Дата: _________________
Класс: ________________
Урок № 35
Тема урока: Былина. «Как Илья Муромец из Муром богатырем стал».
Цель урока: познакомить учащихся с русской былиной «Как Илья из Мурома богатырём стал».
Задачи урока:
образовательные: совершенствовать навык чтения целыми словами; показать красоту, выразительность и напевность русского языка; показать роль силы и волшебности русской земли в становлении «простого» мужика богатырём.
развивающие: развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь.
воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей земле.
Оборудование для учителя:
«Литературное чтение» учебник для учащихся 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. В 2-х частях/К.Х.Жданова, Е.Д. Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.
«Литературное чтение». Методическое руководство: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ К.Х.Жданова, Е.Д.Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.
презентация «Как Илья из Мурома богатырем стал», оценочные листы, тест, отрывок из летописи, учебник.
Оборудование для учащихся: учебники, ручки, карандаши, дневники.
Предварительная работа: чтение былин, просмотр мультфильмов о богатырях.
Тип урока: урок-слушание, урок-исследование былинного сказа.
Методы: беседа, словесные, наглядные, объяснение,
Формы: фронтальная
Критерии достижения целей и задач: правильные ответы детей, положительный эмоциональный фон урока.
Методы мотивирования учебной активности обучающихся: метод стимулирования занимательностью.
Методы и критерии оценивания ответов учащихся: промежуточный контроль, поощрение, слово учителя.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
Методы организации работы: беседа.
Форма организации работы: фронтальная.
Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы слушали внимательно. Всё, что услышите, пригодится вам.
И начать урок мне хочется с прослушивания отрывка из песни (звучит аудиозапись «Богатырская сила»)
Эта песня старинная или современная?
О ком говорится в этой песне? (о богатырях, о учениках Ильи Муромца)
Давайте попробуем определить тему нашего урока (былина)
Какие цели поставим себе на урок? (РАЗОБРАТЬСЯ кто такие богатыри и есть ли ученики Ильи Муромца)
Где можно узнать точное толкование этого слова? (в словаре)
Определите словарь, в котором вы найдете ответ. (Предложить детям разные словари)
Кто желает проверить свою читательскую компетентность по новой теме «Былины»? (сильные учащиеся работают по тесту)
II. Актуализация знаний.
Цель, на данном этапе урока:
развивать мыслительную деятельность.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: словесные, наглядные.
Форма организации работы: фронтальная.
Критерии достижения целей и задач: правильные ответы детей, положительный эмоциональный фон урока. Методы мотивирования учебной активности обучающихся: метод стимулирования занимательностью.
Методы и критерии оценивания ответов учащихся: промежуточный контроль, поощрение, слово учителя.
Высказывают свое мнение. Зачитать слова из словаря
Богатырь – это герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек необыкновенной силы, стойкости, отваги
А как в древности люди воспевали храбрость богатырей?
Что такое былина? (Былиной называется рассказ, в котором описывается жизнь и подвиги русских богатырей)
Какую былину вы читали дома?
Кто ее написал?
Кто их рассказывал?
А если их сочинял народ, то к какому разделу литературы относятся былины? (устное народное творчество или фольклор)
Какое знакомое имя вы услышали в только что прослушанной современной песне? (Илья Муромец).
Почему это имя вам уже знакомо?
Все ли вам было понятно при чтении дома?
Какие задачи поставим на урок? (Выяснить непонятные слова и моменты в произведении)
Каких богатырей вы знаете?
У каждого имени есть свое значение. Что значат имена богатырей? Почему богатырям дали такие имена?
Самые знаменитые богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. И знают их не только как героев былин, но благодаря картине В. М. Васнецова «Богатыри».
Рассмотрим картину.
-
III. Изучение новой темы.
-
Цель для учащихся: осмысливание содержания былины «Как Илья из Мурома богатырем стал». Цель для учителя: показать красоту, выразительность и напевность русского языка; показать роль силы и волшебности русской земли в становлении «простого» мужика богатырём.
Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, беседа.
Форма работы: фронтальная.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по новому материалу.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с презентацией, подготовка проблемных вопросов, создание ситуации успеха.
-
В центре — Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид — в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, — исполнен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь — Добрыня Никитич — в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.
Как вы думаете, куда они смотрят? Кого увидели? (врага)
О чем думают?
