СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по теме "Однородные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Обобщить знания об однородных членах; закрепить навыки нахождения однородных членов в предложении и постановки знаков препинания;

дать понятие неоднородных определений; помочь уяснить разницу между однородными и неоднородными определениями; отработать навык постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях.

научить находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по теме "Однородные члены предложения"»

Тема. Предложения с однородными членами

Цели урока: Обобщить знания об однородных членах; закрепить навыки нахождения однородных членов в предложении и постановки знаков препинания;

дать понятие неоднородных определений; помочь уяснить разницу между однородными и неоднородными определениями; отработать навык постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях.

научить находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.


  1. Работа по теме урока.

1. Однородные члены предложения отвечают на один вопрос, относятся к одному слову, произносятся перечислительной интонацией, являются одинаковыми членами предложения, связаны без союза или сочинительными союзами.


Сочинительные союзы

· Соединительные (и, да = и, также, тоже, ни…ни, не только…но и, как…так и).

· Разделительные (или, иль, либо, то…то, не то…не то).

· Противительные (а, но, да = но, однако, зато, же, хотя).


Однородными могут быть любые члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство). Обозначим однородные члены знаком Ο.

1) В саду расцвели розы, лилии, ромашки. Ο, Ο, Ο.

2) Люди ближних сёл несли на базар как овощи, хлеб, птицу, так и фрукты, мёд . как Ο, О, О, так и Ο, О.

3) Были это весёлые, сильные и смелые люди. Ο, Ο и Ο

4) Люблю тебя сильно, пламенно и нежно!

5) То солнце спрячется, то светит слишком ярко. то Ο, то Ο.


В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Деревья и травы летом и в начале осени сочны и свежи.

(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами.)

Запятые нигде не ставятся!


Сравните это предложение со следующим. Похожи ли они между собой? Как отличаются данные предложения по конструкции?

Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.


(Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола «сеялся», отвечают на один вопрос – куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.)



  1. Однородные и неоднородные определения


В комнате стоял большой деревянный стол.

Задание: подчеркнуть все члены предложения.

– Что мы увидели? (Два определения.)

- Они отвечают на один вопрос? (Да.)

- Относятся к одному и тому же слову? (Да.)

- Выражены одинаковыми частями речи? (Да.)

- Это однородные члены? Почему же между ними не стоит запятая?


– Что обозначало прилагательное большой в предложении? (Размеры.)

- А прилагательное деревянный? (Материал, из которого он сделан.) Может быть стол большим, но не деревянным? А деревянным, но небольшим? Как вы думаете, почему же не поставлена запятая между этими определениями? (Потому что они неоднородные.) Что же в них неоднородное? (Они называют разные признаки.)


Вывод: какие определения называются неоднородными, как их определить в предложении? (Устный ответ на вопрос.)


– Часто бывает трудно отличить однородное и неоднородное определения? Вот несколько способов разграничения.


Памятка

1. Между однородными определениями можно поставить союз «и»: На столе лежали красные, желтые, голубые ленты (красные и желтые).

2. Определения могут быть однородными, если объединены общим понятием: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (небо осеннее, невзрачное).

3. Определения однородные, если последующие поясняют первое: Раздался страшный, оглушительный удар грома.

4. Определения однородны, если одно из них имеет значение причины: Надвигался знойный, тяжелый день (тяжелый, потому что знойный).

5. Однородными являются определения, одно из которых одиночное, а второе выражено причастным оборотом: Нивы печальные, снегом покрытые.

Почему данные определения являются однородными? Для выполнения работы воспользуйся памяткой.

1) Наступила ясная, теплая ночь.

2) В темный, густо заросший угол сада доносилась военная музыка.

3) Широкая, ласковая улыбка озарила ее лицо.

4) От земли поднимался душный, теплый запах.

5) Маленькая, празднично разодетая девочка теребила край синего фартука.

6) Косой, мерзлый дождь хлестал в лицо.

7) Его горячее желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой.


  1. Знаки препинания при ОЧП.

Запятая при ОЧП ставится

· При повторяющихся соединительных и разделительных союзах: и О, и О…; ни О, ни О…

· Перед одиночным противительным союзом: О, а О…

· При попарном соединении:

· Перед второй частью двойного союза: как … так и; не так … как; не только … но и; не столько … сколько; настолько … насколько; хотя и … но; если не … то и др.

· При бессоюзном соединении: О, О, О…

Запятая при ОЧП не ставится

· При одиночном соединительном или разделительном союзе: О и О…; О или О…

· Во фразеологическом обороте: и смех и горе; и стар и млад; и так и эдак; ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни то ни сё; ни богу свечка ни чёрту кочерга и др.

Фразеологические обороты.


  1. Обобщающие слова при ОЧП:

· обозначают родовое понятие

· стоят в той же форме, что и ОЧП.

· являются тем же членом предложения, что и ОЧП.

· имеют обобщенный смысл.

· в схемах обозначаются .

Обобщающие слова при ОЧП и пунктуация при них.




  1. Закрепление и применение изученного.


1. Прочитайте предложения. Объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.

1) На дачу приехали мать, отец и два сына.

2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.


2. Прочитайте предложения. Объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.

1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.

2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки - ничто не помешало прокладке газопровода.


3. Вставьте в предложения однородные члены, раскрывающие смысл обобщающих слов.

1) В саду посадим фруктовые деревья: …, …, ..., … .

2) …, …, … — все эти животные считаются хищниками.

3) Нигде: ни ... , ни ... , ни ... — я не встретил друзей.


4. Расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены, выделите союзы, которыми они соединены.


1. И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.

2. Щеки румяны, и полны, и смуглы.

3. На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром.

4. Ни смех, ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.

5. Мне чудятся то шумные пиры, то ратный стан, то схватки боевые.

6. Звезды начали меркнуть, и небо стало заволакиваться не то тучами, не то туманом.

7. Умен и пригож, да на дело не гож.

8. Голова завита, да не делом занята.

9. У самого родника росли не только дубы, но и ели.

10. Она любила как русский язык, так и литературу.


6. Творческий диктант.

1. Перестройте предложение: однородные члены соедините союзами, указывающими на чередование признаков моря. Запишите его.

Море бывает ласковое, сердитое, вкрадчивое, разгневанное.

2. Запишите предложения, заменив в них соединительный союз и двойным сопоставительным союзом.

Сказки любят и дети, и взрослые. В этом году я собираюсь поехать в деревню летом или осенью.

3. Запишите предложение, соединив однородные члены попарно. В перестроенном предложении однородные члены соедините двойным сопоставительным союзом. Запишите это предложение.

В саду росли яблони, груши, вишни, сливы.

4. Придумайте к однородным членам обобщающее слово, поставьте его перед однородными членами. Запишите предложение.

Осина, ольха, березки еще голы.

5. Перестройте предложение так, чтобы перед однородными членами можно было поставить двоеточие. Запишите его.

В Западных Саянах встречаются такие редкие, исчезающие животные, как алтайский улар, красный волк, сибирский козерог, длиннохвостый хомячок.

6. Перестройте предложение так, чтобы сказуемое с зависимыми словами стояло после однородных членов. Запишите его.

В наших краях нередки растения, губительные для насекомых: багульник, белена, одуванчик, некоторые виды ромашки.

7. Запишите предложение, поставив обобщающее слово после однородных членов.

Растения: черемуха, бузина, горчица, петрушка – воздействуют на насекомых своими летучими веществами – фитонцидами.


Домашнее задание

Составить

  1. Рассказ-повествование

  2. Рассказ описание.

Использовать ОЧП




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!