Чтение с остановками. Согласье да любовь крепче каменных стен. Русская пословица Задание 1: Чтение вслух учителем и заранее подготовленным учеником начала сказки-были «Кладовая солнца» по частям, рассуждать о том, как писатель заинтересовывает читателя в начале произведения. Учащиеся должны обратить внимание на то, что повествование ведется от первого лица, но сначала непонятно, кто такие «мы» («Мы - разведчики болотных богатств»), что рассказ будет о детях, попавших в трудную ситуацию. Читают ключевые эпизоды. В процессе чтения составляется план. 1. До слов: И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы. Для тех, кто внимательно читал. О ком рассказывается в данном отрывке? Назови возраст Насти. Как называли учителя Митрашу? Что досталось детям от родителей? Как жили ребята между собой? За что их любили соседи? Немного истории Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, когда на Советский Союз напала фашистская Германия. Война продолжалась долгих 4 года (по 1945 год), за время которых на полях сражений, в тылу и концлагерях погибло более 6 миллионов наших соотечественников. Читаем выразительно Подготовься прочитать отрывок выразительно. Соблюдай интонацию, паузы, передай словами настроение автора, повествующего о детях. Помни, секрет выразительного чтения кроется в понимании смысла и идеи произведения. Прочувствуй пафос отрывка, передай его в своем чтении. Пафос произведения – это эмоциональный тон, основное эмоциональное настроение произведения, а также эмоционально-оценочное освещение того или иного персонажа, события, явления автором. Восстанови порядок Представь, что твой одноклассник подготовил пересказ отрывка о Насте и Митраше и решил перед уроком пересказать его тебе для проверки. Ты обнаружил, что его пересказ непоследователен, а хронология событий нарушена. Поправь товарища, исправив недочеты в ответе. В одном селе возле Блудова болота жили дети Настя и Митраша. Жили они хорошо, дружно, но вскоре осиротели. Они умели все делать сами, поэтому односельчане им не помогали. Митрашу называли «мужичок в мешочке» за силу и упрямство. Митраша – это уменьшительно-ласкательная форма имени Дмитрий. Это имя славится множеством вариаций его форм: Дима, Митя, Митяй, Митенька и т.д. 2. До слов: И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает* железными или деревянными обручами. Групповая работа критическое мышление «Письмо по кругу». Вопросы для размышления. Чему научило сиротство детей? Какие качества оно в них воспитало? Это задание предполагает групповую форму работы. Вам нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – листок и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает листочек соседу, который должен продолжить его размышления, листочки передаются до тех пор, пока каждый не вернется к своему хозяину. Задание 2. Учитель раздает иллюстрации по каждой части, учащиеся должны определить часть, изображенную на картине, и кратко рассказать. Дифференциация Учащиеся со слабой мотивацией могут опираться и на план, и на иллюстрацию, а с высокой мотивацией рассказывают по иллюстрации. 1. Описание Насти и Митраши. 2. Отношение детей друг к другу. 3. Дети собираются за клюквой. 4. Решение Митраши отправиться на Палестинку. 5. Описание Блудова болота. 6. Спор детей. 7. Антипыч и его собака Травка. 8. Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча. 9. Митраша пришел в Слепую Елань. 10. Митраше грозит гибель в трясине. Викторина. 1. Как называли Митрашу между собой учителя в школе. 2. «Топкое место в болоте, все равно, что прорубь на льду». 3. Что услышала Травка на болоте, с чем не могло сравниться «никакое чудо природы». 4. Что хранилось в яме возле сторожки Антипыча до того, как там поселилась собака. 5. «Сеятель», принесший «два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели». 6. Белая чистейшая «одежда» подхвостья, которую, подпрыгнув, показал тетерев-косач. 7. Углубление в русской печи, куда сгребаются горячие угли (там стоял чугунок вареной картошки, о котором вспомнила Настя). 8. Что, по словам автора, скрыто в наших болотах. 9. Прекрасное соотношение, которое было в дружбе Насти с братом. 10. Какое слово с эпитетом «золотая» употребляет автор, говоря о Насте. 11. Как автор называет мальчика, шедшего между сказочных старушек-елок, когда «одна вдруг поднимается, как будто хочет… палкой ударить по голове». 12. Кто отдал целебную ягоду ленинградским детям. 13. Что случилось в жизни Травки два года назад.
15. Островок на самой середине «палестинки», где рос осинник и стоял лось.
К Ф Критерии оценивания: -распознает по картине эпизод; -пересказывает отрывок по иллюстрации (по плану в зависимости от уровня учащегося) ; -использует в речи слова и выражения, использованные автором для привлечения читателя Взаимооценивание. Комментарий учителя. |