СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по русской литературе 5 класс "Сказка-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Учащиеся будут иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему.

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по русской литературе 5 класс "Сказка-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца»»

Краткосрочный план урока № 58-59


Раздел 4: Фольклорные элементы в литературных произведениях. Уроки № 7-8.

Школа: КГУ СШГ № 11 г. Кокшетау

Дата:

ФИО учителя: Дмитриченко Н.А.

Класс: 5

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема

Сказка-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

ПО 2 Понимание художественного произведения

Цели урока:

Учащиеся будут иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему.

Критерии оценивания:

-находит элементы сказки (4-5 примеров);

-находит элементы были;

- делает выводы, аргументируя принадлежность к данному жанру.

-распознает по картине эпизод;

-пересказывает отрывок по иллюстрации (по плану в зависимости от уровня учащегося)

-использует в речи слова и выражения, использованные автором для привлечения читателя (например, выразительные средства языка при характеристике героев, описании местности)

Языковые цели:


Использовать в речи слова и выражения изучаемой тематики: сказка –быль, средства выразительности, жанр, эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.

уметь кратко передать содержание с использованием авторской лексики.

Привитие ценностей:

Прививать чувство ответственности, любовь к природе родного края в процессе ознакомления с содержанием произведения, вселить веру в собственные силы, научить определять свои способности.

Межпредметные

связи:

В разделе предусмотрены связи с уроками русского языка, биологии.

Навыки

использования ИКТ:

Использование ИКТ для подготовки к уроку и поиска значений слов из вики-словарей.

Предварительные знания:

Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных на уроках русской литературы в предыдущих четвертях. Учебная деятельность ориентирована на развитие навыков понимания и анализа художественных произведений, умение формулировать тему и идею текста, анализировать художественные средства выразительности, а также оценивание устных и письменных работ. Учащиеся прочитали сказку-быль до начала четвертой четверти.

Ход уроков

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока


Стадия вызова

1. Погружение в тему.

Сообщение заранее подготовленным учеником о биографии М. М. Пришвина.

Для тех, кто внимательно читал.

Как называют М.М. Пришвина?

Кто или что является главным героем его произведений?

Почему Пришвин так близок к природной среде в своем творчестве?

Как автор приходит к своей профессии?

Что не типично для произведений М.М. Пришвина?

Флора и фауна (от лат. flora, fauna) – это виды растений и животных, характерных для определенной местности. В Древнем Риме эти имена (Флора и Фауна) носили богини, покровительствующие растительному и животному мирам.

Минуты творчества

Прочитай отрывки из произведений М.М. Пришвина.

Попробуй рассказать о главных героях этих рассказов: животных и растениях.

Пришвин очень любил героев своих произведений. Поэтому на страницах его рассказов всегда можно встретить такие выражения, как: «колючий комок» – еж, «кладовая солнца» – болото или «дыханье леса» – жизнь в лесу.

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту, скрытое сравнение.

Например: костер рябины – красные ягоды рябины, синий шелк неба – голубые небеса.


Викторина по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Учащиеся будут участвовать в викторине по содержанию произведения. Они запишут ответы в тетради, а затем сравнят с правильными ответами и оценят работу самостоятельно.

1. Кто такой Антипыч? (Лесник)
2. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
3.Как называется по-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу? (Палестинка)
4. Топкое место в болоте, всё равно, что прорубь на льду. (Елань)
5. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово).

6.Имена главных героев. (Настя, Митраша)
7. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
8. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
9. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

И

Самооценивание. Подсчеты баллов.

Учащиеся сделают вывод, на что необходимо было обращать внимание при чтении произведения.



2. Учитель знакомит с целями урока.

- Что такое кладовая солнца?

1. Запишите свои ассоциации,

2. посмотрите на иллюстрации, которые висят на доске, сравните.












Приложение 1.

Середина урока



Чтение с остановками.

Согласье да любовь крепче каменных стен.

Русская пословица

Задание 1:

Чтение вслух учителем и заранее подготовленным учеником начала сказки-были «Кладовая солнца» по частям, рассуждать о том, как писатель заинтересовывает читателя в начале произведения. Учащиеся должны обратить внимание на то, что повествование ведется от первого лица, но сначала непонятно, кто такие «мы» («Мы - разведчики болотных богатств»), что рассказ будет о детях, попавших в трудную ситуацию. Читают ключевые эпизоды. В процессе чтения составляется план.

1. До слов: И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.

Для тех, кто внимательно читал.

О ком рассказывается в данном отрывке?

Назови возраст Насти.

Как называли учителя Митрашу?

Что досталось детям от родителей?

Как жили ребята между собой? За что их любили соседи?

