СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план урока : этикет как наука

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

поурочный план урока на тему : этикет как наука

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план урока : этикет как наука»

Тема . Эстетика как наука и ее категории

  1. Предмет эстетики. Категории эстетики.3. Эстетика и практика.

Предмет эстетики

Понятие "эстетика" традиционно связывают с греческим "эйсетикос" (имеющий отношение к чувственному восприятию).

 Эстетика – это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где достигают совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

Эстетическое - это самая широкая и фундаментальная категория эстетики, отражающая то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Эстетическое - это специфически духовное, чувственное отношение человека к миру. Важнейшей характеристикой такого отношения есть способность человека самореализоваться целостно и всесторонне..

Эстетика - это наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, материальном и духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения действительности.

Предметом эстетики является чувственное познание окружающей действительности в её разнообразных проявлениях: природе, обществе, человеке и его деятельности во всех жизненных сферах.

Категории эстетики

Категории этики (греч. кategoria – высказывание, признак) – это фундаментальные, предельно общие понятия, в которых получила отражение история освоения человечеством мира по законам красоты. К ним принадлежат категории отношения искусства к действительности: прекрасное, безобразное, низменное, возвышенное, трагическое, ужасное, комическое.

Прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Оно воспринимается как явление, вызывающее положительные чувства от спокойного любования до бурного восторга..

Безобразное – категория эстетики, которая обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. Оно представляет собой средоточение негативных характеристик бытия, олицетворяя нечто отталкивающее, неупорядоченное, дисгармоничное.

Теоретически вопрос о безобразном в искусстве впервые поставил Аристотель. Он считал, что в предмет искусства входит и прекрасное, и безобразное. Даже явления отвратительные в жизни, будучи представлены в художественном произведении, доставляют эстетическое удовольствие.

Возвышенное - категория эстетики, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему содержанию с реальными формами их выражения. В искусстве типичными формами отражения возвышенного являются грандиозность, масштабность, монументальность. Например, статуя Зевса Олимпийского греческого скульптора Фидия или египетские пирамиды, возвеличивавшие божественное начало фараона.

Представления о возвышенном в природе связывают с различными проявлениями великолепия ее явлений, ко­торые вызывают чувства восторга, восхищения (например, безбрежные просторы неба и моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления природы — буря, гроза, полярное сияние и др.)

Возвышенное проявляется в борьбе человека с природой и в столкновениях противоположных социальных сил. Полное внутреннего напряжения возвышенное несет в себе зерно неизбежных противоборств, конфликтов. Не случайно категория возвышенное тесно связана с эстетическими категориями драматического и трагического. Именно в драматических и трагических ситуациях и конфликтах ярко раскрывается подлинный масштаб возвышенного, величие человеческого духа.

Трагическое - эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт в борьбе человека с природой, в столкновении противоположных социальных сил, в в деятельности и внутреннем мире личности. Этот конфликт развертывается на фоне свободного действия человека и сопровождающийся человеческим страданием и гибелью важных для его жизни ценностей.

Трагическое предполагает свободное действие человека, так что, хотя его крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, само действие представляет собой свободный акт человеческой личности. Противоречие, лежащее в основе трагического, заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, которая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть ее или уйти от нее. Трагизм возникает в ситуации, когда свободно действующая личность создает ситуацию катастрофическую по своим последствиям для индивида и защищаемым им ценностям.

Ужасное - эстетическая категория, охватывающая явления действительности, которые несут человеку несчастья и гибель. Ужасное, ассоциируясь со страшными событиями, которые не оставляют никакой надежды на освобождение от несчастий.

В отличие от трагического, которое всегда имеет разрешение в будущем, ужасное безысходно и безнадежно, означает гибель без всякого выхода в социальное бессмертие. Трагическое несчастье величественно, ибо человек остается здесь господином обстоятельств, смертью утверждая свободу над ними. В ужасном человек - раб обстоятельств. Такое мироощущение, полное безнадежности и отчаяния, передает П. Брейгель в картине "Слепые": судьба человечества - цепочка слепых, идущих к пропасти.

Комическое - одна из основных категорий эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического отношения к ним с позиций эстетического идеала.

Природу комического легко понять, если обратиться к коллективному самодеятельному народному смеху - карнавальным играм. Это смех от радостной беспечности, избытка сил и свободы духа - в противовес гнетущим заботам и нужде предыдущих и предстоящих будней, повседневной серьезности, - и вместе с тем смех возрождающий.

По содержанию смех универсален и амбивалентен (сочетание хулы и хвалы, жизни и смерти) - это смех синкретический (нерасчлененный). В синкретическом смехе заложены многие виды комического, обособившиеся в ходе развития культуры. Это прежде всего ирония и юмор.

Эстетика

и практика

Человек активно познает и преобразует окружающую действительность. Его деятельность материальна и целенаправленна, она предметным образом изменяет мир и самого человека. Основой человеческой деятельности – практики – выступает труд. В самой сущности труда заложена основа эстетического творчества.

Труд можно подразделить на: собственно конкретный труд и его продукт; труд как свободное творчество.

Трудовая деятельность как свободное творчество человека является эстетической деятельностью, которая предстает в предметах и вещах как прекрасных явлениях. Однако не всякая затрата физических сил приводит к созданию прекрасного: эстетическое творчество неосуществимо до тех пор, пока производственная жизнь как главная сфера жизнедеятельности человека будет являться для него лишь средством для реализации главной потребности – сохранения физического существования.

Дизайн – это предметный мир, создаваемый человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функциональности. Это новый, промышленный вид эстетической деятельности, средство гуманизации орудий и продуктов производства, а также окружающей среды

Дизайн предполагает: 1) выдвижение новой хозяйственной проектировочной идеи; 2) разработку новой функциональной структуры; 3) рациональное воплощение этой идеи, выразительное стилистическое оформление этого предмета. При сочетании этих трех моментов перед нами полный дизайн, два последних – это модернизация, третий – стайлинг, стилизация, эстетическая обработка готовой продукции.

Дизайн – это продолжение художественной традиции и вкуса в сфере продукции индустрии, вещей обихода и утилитарного потребления. Дизайн – это эстетический и научно-технический уровень данного общества, воплощенный в товарах широкого потребления, в вещах быта и орудиях труда, в средствах транспорта и продуктах культуры.

Таким образом, эстетическое творчество – это особая форма практически духовного освоения действительности, осуществляемая с целью наслаждения творческой деятельностью и ее продуктами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!