СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные планы по этике в предшколе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этика Тема: Я иду в гости к другу. Цели: соотнести представления о праздничном дне и праздничных словах; ввести в речевой обиход выражения поздравления и пожелания.

Просмотр содержимого документа
«Поурочные планы по этике в предшколе»

Занятие №10. 14.11.14

Этика


Тема: Я иду в гости к другу.

Цели: соотнести представления о праздничном дне и праздничных словах; ввести в речевой обиход выражения поздравления и пожелания.


Ход занятия.

1.Орг.момент.

2.Беседа. Вопросы.

- Можно ли приходить в дом без приглашения?

-Как принять нежданного гостя?

-Вас пригласили на день рождения к другу. О чем надо подумать и что сделать, чтобы подготовиться к этому празднику?

-Почему важно, чтобы гость готовился к празднику?

-Что можно делать в гостях?

-Каких гостей не любят? Можно ли в гостях ссориться, драться, кричать, капризничать, обижать других ребят?

-Надо ли в гостях благодарить хозяев? За что гости благодарят хозяев дома?

-Катюша тщательно собиралась к подруге на день рождения. Она выучила стихотворение, чтобы рассказать его ребятам, выбрала вместе с мамой в магазине красочную книжку в подарок, надела красивое платье и новые туфли, но забыла взять с собой… Что Катя забыла?

3.Чтение текста «Поздравляю с днем рождения»!

- Дети, - сказал папа, - у вашего дяди день рождения. Давайте его поздравим.

- Я знаю, как нужно поздравлять, - закричал Федя. – Я подойду к дяде Коле, отдам честь и скажу:

- Села муха на варенье,

Поздравляю с днем рождения!

- Нет, Федя, совсем не так. Я думаю, что дяде Коле нужно купить подарок, - предложила Нюша.

- Знаете что, дети? А сделайте-ка вы подарки своими руками и придумайте, что пожелать дяде Коле в день его рождения. Мама испечет пирог, а я куплю удочку. Договорились?

Нюша и Федя принялись за работу. Нюша нарисовала лодку. В лодке сидел дядя Коля и удил рыбу. Федя слепил из пластилина ведерко и большую щуку – не простую, а “говорящую“. Потом Федя и Нюша сочинили стихи ко дню рождения дяди. Вот что у них получилось:

Дядя Коля! Все ваши желания

Выполнит щука с большим старанием.

Мы вам желаем удач и добра,

Будьте здоровы. Салют и ура!

Мы обещаем всегда вас слушать –

Ваши племянники Федя и Нюша.

Мама и папа похвалили детей. Когда в комнату вошел дядя Коля, стол был накрыт. Все стали поздравлять именинника.

Бабушка: Поздравляю тебя, дорогой сыночек, с днем рождения! Дарю тебе свитер. Я сама его связала.

Дедушка (протягивает альбом с видами старинного Екатеринбурга): Разреши и мне от души поздравить тебя. Вот мой скромный подарок.

Папа (пожимает руку брату и дарит ему набор инструментов и удочку): Имениннику сердечные поздравления. А это тебе от меня на память.

Мама: От всего сердца поздравляю с днем рождения! Позволь преподнести тебе этот пирог.

Нюша: И нам хочется поздравить дядю Колю.

Нюша и Федя протягивают подарки и хором читают свое поздравление в стихах.

Дядя Коля обнимает племянников: Что за молодцы! Удивительные дети!

В это время раздается звонок. Это принесли поздравительную телеграмму: «Уважаемый Николай Ильич! Примите самые теплые пожелания в день Вашего рождения! Желаем здоровья, радостей, успехов. Ваши коллеги“.

Дядя Коля сказал:

- Сегодня у меня радостный день. Я никогда его не забуду. Благодарю всех за теплые поздравления и подарки. Спасибо вам большое!

4. Беседа.

- Вам понравилось поздравление Феди и Нюши?

- Чем оно вам понравилось?