Немного истории

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, когда на Советский Союз напала фашистская Германия. Война продолжалась долгих 4 года (по 1945 год), за время которых на полях сражений, в тылу и концлагерях погибло более 6 миллионов наших соотечественников.

Читаем выразительно

Подготовься прочитать отрывок выразительно.

Соблюдай интонацию, паузы, передай словами настроение автора, повествующего о детях.

Помни, секрет выразительного чтения кроется в понимании смысла и идеи произведения.

Прочувствуй пафос отрывка, передай его в своем чтении.

Пафос произведения – это эмоциональный тон, основное эмоциональное настроение произведения, а также эмоционально-оценочное освещение того или иного персонажа, события, явления автором.

Восстанови порядок


Представь, что твой одноклассник подготовил пересказ отрывка о Насте и Митраше и решил перед уроком пересказать его тебе для проверки.


Ты обнаружил, что его пересказ непоследователен, а хронология событий нарушена.


Поправь товарища, исправив недочеты в ответе.


В одном селе возле Блудова болота жили дети Настя и Митраша.

Жили они хорошо, дружно, но вскоре осиротели.

Они умели все делать сами, поэтому односельчане им не помогали.

Митрашу называли «мужичок в мешочке» за силу и упрямство.

Митраша – это уменьшительно-ласкательная форма имени Дмитрий. Это имя славится множеством вариаций его форм: Дима, Митя, Митяй, Митенька и т.д.

2. До слов: И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает* железными или деревянными обручами.

Групповая работа критическое мышление «Письмо по кругу».

Вопросы для размышления.

Чему научило сиротство детей?

Какие качества оно в них воспитало?

Это задание предполагает групповую форму работы. Вам нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – листок и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает листочек соседу, который должен продолжить его размышления, листочки передаются до тех пор, пока каждый не вернется к своему хозяину.


Задание 2. Учитель раздает иллюстрации по каждой части, учащиеся должны определить часть, изображенную на картине, и кратко рассказать.


Дифференциация


Учащиеся со слабой мотивацией могут опираться и на план, и на иллюстрацию, а с высокой мотивацией рассказывают по иллюстрации.


1. Описание Насти и Митраши.

2. Отношение детей друг к другу.

3. Дети собираются за клюквой.

4. Решение Митраши отправиться на Палестинку.

5. Описание Блудова болота.

6. Спор детей.

7. Антипыч и его собака Травка.

8. Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча.

9. Митраша пришел в Слепую Елань.

10. Митраше грозит гибель в трясине.


Викторина.
1. Как называли Митрашу между собой учителя в школе.
2. «Топкое место в болоте, все равно, что прорубь на льду».
3. Что услышала Травка на болоте, с чем не могло сравниться «никакое чудо природы».
4. Что хранилось в яме возле сторожки Антипыча до того, как там поселилась собака.
5. «Сеятель», принесший «два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели».
6. Белая чистейшая «одежда» подхвостья, которую, подпрыгнув, показал тетерев-косач.
7. Углубление в русской печи, куда сгребаются горячие угли (там стоял чугунок вареной картошки, о котором вспомнила Настя).
8. Что, по словам автора, скрыто в наших болотах.
9. Прекрасное соотношение, которое было в дружбе Насти с братом.
10. Какое слово с эпитетом «золотая» употребляет автор, говоря о Насте.
11. Как автор называет мальчика, шедшего между сказочных старушек-елок, когда «одна вдруг поднимается, как будто хочет… палкой ударить по голове».
12. Кто отдал целебную ягоду ленинградским детям.
13. Что случилось в жизни Травки два года назад.

15. Островок на самой середине «палестинки», где рос осинник и стоял лось.

К

Ф

Критерии оценивания:

-распознает по картине эпизод;

-пересказывает отрывок по иллюстрации (по плану в зависимости от уровня учащегося) ;

-использует в речи слова и выражения, использованные автором для привлечения читателя


Взаимооценивание. Комментарий учителя.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8b7ad35c-5442-4257-9c8b-26fafdfa5240/%5BLI6RK_16-01%5D_%5BAU_03%5D.htm

аудиозапись начала произведения, 10 минут



http://festival.1september.ru/articles/213240/ урок (вопросы, анализ, выборочное чтение)

http://festival.1september.ru/articles/648537/

урок (анализ, описание природы)

































































Приложение 2.

















Конец урока


Рефлексия.

Как вы считаете, что хотел передать автор через своё произведение? (раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе, тесную связь между человеком и природой).

- В чём оно заключено?

- Что вы извлекли полезного для себя из урока?

Прием «Письмо другу». Напишите письмо-признание в трех предложениях однокласснику (напарнику) о его (ее) работе на уроке, отмечая два положительных момента и 1 пожелание для улучшения. Можно написать это в тетради одноклас-сника.

