Илья Муромец.

  • Затрепетал, затрясся змей, завертелся от страха на своём свёрнутом в кольца хвосте. Ведь силой, данной ему сатаной, мог он видеть вперёд, через многие годы, что малец этот родился ему на погибель.

  • Изведу-у-у!! Огнём спалю-у-у! – завывал от ужаса и злобы поганый змей, когда со свистом мчался

  • по небу к Мурому.

  • Муромский люд, боязливо косился на мрачное небо и испуганно бормотал:

  • Эка туча, невиданная, страшная, сизая и огромная, наш град под себя подминает. И по избам скрыв-

  • лись они.

  • Многие же христиане Бога о пощаде молили, и услышал Господь их молитву. Зарокотал с небес и обрушил на землю страшный гром. И тотчас синие молнии ярко вспыхнули и затрепетали в мрачной туче.

  • Муромский народ с перепугу окна-двери наглухо захлопнул, порожние вёдра и горшки вверх дном перевернул, чтобы в них черти от Божьего гнева не залезли.

  • А у младенца Илюши изба незакрытой осталась. Отец на покосе был, а мать бельё в реке полоскала и видела, как горячие, сверкающие молнии разорвали зловещую тучу на тысячи кусков, и один сгусток тьмы пал вниз и чёрным вороном стремительно влетел в открытую избу.

  • Охнула Ефросинья, уронила в реку полоскание и, не чуя под собой ног, побежала к дому, а из горницы, чуть не опрокинув её наземь, злой змей с шумом вон вылетел.

  • Дрожащими от страха руками схватилась Ефросинья за люльку и увидела, что нет в ней Илюши, а лежит он на полу, живой, но неподвижный.

  • С той поры как испортил Илью поганый змей, отнялись у него руки и ноги, и не мог он ни ходить, ни лёгкой работы рукам дать, а только сидел на лавке и с великой тоской молча в пол глядел.

  • Злосмрадный змей, чинящий зло людям, учуял своим поганым нутром, что под древним городом Муромом, в селе Карачарове, у простых родителей родился чудо-мальчик, будущий сильномогучий богатырь Илья Муромец.

  • Затрепетал, затрясся змей, завертелся от страха на своём свёрнутом в кольца хвосте. Ведь силой, данной ему сатаной, мог он видеть вперёд, через многие годы, что малец этот родился ему на погибель.

  • Изведу-у-у!! Огнём спалю-у-у! – завывал от ужаса и злобы поганый змей, когда со свистом мчался

  • по небу к Мурому.

  • Муромский люд, боязливо косился на мрачное небо и испуганно бормотал:

  • Эка туча, невиданная, страшная, сизая и огромная, наш град под себя подминает. И по избам скрыв-

  • лись они.

  • Многие же христиане Бога о пощаде молили, и услышал Господь их молитву. Зарокотал с небес и обрушил на землю страшный гром. И тотчас синие молнии ярко вспыхнули и затрепетали в мрачной туче.

  • Муромский народ с перепугу окна-двери наглухо захлопнул, порожние вёдра и горшки вверх дном перевернул, чтобы в них черти от Божьего гнева не залезли.

  • А у младенца Илюши изба незакрытой осталась. Отец на покосе был, а мать бельё в реке полоскала и видела, как горячие, сверкающие молнии разорвали зловещую тучу на тысячи кусков, и один сгусток тьмы пал вниз и чёрным вороном стремительно влетел в открытую избу.

  • Охнула Ефросинья, уронила в реку полоскание и, не чуя под собой ног, побежала к дому, а из горницы, чуть не опрокинув её наземь, злой змей с шумом вон вылетел.

  • Дрожащими от страха руками схватилась Ефросинья за люльку и увидела, что нет в ней Илюши, а лежит он на полу, живой, но неподвижный.

  • С той поры как испортил Илью поганый змей, отнялись у него руки и ноги, и не мог он ни ходить, ни лёгкой работы рукам дать, а только сидел на лавке и с великой тоской молча в пол глядел.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!