-Очень важно подарить имениннику то, что доставит ему удовольствие. Подарки можно сделать своими руками. Николай Ильич любит рыбалку, поэтому Федя и Нюша дарят ему лодку и щуку. Ничего, что лодку нарисовали, а щуку слепили из пластилина. Дядя Коля рад. Он чувствует, что дети старались сделать ему приятное. “Говорящая“ щука пришла из сказки. Наверное, племянники хотят, чтобы она выполнила три желания именинника. День рождения – веселый праздник. Чтобы всем было весело, нужно постараться: придумать стихи, нарисовать плакаты, разучить песенку или танец.

Однако одного подарка для поздравления мало: важно еще знать слова, с которыми принято обращаться к имениннику. (Вручение подарка обычно сопровождается поздравлением и пожеланиями здоровья, радостей, успехов.)

- Вспомните, какими словами поздравляли дядю Колю его племянники, дедушка, бабушка. Какие слова еще можно было бы произнести? Как вы поздравляете маму, папу, бабушку?

- А как поздравили Николая Ильича его сослуживцы? (Поздравления бывают официальные.) Вспомните, что было написано в телеграмме.

5. Игровые ситуации.

Давайте поиграем в “день рождения“. Пусть Дима будет именинником, а мы будем его поздравлять и дарить подарки. Для этого каждый выберет игрушку.

Подумайте, что вы скажете Диме, вручая игрушку. Постарайтесь, чтобы ваши слова не повторялись. Ведь поздравления и пожелания могут звучать по-разному. А ты, Дима, должен каждого поблагодарить и несколько слов сказать о каждом подарке, похвалив его. Можно сказать что-нибудь забавное. Ведь на дне рождения должно быть весело.

6.Итог занятия.









































Занятие №11. 21.11.14

Этика


Тема: Правила знакомства и представления.

Цель: изучение правил речевого поведения во время знакомства; отработка речевых формул знакомства по ролям.


Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Чтение.

Прозвенел звонок. В класс вошла Елена Николаевна. Но кто это рядом с ней? Незнакомый человек с плоским фанерным чемоданчиком.

- Ребята, позвольте вам представить Юрия Ивановича Горелова.

- Здравствуйте, друзья. Рад с вами познакомиться. Я художник. Хотел бы вести у вас кружок рисования. Кто хочет записаться в кружок?

Федя соскочил со своего места.

- Дяденька, запишите меня в кружок!

- Меня зовут Юрий Иванович. Буду рад познакомиться с тобой. Представься, пожалуйста.

- Извините… Меня зовут Федя . Фамилия моя Муратов.

- Очень приятно. Ты любишь рисовать?

- Да. Мне нравится рисовать фломастерами. А вот красками я не умею. - Ничего, научишься. Кто еще хочет записаться в кружок?

3.Беседа.

–Скажите, что значит познакомиться с человеком? Что нужно сказать при этом?

+ Знакомясь, люди называют друг другу свое имя.

- А почему они делают это?

+ Чтобы знать, как обращаться друг к другу.

- Можно ли школьнику обращаться к взрослому человеку с помощью слова «дяденька»?

+ Конечно, нет. Нужно обращаться по имени и отчеству. Этого требуют правила нашего русского этикета.

- Например, англичане, немцы, французы называют даже пожилых людей только по имени или фамилии, добавляя специальное вежливое слово: мистер Смит, сэр Томас, месье Ширак, мадам Ширак, мадмуазель Жизель.

Такие вежливые слова – добавки были когда-то приняты в России. После революции их забыли. В наши дни эти слова постепенно возвращаются: господин Анненков, сударыня, барышня, господа.

4. Этикетные задачи:

  • Обратиться к своему соседу (соседке) по парте так, как обращались друг к другу в старину.

  • Представьте себе, что встретили на улице Данила бабушку. Обратитесь к ней вежливо с вопросом. Узнайте, поедет ли сегодня Миша в бассейн?

– Почему при знакомстве люди говорят друг другу «Очень рад» или «Очень приятно» и при этом улыбаются?

