СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план. Познание мира. Тема:Растения и животные луга.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план. Познание мира.

 

Тема:Растения и животные луга.

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план. Познание мира. Тема:Растения и животные луга.»

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Ақыл-есі кеміс жетім балаларға және ата-анасының қамқорынсыз қалған балаларға арналған № 2 Қостанай түзеу мектеп-интернаты» мемлекеттік мекемесі

ГУ «Костанайская коррекционная школа-интернат № 2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с умственной отсталостью»

Управления образования акимата Костанайской области




«Шабындықтың жануарлар

мен өсімдіктері»

Дүние тану


Познание мира

«Растения и животные луга»


Мұғалім: Муратова Г.А.

Учитель: Муратова Г.А.



Қостанай, 2016 ж.

Костанай, 2016 г.

Поурочный план. Познание мира.


Тема: Растения и животные луга.

Цели:

Образовательные: Сформировать представление учащихся о луге как о природном сообществе. Познакомить с разнообразием животных и растений лугов, показать связи между ними.

Воспитательные: Раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом, сформулировать правила поведения на лугу.

Коррекционные: Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.


Ход урока.


Организационный момент.

Цветы луговые просты

Но мед в них запрятан душистый.

Мы любим эти цветы,

Что выросли в зелени чистой

Мы лютик сорвем золотой

И розовый клевер медовый,

Мы в зелени луга густой

Найдем колокольчик лиловый.


- О чем говорится в стихотворении? Почему наш урок я начала с этого стихотворения?

- В этом стихотворении говорится о луговых цветах. Значит, мы сегодня будем говорить о луге.


Давайте поближе познакомимся с растительным и животным миром лугов.

Какие можно встретить растения на лугу? Что их объединяет? На эти вопросы вы сможете ответить, послушав стихотворение. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

                           На лугу растет ромашка,

                                         Лютик едкий, клевер-кашка.

                                         Что еще? Гвоздика, смолка,

                                         Колокольчик, хвощ как елка.

                                         А еще? Кошачьи лапки,

                                         Одуванчиковые шапки,

                                         Подорожник, васильки,

                                         Граммофончики - вьюнки.

                                         Еще много разных травок

                                         У тропинок, у канавок,

                                         И красивых, и пушистых,

                                         Разноцветных и душистых!

- На лугу растут ромашка, лютик, клевер, гвоздика, смолка, колокольчик, хвощ, одуванчик, подорожник, васильки, вьюнки. Это травы, они любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.

- Растение, которое мы зовем ромашкой, оказывается не ромашка, а нивяник, он внесен в Красную книгу.

У тысячелистника белые корзиночки-соцветия, прямой жесткий стебель, а листья рассечены на многочисленные дольки. Растение приятно пахнет. Оно лекарственное.

Очень много желтых одуванчиков. По ним можно узнавать время. Одуванчики открывают свои корзинки в шесть часов утра, к трем часам дня соцветие превращается в плотный бутон. По одуванчику можно предсказывать погоду: в холод и в дождь цветки не раскрываются, оберегая свою пыльцу.

Можно встретить на лугу злаки. Лисохвост – любимый корм животных. Он получил свое название за соцветие – султан, похожий по форме и пушистости на лисий хвост. У мятлика колоски собраны в метелку. Тимофеевка похожа на лисохвост, но султан у нее твердый. Все злаки служат хорошим кормом для скота.

Растения с ползучими стеблями – неприхотливы, быстро растут, цепляясь за другие растения, камни. Это мышиный горошекбудра плющевидная с круглыми листьями и сине-фиолетовыми цветами луговой чай с нежными листочками и желтыми цветками.

Луговые растения можно разделить на группы:

Учащиеся записывают схемы в тетрадь. В каждой группе указывают по 2–3 растения. (Растения см. на рис. на с. 197.)

 

Луговые злаки:

1 – мятлик луговой; 2 – овсяница; 3 – ежа сборная; 4 – лисохвост луговой; 5 – душистый колосок; 
6 – трясунка средняя; 7 – костер безостый

Учитель. Если на лугу растут только травянистые растения, то какие же здесь живут животные?

Ученики. Животные должны быть маленькие, чтобы прятаться в траве или жить в земле. Очень много насекомых.

Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию на с. 184–185 учебника и назвать представителей животного мира лугов.

Учитель. Многочисленные мыши-полевки живут в норах, где они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и дождя. Луговые птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнезда на земле: перепел, коростель. (Показ картины.)

Животные приспособились к жизни в травяном покрове. С цветка на цветок порхают бабочки, собирают нектар пчелы и шмели. Внизу, на земле, бесчисленное множество жуков, муравьев.

Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнезда, выращивают птенцов. Среди густой травы можно встретить  быстро бегущую птицу – коростеля, луговую курочку – перепела. Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно заметить небольшие кусочки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть жизни они проводят в норах под землей, питаясь корнями растений и личинками насекомых.

Учащиеся читают статью «Луг – природное сообщество» на с. 183–186 учебника. После чтения рассказывают о животных луга.

- Растительный и животный мир лугов очень богат. Все живые существа связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели леса?

- Они живут совместно, сообща. Значит, луг – природное сообщество.

- Луга играют большую роль в сельском хозяйстве, издавна используются для заготовки кормов скоту, поэтому люди постоянно заботятся о них: очищают от мелких кустарников, засевают ценными кормовыми травами, удобряют луговые почвы.

В середине лета начинается страдная пора – сенокос. Там, где могут пройти сельхозмашины, стрекочут сенокосилки, сваливая грядами скошенную траву. На увлажненных местах, заросших кустарниками, траву косят вручную, стальными косами. Высушенное сено собирают в стога или увозят к скотным дворам. Сено нужно для кормежки домашних животных в зимнее время.

- Неправильное поведение человека на лугу: ловля бабочек, вылавливание лягушек, жаб, разорение птичьих гнезд и др. – может нарушить экологическое равновесие луга.

Если уничтожить жаб и лягушек, то растительноядные насекомые уничтожат травы. Если уничтожить бабочек, пчел, то растения погибнут (неопыленные растения не дают семян). Все живые существа связаны друг с другом.

- Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как он пострадает сам.



IV. Закрепление изученного материала.

По иллюстрации 70 – 73 учебника учащиеся составляют 2–3 цепи питания:

растения ® бабочки ® птицы;

растения ® насекомые ® лягушки;

растения ® полевка ® птицы.

Учитель предлагает разгадать филворд «Растения и животные луга».

Учащиеся отгадывают загадки, отгадки ищут в филворде. (Слова в филворде могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и под углом, но не пересекаться.)





1. Скачет зверушка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Кто это? … (Лягушка.)


3. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь:

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый! (Василек.)


5. Голубой аэропланчик сел

На белый одуванчик. (Стрекоза.)


7. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)


9. На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)


11. Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчик.)




2. Деловитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела.)


4. Почему мы дышим вольно

И судьбой своей довольны,

Хоть растем мы вдоль дорог

И нас топчут сотни ног? (Подорожник.)


6. Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Летит – воет,

Сядет – землю роет. (Жук.)


8. Осенью в щель заберется,

А весною проснется. (Муха.)


10.Стоит кудряшка, белая рубашка.

Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка.)


12. На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!