Во что богатыри одеты? (Кольчуга – Рубашка, сплетенная из железных колец, для предохранения тела от металлического оружия. Шлем – один из распространенных видов воинских металлических наголовий древности)
Какое оружие у богатырей? (У И. М. – копье и палица. У Д. Н. – меч и лук со стрелами. У А. П. – лук со стрелами)
Какое государство защищали эти богатыри? (Русь)
Зачитайте объяснение о происхождении названия государства Русь.
Какие 2 точки зрения существуют?
Существует ли сейчас Русь?
Как вы считаете есть ли богатыри в наше время?
Как вы считаете, ЕСТЬ ЛИ сейчас люди совершающие подвиги во имя РОДИНЫ?
Когда вы читали текст, все ли слова и выражения вам были понятны?
Что вы делали, чтобы понять значение того или иного слова, выражения? (смотрели в словарик в конце текста)
Объясните слова со слайда. В тексте были ещё такие слова: бейся – ратайся, рыщут ().
Давайте проведём исследование, что они означают?
бейся-ратайся – рать – это войско, значит, воюй, сражайся, действуй в защиту,
рыщут - торопливо ищут что-либо.
Покажи, как ищут, а как рыщут?
Применительно к разбойникам, как лучше?
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
С чего начинается действие в этом былинном сказе? (мы знакомимся с тем, где происходили события)
Прочитайте ( «В старину стародавнюю… Был у них один сын Илья».)
В какой момент времени мы знакомимся с Ильёй? (когда ему было 30 лет).
Какую первую информацию вы узнали об Илье? Прочитайте («Любили его отец… …не шевелятся».)
А теперь подумайте и попробуйте ответить (Почему Илья заболел, стал недвижим?)
В одной книге написано, что Илья родился здоровым, рос не по дням, а по часам, но пришла беда нежданно-негаданно.
В начале урока мы вспомнили, что былины сочинял народ. Одни рассказывали так, другие эдак, но при этом не меняли главного. И вот до нас дошли разные варианты одной и той же былины. В нашем учебнике вы прочитали былину в обработке И. Карнауховой, где узнали, что Илья был недвижим, а есть эта же былина в пересказе Нечаева, в которой говорится, что Илья всё-таки сначала был здоровым. Но и в этом пересказе мы не узнаём, почему же Илья заболел?
И вот один учёный, Георгий Юдин, изучавший устное народное творчество, провёл исследование и в одной из древних летописей нашёл начало этого былинного сказа.
Давайте прочитаем отрывок парным чтением, найдем отличия.
Злосмрадный змей, чинящий зло людям, учуял своим поганым нутром, что под древним городом Муромом, в селе Карачарове, у простых родителей родился чудо-мальчик, будущий сильномогучий богатырь Илья Муромец.
Затрепетал, затрясся змей, завертелся от страха на своём свёрнутом в кольца хвосте. Ведь силой, данной ему сатаной, мог он видеть вперёд, через многие годы, что малец этот родился ему на погибель.
Эка туча, невиданная, страшная, сизая и огромная, наш град под себя подминает. И по избам скрывлись они.
Многие же христиане Бога о пощаде молили, и услышал Господь их молитву. Зарокотал с небес и обрушил на землю страшный гром. И тотчас синие молнии ярко вспыхнули и затрепетали в мрачной туче.
Муромский народ с перепугу окна-двери наглухо захлопнул, порожние вёдра и горшки вверх дном перевернул, чтобы в них черти от Божьего гнева не залезли.
А у младенца Илюши изба незакрытой осталась. Отец на покосе был, а мать бельё в реке полоскала и видела, как горячие, сверкающие молнии разорвали зловещую тучу на тысячи кусков, и один сгусток тьмы пал вниз и чёрным вороном стремительно влетел в открытую избу.
Охнула Ефросинья, уронила в реку полоскание и, не чуя под собой ног, побежала к дому, а из горницы, чуть не опрокинув её наземь, злой змей с шумом вон вылетел.
Дрожащими от страха руками схватилась Ефросинья за люльку и увидела, что нет в ней Илюши, а лежит он на полу, живой, но неподвижный.
С той поры как испортил Илью поганый змей, отнялись у него руки и ноги, и не мог он ни ходить, ни лёгкой работы рукам дать, а только сидел на лавке и с великой тоской молча в пол глядел.
VI. Закрепление.
Цель для учащихся: закрепить новый материал. Цель для учителя: выяснить, насколько учащиеся усвоили новый материал.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное чтение, понимание былины.
Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала возможна помощь в виде наводящих вопросов.