- Да, они показывают, что им приятно познакомиться с человеком, и так проявляют свою вежливость.

Вы поняли, что есть правила культуры речи при знакомстве.

5.Речевые формулы знакомства.

  • Как Вас (тебя) зовут?

  • Как Ваше (твое) имя?

  • Как Ваша (твоя) фамилия?

  • Как Ваше имя – отчество?

  • Я хочу с Вами познакомиться.

  • Мне хочется с Вами познакомиться.

  • Будем знакомы!

  • Мне очень приятно с Вами познакомиться.

  • Я рад с Вами познакомиться!

6. Давайте поиграем в знакомство.

●Представь, что ты не знаком со своей соседкой, что она только сегодня появилась в классе. Познакомься с ней.

●Представь себе, что ты пришла в гости к своей однокласснице. Дома у нее бабушка и дедушка. Что ты скажешь им?

●К тебе в гости пришел твой друг. Как ты познакомишь с ним свою маму?

●Ты идешь по улице с бабушкой, навстречу вам иду я. Как ты представишь меня бабушке?

7.Итог занятия.























Занятие №13. 05.12.14

Этика


Тема: Как вести себя во время разговора.

Задачи:

Повторить и закрепить знания детей об этикете.

Учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях.

Воспитывать культуру общения и культуру поведения.

Вспомнить правила поведения в школе.


Ход занятия.

1.Орг.момент.

- Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

_ Здравствуйте, -

Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

2.Вводная беседа.

-Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

Приветствие – это одно из самых важных правил этикета.

А что же такое «Этикет» и откуда он пошёл ?

Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

В русском языке есть слово «Вежливость». Вежливым называют человека знающего правила поведения и главное – выполняющего эти правила.

Этикет – это французское слово.

На одном из пышных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.

На французском языке карточка называется «этикетка» - отсюда и пошло слово «Этикет». Со временем правила поведения изменились, но многие неизменны с глубокой древности.


-Мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Давайте соберём эти правила в один цветок. (В транспорте, дома, в гостях, в театре, на улице, в поликлинике, в музее, в школе, на природе, в магазине).


3.Чтение стихотворений.

Зайчик мамы не дождался

И домой засобирался:

- Мне совсем недалеко,

Добегу один легко!

Тётя утка не пускает,

Зайцу строго объясняет:

- Никогда, прошу, друг мой,

Не ходи один домой!


Лучше маму подожди,

Только с мамой уходи!



Вот и вечер на подходе.

За зверюшками приходят

Мамы, папы, дяди, тёти,

Вы сейчас домой пойдёте.

Воспитатель должен знать:

Вас пришли уже забрать?

Сообщили? Хорошо.

До свиданья! День прошёл.


Случай такой был у нас, говорят:

Волк за Козлёнком пришёл в детский сад.

Козлика вызвал, сказал: - Не грусти,

Мама просила тебя привести.

Ну не задерживай, Козлик, пойдём

К братьям козлятам

В ваш маленький дом.

Но не случилась большая беда,

Козлик ему не поверил тогда.

Взрослых позвал на подмогу скорей,

Сразу сбежал из детсада злодей!

Нельзя уходить из детсада с чужими!

Лишь со знакомыми, лишь со своими!


4.Музыкальная пауза.


5.Беседа.

-У каждого из вас есть друзья с которыми вы дружите. А у дружбы тоже есть правила, которые надо знать и выполнять.


Я буду называть вам ситуации, а вы молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым.

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.


-Вы справились с заданием. И поэтому я думаю что вы умеете дружить.

-Мы поговорили о многих правилах этикета. А сейчас давайте вспомним, как приветствуют друг друга в разных странах мира.

Китаец в прежние времена, встречая друг друга, пожимал руку себе самому.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щёку.

Поляк при встрече обязательно поцелует руку даме.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Самоанцы обнюхивают друг друга.

Японец, здороваясь, соединит ладони рук и поклонится.

Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

В старину великосветские дамы приседали в глубоком реверансе – это знак смирения.

Мушкетёры при встрече помахивали шляпами

Военные поднимают руку к головному убору.


-Приветствовать друг друга можно по разному, но что самое главное в приветствии ? – улыбка. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Она создаёт в доме счастье, порождает атмосферу доброжелательности. Улыбайтесь друг другу чаще!


6.Итог занятия.

-Сегодня мы узнали много интересного.

Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми, культурными и воспитанными.

Воспитанный человек умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит своё слово.

Всему этому нужно учиться каждый день, и тогда ваши родители и мы будем вами гордиться.












Занятие №14. 12.12.14

Этика


Тема: Поведение за столом.

Цель:

  • Добиться уяснения учащимися правил поведения за столом.

Задачи:

  • Проработать правила хорошего тона за столом;

  • Познакомить с правилами пользования столовыми приборами;

  • Учить применять полученные знания на практике.



ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Введение в тему занятия

- Послушайте сточки из одного литературного произведения, и догадайтесь о ком идёт речь.


...Он (Буратино) сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пи­рожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго...











- Кто из литературных героев, так вёл себя за столом?

- Правильно, Буратино.


На доске плакат из мультфильма,

где Буратино пьёт чай за столом у Мальвины.

- Какие замечания сделала Мальвина Буратино?

(Ответы де­тей.)

(Ответ: 1) вымыть руки; 2) вытащить из-под себя ногу и опус­тить ее под стол; 3) не есть руками, для этого есть ложки и вилки.)


- Кто ещё из литературных героев не умел вести себя правильно за столом?

(ответы детей)

Вини-Пух, Карлсон

- А вы умеете?


II. Формулирование правил поведения за столом.

- Давайте проверим. Я кидаю мяч и начинаю фразу, а тот кто поймает мяч её заканчивает. Понятно?





(учитель кидает мяч и начинает правило)

  1. Первыми за стол садятся … (девочки, а если вы в гостях, то -хозяин дома.)

  2. Когда я ем, я … (глух и нем. Сначала прожуйте, а потом гово­рите)

  3. Шумно есть и пить … ( не полагается)

  4. Если пища горячая … (дожди­тесь, когда остынет. дуть на пищу не принято, брызги могут попасть на соседа.)

5) Хлеб из общей хлебницы бери … (руками, и по одному кусочку. «Хлеба

к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, его береги».

6) Локти на стол … (не клади, только кисти рук)

7) Прожевывай пищу обязательно … ( с закрытыми губами - ни быстро, ни медленно, не чавкай и не разговаривай с полным ртом)

8) На тарелку клади ровно столько … ( сколько съешь)
















III. Правила пользования столовыми приборами.

- Ребята, какие столовые приборы вы знаете?

(ответы учащихся)

- Верно, но оказывается есть несколько видов этих столовых приборов, и надо знать каким прибором, какое блюдо нужно есть.

- Посмотрите на доску, там есть:












- Вам надо разложить карточки под нужным прибором.

Это ешь вилкой: котлеты, гуляш, бефстроганов, салаты, паштеты, омлеты, рис, пельмени, овощные гарниры, картофель.
Это ешь с помощью ножа и вилки: жаркое, отбивные котлеты, макароны, птицу.

Это ешь ложкой: каши, творог, суп, пюре.

Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочки и кладут в рот.

Торт, пирожное не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой.















IV. Компьютерная презентация.

- А теперь проверим верно ли вы сделали. Для этого я хочу показать вам компьютерную презентацию на тему «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ»


(просмотр презентации)




V. Чтение мини-стихов о правилах поведения за столом.

ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ


Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.

Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.

Рукой можно брать пирог,
Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.


VI. Обобщение.

-Зачем нам нужны правила поведения за столом?

(Ответы детей.)


- Очень хотелось, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть все увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого хочет­ся пригласить еще раз.






ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.

Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.

Рукой можно брать пирог,
Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!