СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повесть А.С.Пушкина "Станционный смотритель":драматизм судьбы героини.Столкновение в ее сознании любви и дочернего долга.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №2 из цикла уроков (1-3) по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Просмотр содержимого документа
«Повесть А.С.Пушкина "Станционный смотритель":драматизм судьбы героини.Столкновение в ее сознании любви и дочернего долга.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская средняя школа №4»

















Уроки русской литературы в 7 классе:

Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»:

история создания ,начало работы над повестью.

















Учитель русского языка и литературы

Н.И. Кравченко







2019 год



Тема: А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: история создания, начало работы над повестью.

Цели урока: познакомить учащихся с историей создания цикла «Повести Белкина»; продолжить формирование навыков работы с учебником; начать анализ «Станционного смотрителя»; учить семиклассников вдумчивому чтению художественного текста; развивать внимание; воспитывать вкус к слову.

Оборудование: иллюстративный материал (репродукции или слайды) Г. Доре «Блудный сын» и «Ослепление Самсона».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Комментарий для учителя. Схема, над которой ученики работали дома, несложна для воспроизведения:

Роды литературы

эпос лирика драма (Тематические группы:

- пейзажная

- философская

- любовная

- вольнолюбивая)

Можно предложить семиклассникам отнести к определенной тематической группе (какой?) уже знакомые лирические произведения: например, «Утес» М. Лермонтова, «Чародейкою зимою…» Ф. Тютчева, «Зимнее утро» А. Пушкина.

II. Постановка целей и задач урока.

III. Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

Осень 1830 года Пушкин провел в селе Болдино – это было за год до свадьбы с Н.Н. Гончаровой, и время, проведенное там, оказалось очень плодотворным. Именно в этот период «болдинской осени» и был создан цикл «Повести Белкина»

2. Обращение к учебнику.

Задание: познакомится с информацией об истории создания цикла и ответить на вопросы учителя (с использованием приема «Верю – не верю»).

- Верите ли вы, что в состав «Повестей Белкина» входят 6 произведений?

- Верите ли вы, что И.П. Белкин – воображаемый автор?

- Верите ли вы, что цикл был написан в Михайловском?

- Верите ли вы, что «Станционный смотритель» является произведением эпическим?

- Верите ли вы, что в «Повестях Белкина» Пушкин ставил перед читателями этические проблемы?

И т.д. (5-6 вопросов).

3. Чтение описания последнего приезда автора на станцию***.

Комментарий для учителя. Начинаем разговор о повести… с конца. Ощущение серого холодного дня, чужие люди, живущие в домике смотрителя, посещение старого сельского кладбища – все это даст возможность настроится на соответствующую волну.

4. Беседа с классом.

Учитель. Что же предшествует этому событию – приезду дочери к отцу, с которым, увы, встретится она не смогла?..

1) С какими чувствами повествует рассказчик о первой встрече с Дуней и смотрителем в 1816 году? (Сочувствием и симпатией)

2) Какую роль играет изображенный в начале и в конце повести пейзаж? (Начало и конец произведения обрамлены выразительной смешной пейзажей, гармонически соответствующих развертыванию сюжета в качестве своеобразного аккомпанемента: в первый раз рассказчик приезжает на станцию живительным весенним днем. По дороге его застигает майский ливень. Последний приезд происходит осенью, на закате. Этот осенний пейзаж создает особую атмосферу, соответствующую содержанию приезда: умирание природы - сообщение о смерти смотрителя. Еще сильнее эта атмосфера нагнетается описанием кладбища, на котором находится могила Самсона Вырина)

3) Что видит рассказчик во второй свой приезд?

4) Почему смотритель не сразу рассказал о судьбе Дуни?

5) По своей ли воле уехала Дуня с Минским и как это произошло? Было ли это бегством с ее стороны?

6) Какие детали свидетельствуют, что гусар был здоров, а только притворялся? (Хороший аппетит).

4. Работа с иллюстративным материалом.

1) Слово учителя. В комнате Самсона Вырина находилась серия картинок, как пишет Пушкин, на тему известной вам библейской притчи о блудном сыне. Зачем автор помещает их в жилище своего героя? (Они как бы предвещают судьбу Дуни. Кроме того, они определяют духовный кругозор смотрителя и его представления об отношениях между родителями и детьми). Я хочу обратить ваше внимание еще на одну библейскую историю – историю о Самсоне (кстати, пушкинского героя зовут именно так)…

2) Краткое сообщение (2-3 мин.) заранее подготовленного ученика о том, как библейскому герою выкололи глаза.

Учитель. Не этот ли библейский сюжет получает свою новую трактовку в повести Пушкина? Почему Самсон Вырин не разгадал коварный замысел гусара? (Он оказался “слеп”!)

3) Наблюдение за текстом (преимущественно начала повести).

Задание: подчеркнуть карандашом слова, связанные с понятием «зрение» (например, с корнями видеть, глаза, смотреть и под.). Прокомментировать эпизоды, с ними связанные.

Комментарий для учителя. «Бедный смотритель не понимал, каким образом он мог позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление и что было тогда с его разумом», - пишет Пушкин. Здесь в наличии даже каламбур: тот, кто смотрит, - СМОТРИТЕЛЬ – ослеп. Он так и не смог прозреть, рас-СМОТР-еть сути дела. Тема глаз развивается и ранее: «Маленькая кокетка со второго взГЛЯДа заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые ГЛАЗа». Потупила глаза – как бы ослепила себя, лишила зрения.

Вырин рассказывает Дуне: «Господа приезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле, только чтоб на неё подолее поГЛЯДеть… А я-то, старый дурак, не наГЛЯЖУсь, бывало, не нарадуюсь…». Сталкиваются «будто бы» и «в самом деле»: то, что утверждается, когда люди притворяются, делают ВИД, создают ВИДимость, и то, что происходит вправду. (К учащимся: А можно ли сказать, что смотритель и его дочь тоже в чем-то живут двойной жизнью? В чем?).

Вырин бедствовал, но праведником не был: что ни день высылал дочь к приезжающим – чтобы умиротворять их, ублажать. Дуня вовсе не виновное дитя: «В сенях я остановился и у ней попросил позволения ее поцеловать. Дуня согласилась…». Грех нашел место в доме смотрителя и его дочери, ослепив их. В эпизоде с Минским смотритель делает то же, что делал всегда, он как бы угощает гостя дочерью… Гусар прощается «со смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение…» Он предлагает довезти Дуню до церкви на краю деревни. (К учащимся: Что при этом говорит ей отец?). И Дуня исчезает; Смотритель проСМОТРел похищение так же, как 2 дня назад не расСМОТРел притворства гостя, якобы заболевшего; «нашло на него ослепление».

IV. Подведение итогов урока.

М. Домашнее задание.

Ответить устно на вопросы учебника – для всех; для учащихся с достаточно высоким уровнем компетенции еще выделить картины (сколько их?) прихода Вырина к Минскому.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!