Открытие нового | Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам притчу (инструментальная музыка сопровождает) Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. И наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? - Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали главную цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере героев произведения А.С.Пушкина. - Сегодня на уроке вы окунетесь в развитие событий поэмы «Руслан и Людмила»; на вашем пути встретятся новые герои: настоящие волшебники, сказочные персонажи и даже злодеи. Вы сможете глубже познакомиться с художественным простран-ством поэмы, а также порассуждать над интересным вопросом в конце урока. Кульминацией любой волшебной сказки – это сражение главного героя с врагом, представителем темной силы мира иного. | http://nammuz.ru/%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B8/ музыка |
Середина урока | 1. Беседа, нацеленная на выявление восприятия текста поэмы учениками. - Поэму вы прочитали. Понравилась ли вам поэма? - Попробуйте с помощью одного слова определить, о чем это произведение? Мы будем правы, сказав, что эта поэма о любви, о победе добра над злом, о дружбе и ненависти, но это еще и патриотическое произведение. - Кто из вас может сказать, что такое патриотизм? (Как правило, пятиклассники еще затрудняются ответить на этот вопрос, поэтому мы советуем провести лексическую работу.) 2. Лексическая работа. Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. 3. Продолжение беседы. - Почему поэма так называется? - Скажите, какой эпизод в поэме говорит о патриотизме главного героя? (Ребята вспоминают осаду Киева и битву Руслана с печенегами.) 4. Для тех, кто внимательно читал. Каким образом Руслан вызвал на бой Черномора? Чем ударил Черномор Руслана по шлему? Где пролетают герои? Сколько времени Черномор носил витязя под облаками, прежде чем сдаться? Каким образом богатырь окончательно одерживает победу над врагом? - Теперь составим карту художественного пространства, по которой следовал наш герой. Подсказка. Его путь лежит в 2-х плоскостях - горизонтпльной и вертикальной. Горизонтальная –это любое движение по равнине, полю, лесу, скалам и городам. Вертикальная плоскость – это подъем в горы, ныряние под воду, спуск в пещеру и т.д. Пофантазируйте! 5. Знатокам литературной географии. Поэма начинается с пролога, в котором описывается Лукоморье – волшебное место у моря. Имя карлика, укравшего Людмилу, – Черномор. Значит, скорее всего, его владения находились рядом с Черным морем, а Руслан выезжает за Людмилой из Киева. - Проложи на карте пройденный путь Руслана. Подумай отметь места, где бы герой мог встретить старца, где Голову, где мог биться с Рогдаем? Кульминация (наивысший момент напряженности событий) любого литературного произведения подразумевает конфликт и нахождение способов его разрешения. В волшебных сказках это всегда сражение героя и антигероя. В поэме «Руслан и Людмила» антигерой, злой колдун Черномор, по естественным физическим данным слабее богатыря Руслана. Главная его сверхспособность – умение летать. Поэтому битвы между противниками в этом произведении как будто и не было. Автор описывает кульминационный момент как испытание героя на выносливость, победу силы и духа над злом и коварством. 6. Минуты творчества - Представь, что спустя долгие годы Руслан, вспоминая события битвы с Черномором, написал мемуары-воспоминания. Как бы он описал свой полет, свои ощущения? Викторина «Да-нет» Прочитайте отрывок сражения Руслана и Черномора еще раз. Заполните таблицу, определяя правильность утверждений: да, нет. Утверждения | да | нет | В сражении с Русланом Черномор, промахнулся, упал в снег. | | | Руслан улетает под облака, схва-тившись за кафтан противника. | | | Руслан, устав и ослабев, пытается договориться с колдуном. | | | Руслан велит Черномору отнести его к Людмиле. | | | В конце Руслан убивает врага одним взмахом меча. | | | 7. Составление плана 5 песни поэмы. 1. Победа Руслана над Черномором. 2. Спасение Людмилы от чар Черномора. 3. Коварство Фарлафа. 4. Новые испытания для Руслана и Людмилы. 8. Работа в парах. - Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Подумайте и ответьте, кто из героев пушкинского произведения является ЗЛОМ, а кто ДОБРОМ. -А теперь загляните к соседу в тетрадку и сравните, одинаково ли вы мыслите. (на доске в 2 колонки записываются герои) ДОБРО | ЗЛО | Владимир Руслан Людмила Финн Голова | Наина Черномор Фарлаф | | https://www.youtube.com/watch?v=oUSD6zv2xBI бой Руслана с печенегами https://www.youtube.com/watch?v=NK8ol5usmK0&t=1s бой Руслана с Черномором https://www.youtube.com/watch?v=kEZ666DeKis&t=276s коварство Фарлафа https://www.youtube.com/watch?v=EEMagSgq0Qw отшельник и Руслан https://www.youtube.com/watch?v=uQGWMLP6-FI пробуждение Людмилы |
Дифференциация осуществляется при выполнении групповой работы: учащиеся распределяют обязанности в группе, таким образом учащиеся со слабой мотивацией будут прислушиваться к более мотивированным одноклассникам. | Посредством наблюдения за учащимися ходе выполнения заданий формативного оценивания, а также по составленным заранее критериям оценивания | Проведение физминутки А сейчас мы отдохнем, По тропиночке пойдем. Между сосен и березок, В Лукоморье попадем. Мы глазами миг-миг; Мы плечами чик-чик; Мы руками хлоп-хлоп; Мы ногами топ-топ; Раз – туда, два – сюда, А потом – вокруг себя Надо низко поклониться, Чтобы в сказке очутиться. В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога. В сказке – смелый князь Гвидон, Он Салтану шлет поклон. В сказке петушок сидит – во все стороны глядит. Сказки Пушкина стоят – нас к себе позвать хотят! |