СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по русской литературе 5 класс "Победа добра над злом"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- показать близость литературы другим видами искусства: музыке, живописи;

- формировать навыки краткого и подробного пересказа, умения сравнительного анализа произведений литературы и других видов искусства;

- вызвать учащихся на размышления о борьбе добра и зла, о торжестве добра над злом.

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по русской литературе 5 класс "Победа добра над злом"»

Краткосрочный план урока № 55


Раздел 4: Фольклорные элементы в литературных произведениях. Урок № 4.

Школа: КГУ СШГ № 11 г. Кокшетау

Дата:

ФИО учителя: Дмитриченко Н.А.

Класс: 5

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

Победа добра над злом.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

5. ПО 2. Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя

5. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме

Цели урока:

- показать близость литературы другим видами искусства: музыке, живописи;

- формировать навыки краткого и подробного пересказа, умения сравнительного анализа произведений литературы и других видов искусства;

- вызвать учащихся на размышления о борьбе добра и зла, о торжестве добра над злом.

Критерии оценивания:

- отвечает на вопросы по содержанию поэмы;

- понимает художественное произведение в деталях;

- различает сказочных, мифологических героев;

- участие каждого ученика;

- излагает логично и последовательно;

- излагает эмоционально, доступно;

- отвечает без опоры на письменный текст.

- оценивает высказывания одноклассников.

Привитие ценностей:

Воспитание честности и прозрачности оценивания, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы.

Межпредметные связи:

«Русский язык», «История», «Искусство».

Навыки использования ИКТ:

Возможно использование ИКТ для развития навыка поиска лексического значения слова из словарей

Предварительные знания:


Этот урок строится на знании содержания произведений, языковых навыках и знаниях по материалам, изученным в 6 классе и первой четверти.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Актуализация


Обсуждение эпиграфа к уроку:

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»

- Вспомните, при изучении какой темы мы уже обращались к этому знаменитому высказыванию. (при изучении былин)

Этой фразой Пушкин завершает поэму «Руслан и Людмила».

- Что объединяет русские былины и поэму Пушкина?


Открытие нового


Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам притчу (инструментальная музыка сопровождает)

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. И наполнило содержимое кувшинов душу человека.

Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.


- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали главную цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере героев произведения А.С.Пушкина.

- Сегодня на уроке вы окунетесь в развитие событий поэмы «Руслан и Людмила»; на вашем пути встретятся новые герои: настоящие волшебники, сказочные персонажи и даже злодеи. Вы сможете глубже познакомиться с художественным простран-ством поэмы, а также порассуждать над интересным вопросом в конце урока.

Кульминацией любой волшебной сказки – это сражение главного героя с врагом, представителем темной силы мира иного.


http://nammuz.ru/%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B8/ музыка

Середина урока

1. Беседа, нацеленная на выявление восприятия текста поэмы учениками.

-  Поэму вы прочитали. Понравилась ли вам поэма?

-  Попробуйте с помощью одного слова определить, о чем это произведение?

Мы будем правы, сказав, что эта поэма о любви, о победе добра над злом, о дружбе и ненависти, но это еще и патриотическое произведение.

-  Кто из вас может сказать, что такое патриотизм?  (Как правило, пятиклассники еще затрудняются ответить на этот вопрос, поэтому мы советуем провести лексическую работу.)


2. Лексическая работа.

Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.


3. Продолжение беседы.

- Почему поэма так называется?

- Скажите, какой эпизод в поэме говорит о патриотизме главного героя? (Ребята вспоминают осаду Киева и битву Руслана с печенегами.)


4. Для тех, кто внимательно читал.

  • Каким образом Руслан вызвал на бой Черномора?

  • Чем ударил Черномор Руслана по шлему?

  • Где пролетают герои?

  • Сколько времени Черномор носил витязя под облаками, прежде чем сдаться?

  • Каким образом богатырь окончательно одерживает победу над врагом?


- Теперь составим карту художественного пространства, по которой следовал наш герой.

