Предмет: Рассказы по Истории Казахстана
Класс: 5
Тема урока: Движение Алаш. Казахская национальная интеллигенция
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «национальная интеллигенция» ее значение в истории Казахстана.
Задачи:
Образовательная: Сформировать исторические знания о роли национальной интеллигенции в создании казахского государства;.
Развивающая: Развить умения и навыки самостоятельной работы с получаемой информацией
Воспитательная: Воспитание в духе толерантности, уважения к культурному и историческому наследию нашего государства
Средства обучения: учебник, тетрадь, раздаточный материал, ПК(слайды)
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный (рассказ), наглядный (раздаточный материал)
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка посещаемости, психологический настрой рефлексия в начале урока «Солнышко».
II. Опрос домашнего задания.
«Ромашка вопросов»(Блума).За каждый правильный ответ звездочки
III. Объяснение нового материала. Как мы отметили в предыдущем параграфе, в составе СССР Казахстан считался независимым государством, на самом же деле вся жизнь республики регулировалась указаниями центра (Москвы). Период от 1917 г. по 1991 г. являлся сложным и противоречивым в истории нашего народа.
Как и в России, с февраля по октябрь 1917 г. в Казахстане существовали многочисленные политические течения и партии. Одной из них была партия «Алаш». Еще в то время эта партия мечтала о независимости государства, возрождении казахских традиций и культуры.
Деятели движения предвидели, что в составе страны Советов Казахстан не станет полностью суверенным. Поэтому казахские лидеры старались наладить контакт с временным правительством.
С 5 по 13 декабря 1917 г. в г.Оренбурге прошел 2-й Всеказахский съезд, на котором было объявлено о создании Алашардынского правительства. Лидером данного движения был Алихан Бокейханов, также в состав данного движения входили Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов и др. Правительство Алашорды имело свое издание газету «Казах».
С момента создания Алашорда испытывала давление со стороны Совеской власти. 1920 г. после окончания Гражданской войны Советское правительство распустило правительство Алашорды, а ее основатели быи подвергнуты гонениям.
Движение «Алаш» его деятельность, идеи, программы заложили фундаментальные основы становлению национальной государственности. Участники движения «Алаш» искренне верили, что свержение царя принесет казахскому народу долгожданную свободу. Но этого не произошло. Люди погибали за идею, но именно они пробудили в нас стремление к независимости. Счастье ее обретения выпало нашему поколению... Наказ «Алаша» для нас - сохранить свое историко-культурное единство. Наказ «Алаша» - беречь и укреплять согласие...». «Алаш» - это национальная идея, взрастившая народ. Эта идея ведет свое начало с правления Аблай-хана, когда он пытался объединить земли трех жузов под единым началом. Однако этого не произошло вследствие того, что младший жуз вошел в состав Российской империи. «Алаш» - это совершенно новая общественно политическая сила: казахская интеллигенция.
Несколько слов о том, что значит в переводе с казахского языка «алаш». Толковый словарь приводит несколько значений: так назывался самый первый древнейший союз казахских племен; боевой клич; многочисленная общность людей, народ, синоним слову «казахи».
Скоро наша страна отметит 100-летие движения “Алаш»
IV. Закрепление нового материала: по мимо партии Алаш, параллельно существовали так же: -мусульманское движение, партия «Уш-жуз», отделения российских партий(кадеты, эсеры, большевики), молодежные организации
соотнесите даты и события
Рефлексия. «Корабль»
V. Домашнее задание: §24 ст. 109-112, тесты, таблица, рабочая тетрадь.
Правила поведения в паре или группе
Говорите тихо, вполголоса, чтобы вас слышали только члены вашей группы, пары.
Не мешайте другим парам, группам.
Говорите кратко и только по делу.
Выслушайте своего товарища, прислушайтесь до мнения собеседника.
Примерное ролевое распределение в группе:
Организатор (лидер) – организует работу группы.
Секретарь – оформляет решение группы.
Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
Спикер – представляет результаты работы группы.
Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».
1.Соотнеси события
1.1917 г. 1.2-ой Всеказахский съезд
2.5.02-13.02 1917 г. 2.Существование политических течений в Казахстане
3.Лидер партии Алаш 3.Ахмет Байтурсыно
4.Редактор газеты «Казах» 4.Мыржакып Дулатов
5.1885 г 5.Алихан Бокейханов
2.Закончи предложение.
Главой Алашорды был…Алихан Бокейханов
Преподавал в русско-казахских школах Актюбинска, Костаная, Каркаралы…Ахмет Байтурсынов
В 1920 г. после окончания Гражданской войны…роспуск Алашорды, гонение
Редактор газеты «Казах»… Ахмет Байтурсынов
Известный казахский поэт, писатель, педагог, общественный деятель…Мыржакып Дулатов
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/18/s_58f61acd090f6/613728_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/18/s_58f61acd090f6/613728_2.jpeg)