-
Зачем змей хотел погубить Илью?
Вот и дошли мы до того момента, с которого начинается былинный сказ в учебнике.
Итак, какая же беда пришла на русскую землю? Прочитайте.
Откуда взялась богатырская сила у Ильи?
Как вы думаете, простые это были странники? Откуда у них была такая возможность исцелять? (Они были посланниками бога, добра)
Какой наказ дали странники Илье? Прочитайте. ( «Будешь ты Илья… …малых деточек».)
У этой фразы есть продолжение, но в пересказе Нечаева: «И в бою тебе смерть не писана».
Что означает эта фраза? (что с кем бы ни сражался Илья Муромец, он всегда победит)
Почему Илья должен был всегда побеждать? (борьба добра и зла)
Кто в былинах олицетворяет ЗЛО? ДОБРО?
Есть ли среди нас люди, которые борются со злом?
А что мы с вами должны нести по жизни?
Человек – часть сотворённого Богом мира, и человек ответственен за мир на земле. И это касается не только былинных героев, но и нас с вами.
Как вы думаете, зачем эта былина помещена в наш учебник? (мы должны знать и не забывать своих героев)
Где жил Илья?
Есть ли на самом деле такое место?
Город Муром находится во Владимирской области на берегу реки Оки, где в старину проходила граница Руси.
В селе Карачарове, о котором говорится в былине, почитают до сих пор богатыря Илью Муромца (день Ильи Муромца там отмечают ежегодно 1 января). На одном из домов даже висит мемориальная доска, надпись на которой повествует о том, что на этом месте много столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь.
Скончался Илья Муромец приблизительно в 1188 году (на 45-м году жизни). Через 400 лет он был причислен к лику святых. Мощи (останки) его находятся в Киево-Печёрской Лавре» 1 января считается днем памяти Ильи Муромца.
-
VIII. Итог урока.
Выставление оценок.
народ
«Как Илья Муромец богатырем стал»
IX. Домашнее задание.
Составить схему произведения.
Прочитать в хрестоматии былину «Добрыня Никитич».
| |
1. Что такое былина? а) Смешной рассказ. б) Небольшое стихотворение. в) Сказание о богатырях. 2.Какого богатыря на самом деле не существовало? а) Добрыня Никитич б) Мирогор. в) Вольга Святоставович. 3. Художник, написавший картину «Богатыри» а) Виктор Михайловия Васнецов. б) Илья Ефимович Репин. в) Никас Сафронов. 4. С кем сражался Добрыня Никитич? а) Тугарин Змей. б) Змей Горыныч. в) Соловей разбойник. 5. Кто победил Тугарина Змея? а) Вольга Святославович б) Добрыня Никитич в) Алеша Попович 6. Как звали ослика в мультфильме "Алеша Попович и Тугарин Змей"? а) Юлий б) Моисей в) Бурушка -
| 1. Что такое былина? а) Смешной рассказ. б) Небольшое стихотворение. в) Сказание о богатырях. 2. Какого богатыря на самом деле не существовало? а) Добрыня Никитич б) Мирогор. в) Вольга Святоставович. 3. Художник, написавший картину «Богатыри» а) Виктор Михайловия Васнецов. б) Илья Ефимович Репин. в) Никас Сафронов. 4. С кем сражался Добрыня Никитич? а) Тугарин Змей. б) Змей Горыныч. в) Соловей разбойник. 5. Кто победил Тугарина Змея? а) Вольга Святославович б) Добрыня Никитич в) Алеша Попович 6. Как звали ослика в мультфильме "Алеша Попович и Тугарин Змей"? а) Юлий б) Моисей в) Бурушка |
| |
1. Что такое былина? а) Смешной рассказ. б) Небольшое стихотворение. в) Сказание о богатырях. 2.Какого богатыря на самом деле не существовало? а) Добрыня Никитич б) Мирогор. в) Вольга Святоставович. 3. Художник, написавший картину «Богатыри» а) Виктор Михайловия Васнецов. б) Илья Ефимович Репин. в) Никас Сафронов. 4. С кем сражался Добрыня Никитич? а) Тугарин Змей. б) Змей Горыныч. в) Соловей разбойник. 5. Кто победил Тугарина Змея? а) Вольга Святославович б) Добрыня Никитич в) Алеша Попович 6. Как звали ослика в мультфильме "Алеша Попович и Тугарин Змей"? а) Юлий б) Моисей в) Бурушка -
| 1. Что такое былина? а) Смешной рассказ. б) Небольшое стихотворение. в) Сказание о богатырях. 2.Какого богатыря на самом деле не существовало? а) Добрыня Никитич б) Мирогор. в) Вольга Святоставович. 3. Художник, написавший картину «Богатыри» а) Виктор Михайловия Васнецов. б) Илья Ефимович Репин. в) Никас Сафронов. 4. С кем сражался Добрыня Никитич? а) Тугарин Змей. б) Змей Горыныч. в) Соловей разбойник. 5. Кто победил Тугарина Змея? а) Вольга Святославович б) Добрыня Никитич в) Алеша Попович 6. Как звали ослика в мультфильме "Алеша Попович и Тугарин Змей"? а) Юлий б) Моисей в) Бурушка -
|
Злосмрадный змей, чинящий зло людям, учуял своим поганым нутром, что под древним городом Муромом, в селе Карачарове, у простых родителей родился чудо-мальчик, будущий сильномогучий богатырь Илья Муромец.