Подсказка. Его путь лежит в 2-х плоскостях - горизонтпльной и вертикальной. Горизонтальная –это любое движение по равнине, полю, лесу, скалам и городам. Вертикальная плоскость – это подъем в горы, ныряние под воду, спуск в пещеру и т.д. Пофантазируйте!


5. Знатокам литературной географии.

Поэма начинается с пролога, в котором описывается Лукоморье – волшебное место у моря. Имя карлика, укравшего Людмилу, – Черномор. Значит, скорее всего, его владения находились рядом с Черным морем, а Руслан выезжает за Людмилой из Киева.

- Проложи на карте пройденный путь Руслана. Подумай отметь места, где бы герой мог встретить старца, где Голову, где мог биться с Рогдаем?


Кульминация (наивысший момент напряженности событий) любого литературного произведения подразумевает конфликт и нахождение способов его разрешения. В волшебных сказках это всегда сражение героя и антигероя. В поэме «Руслан и Людмила» антигерой, злой колдун Черномор, по естественным физическим данным слабее богатыря Руслана. Главная его сверхспособность – умение летать. Поэтому битвы между противниками в этом произведении как будто и не было. Автор описывает кульминационный момент как испытание героя на выносливость, победу силы и духа над злом и коварством.


6. Минуты творчества


- Представь, что спустя долгие годы Руслан, вспоминая события битвы с Черномором, написал мемуары-воспоминания. Как бы он описал свой полет, свои ощущения?

Викторина «Да-нет»

Прочитайте отрывок сражения Руслана и Черномора еще раз. Заполните таблицу, определяя правильность утверждений: да, нет.


Утверждения

да

нет

В сражении с Русланом Черномор, промахнулся, упал в снег.



Руслан улетает под облака, схва-тившись за кафтан противника.



Руслан, устав и ослабев, пытается договориться с колдуном.



Руслан велит Черномору отнести его к Людмиле.



В конце Руслан убивает врага одним взмахом меча.




7. Составление плана 5 песни поэмы.

1. Победа Руслана над Черномором.

2. Спасение Людмилы от чар Черномора.

3. Коварство Фарлафа.

4. Новые испытания для Руслана и Людмилы.


8. Работа в парах.

- Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

Подумайте и ответьте, кто из героев пушкинского произведения является ЗЛОМ, а кто ДОБРОМ.

-А теперь загляните к соседу в тетрадку и сравните, одинаково ли вы мыслите. (на доске в 2 колонки записываются герои)


ДОБРО

ЗЛО

Владимир

Руслан

Людмила

Финн

Голова

Наина

Черномор

Фарлаф

























https://www.youtube.com/watch?v=oUSD6zv2xBI


бой Руслана с печенегами

https://www.youtube.com/watch?v=NK8ol5usmK0&t=1s

бой Руслана с Черномором

































































https://www.youtube.com/watch?v=kEZ666DeKis&t=276s

коварство Фарлафа


https://www.youtube.com/watch?v=EEMagSgq0Qw

отшельник и Руслан


https://www.youtube.com/watch?v=uQGWMLP6-FI пробуждение Людмилы









Конец урока


Домашнее задание:

Посмотрите художественный фильм «Руслан и Людмила», снятый студией «Мосфильм» в 1972 г. Сравните этот фильм с поэмой.

Рефлексия.

«Светофор».


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?


Здоровье и соблюдение техники безопасности
Зарядка для глаз

Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам.

Дети выполняют упражнения "По волнам" (движения слева направо и наоборот), "Морские качели" (движения вверх, вниз).

Дифференциация осуществляется при выполнении групповой работы: учащиеся распределяют обязанности в группе, таким образом учащиеся со слабой мотивацией будут прислушиваться к более мотивированным одноклассникам.

Посредством наблюдения за учащимися ходе выполнения заданий формативного оценивания, а также по составленным заранее критериям оценивания

Проведение физминутки

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.

В сказке – смелый князь Гвидон,

Он Салтану шлет поклон.

В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.

Сказки Пушкина стоят –  нас к себе позвать хотят!

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!