Домашнее задание: Представь, что ты знаком с Настей и Митрашей. Совсем недавно ты узнал, что они осиротели. Тебе захотелось написать письмо ребятам, для того чтобы выразить свою поддержку и участие. Что бы ты написал?


Дополнительная информация

Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи
Здоровье и безопасность
Связь с ИКТ
Связь с ценностями

Группы будут поддерживать друг друга.


Наблюдение за обучением

Обратная связь с одноклассником.

Межпредметная связь с самопознанием.

Обстановке в классе для работы в группах.

Навыки межличностного общения при работе в группах (уважение, тон голоса и т.д.)

Ответ по очереди, внимательное выслушивание других.

Рефлексия

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Что учащиеся узнали сегодня?

Какой была атмосфера обучения?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?

Уложился/-ась ли я в регламент?

Какие отступления были в плане, почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

Приложение 1.

Сообщение заранее подготовленным учеником о биографии М. М. Пришвина

М. М. Пришвин родился в 1873 году в купеческой семье, в дворянском имении Хрущево города Ельца. Его образование началось с Елецкой гимназии, после Пришвин окончил Рижский политехнический институт. Получив диплом агронома, он получает работу на опытной сельскохозяйственной станции. Готовясь к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д. Н. Прянишникова, он строил планы на будущее. Но судьба приготовила для Михаила Михайловича другое направление. В 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много путешествует по странам. Его издания печатают в известных журналах. Пришвиным была написана автобиографическая повесть «Серая сова». Писателя можно назвать истинным певцом природы.

- Какие произведения Пришвина вы помните из программы начальной школы? («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок»). Демонстрируется выставка книг писателя.

- Как объяснить жанр сказка-быль?

- «Кладовая солнца» написана в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны. Это не просто выдуманная история, событие имели место быть в реальной жизни. Писатель пытается описать трудную жизнь детей, Насти и Митраши, их дружбу, переживания. Сказка-быль написана от первого лица.































Викторина.
1. Как называли Митрашу между собой учителя в школе. ___________________________________

2. «Топкое место в болоте, все равно, что прорубь на льду»__________________________________

3. Что услышала Травка на болоте, с чем не могло сравниться «никакое чудо природы»_________________________________________________________________________________

4. Что хранилось в яме возле сторожки Антипыча до того, как там поселилась собака.__________________________________________________________________________________

5. «Сеятель», принесший «два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели». ______________

6. Белая чистейшая «одежда» подхвостья, которую, подпрыгнув, показал тетерев-косач.

_____________________________________________________________________________________
7. Углубление в русской печи, куда сгребаются горячие угли (там стоял чугунок вареной картошки, о котором вспомнила Настя) _________________________________________________________

8. Что, по словам автора, скрыто в наших болотах. _________________________________________

9. Прекрасное соотношение, которое было в дружбе Насти с братом. _________________________

10. Какое слово с эпитетом «золотая» употребляет автор, говоря о Насте.______________________

11. Как автор называет мальчика, шедшего между сказочных старушек-елок, когда «одна вдруг поднимается, как будто хочет… палкой ударить по голове». _________________________________

12. Кто отдал целебную ягоду ленинградским детям. _______________________________________

13. Что случилось в жизни Травки два года назад. _________________________________________

15. Островок на самой середине «палестинки», где рос осинник и стоял лось.___________________





Викторина.
1. Как называли Митрашу между собой учителя в школе. ___________________________________

2. «Топкое место в болоте, все равно, что прорубь на льду»__________________________________

3. Что услышала Травка на болоте, с чем не могло сравниться «никакое чудо природы»_________________________________________________________________________________

4. Что хранилось в яме возле сторожки Антипыча до того, как там поселилась собака.__________________________________________________________________________________

5. «Сеятель», принесший «два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели». ______________

6. Белая чистейшая «одежда» подхвостья, которую, подпрыгнув, показал тетерев-косач.

_____________________________________________________________________________________
7. Углубление в русской печи, куда сгребаются горячие угли (там стоял чугунок вареной картошки, о котором вспомнила Настя) _________________________________________________________

8. Что, по словам автора, скрыто в наших болотах. _________________________________________

9. Прекрасное соотношение, которое было в дружбе Насти с братом. _________________________

10. Какое слово с эпитетом «золотая» употребляет автор, говоря о Насте.______________________

11. Как автор называет мальчика, шедшего между сказочных старушек-елок, когда «одна вдруг поднимается, как будто хочет… палкой ударить по голове». _________________________________

12. Кто отдал целебную ягоду ленинградским детям. _______________________________________

13. Что случилось в жизни Травки два года назад. _________________________________________

15. Островок на самой середине «палестинки», где рос осинник и стоял лось.___________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!