Затрепетал, затрясся змей, завертелся от страха на своём свёрнутом в кольца хвосте. Ведь силой, данной ему сатаной, мог он видеть вперёд, через многие годы, что малец этот родился ему на погибель.
Эка туча, невиданная, страшная, сизая и огромная, наш град под себя подминает. И по избам скрыв-
лись они.
Многие же христиане Бога о пощаде молили, и услышал Господь их молитву. Зарокотал с небес и обрушил на землю страшный гром. И тотчас синие молнии ярко вспыхнули и затрепетали в мрачной туче.
Муромский народ с перепугу окна-двери наглухо захлопнул, порожние вёдра и горшки вверх дном перевернул, чтобы в них черти от Божьего гнева не залезли.
А у младенца Илюши изба незакрытой осталась. Отец на покосе был, а мать бельё в реке полоскала и видела, как горячие, сверкающие молнии разорвали зловещую тучу на тысячи кусков, и один сгусток тьмы пал вниз и чёрным вороном стремительно влетел в открытую избу.
Охнула Ефросинья, уронила в реку полоскание и, не чуя под собой ног, побежала к дому, а из горницы, чуть не опрокинув её наземь, злой змей с шумом вон вылетел.
Дрожащими от страха руками схватилась Ефросинья за люльку и увидела, что нет в ней Илюши, а лежит он на полу, живой, но неподвижный.
С той поры как испортил Илью поганый змей, отнялись у него руки и ноги, и не мог он ни ходить, ни лёгкой работы рукам дать, а только сидел на лавке и с великой тоской молча в пол глядел.
-
Злосмрадный змей, чинящий зло людям, учуял своим поганым нутром, что под древним городом Муромом, в селе Карачарове, у простых родителей родился чудо-мальчик, будущий сильномогучий богатырь Илья Муромец.
Затрепетал, затрясся змей, завертелся от страха на своём свёрнутом в кольца хвосте. Ведь силой, данной ему сатаной, мог он видеть вперёд, через многие годы, что малец этот родился ему на погибель.
Эка туча, невиданная, страшная, сизая и огромная, наш град под себя подминает. И по избам скрыв-
лись они.
Многие же христиане Бога о пощаде молили, и услышал Господь их молитву. Зарокотал с небес и обрушил на землю страшный гром. И тотчас синие молнии ярко вспыхнули и затрепетали в мрачной туче.
Муромский народ с перепугу окна-двери наглухо захлопнул, порожние вёдра и горшки вверх дном перевернул, чтобы в них черти от Божьего гнева не залезли.
А у младенца Илюши изба незакрытой осталась. Отец на покосе был, а мать бельё в реке полоскала и видела, как горячие, сверкающие молнии разорвали зловещую тучу на тысячи кусков, и один сгусток тьмы пал вниз и чёрным вороном стремительно влетел в открытую избу.
Охнула Ефросинья, уронила в реку полоскание и, не чуя под собой ног, побежала к дому, а из горницы, чуть не опрокинув её наземь, злой змей с шумом вон вылетел.
Дрожащими от страха руками схватилась Ефросинья за люльку и увидела, что нет в ней Илюши, а лежит он на полу, живой, но неподвижный.
С той поры как испортил Илью поганый змей, отнялись у него руки и ноги, и не мог он ни ходить, ни лёгкой работы рукам дать, а только сидел на лавке и с великой тоской молча в пол глядел.