Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса «Повседневная жизнь греков».
План-конспект урока «Повседневная жизнь греков»:
Образовательная: познакомить учащихся с повседневной жизнью греков: устройством греческого дома, одеждой древних греков, их трапезой, распорядком дня афинского гражданина и жизнью женщины; сформировать, представление об образе жизни древних греков, познакомить учащихся с новыми терминами: герма, гинекея, андрон, тронос, клисмосы, хитон, гиматий, туника, хламида.
Развивающая: формирование исторического мышления, умения работать с дополнительной литературой, документами, рисунками и схемами, развитие умений работы в группе, формирование познавательного интереса.
Ребята, давайте проверим наши знания по предыдущему уроку «Как учили детей в Древней Греции». Я предлагаю вам кроссворды. Каждой группе по одному кроссворду. В них заключены ключевые слова. Что это за понятия вы должны отгадать, разгадывая кроссворды.
Учащиеся получают три слова:
андрон
туника
симпосий
(Учитель прикрепляет карточки с этими словами на магнитную доску)
Что такое андрон?
Что такое туника?
Отвечает 2 группа.
Что такое симпосий?
Отвечает третья группа.
Скажите, что объединяет эти слова.
Итак, мы определили с вами тему нашего урока:
«Повседневная жизнь греков».
Запишем в тетрадях тему, дату.
III. Над этой темой работали три группы, задания свои получили заранее.
Я предоставляю слово первой группе.
Ученик 1: Мы работали над темой «Жилище древних греков».
Перед нами стояла цель – выяснить устройство жилища древних греков, и какой использовался материал для строительства.
Информацию мы нашли в нашем учебнике:
«История древнего мира» Уколовой В.И.,
Греция: Храмы, надгробия и сокровища/пер. с англ. Н.Белова. – М.: ТЕРРА, 1997 (энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»).
http//bactilia.ru/hellas/costumes/
Энциклопедия по истории.
Весь материал собранный нами мы представили в виде папки, слайдов.
Сейчас мы вам расскажем о жилище древних греков.
Включают слайды (приложение 1).
Ученик 2. Рассказывает об устройстве жилища, о материалах из которых греки строили свое жилье.
Ученик 3. рассказывает о гинекее, об андроне, о кухне и ванной комнате, о богине Гестии.
Ученик 3. рассказывает о мебели, об освещении комнат, об алтаре, колодце. Папку отдают учителю.
Выступление второй группы
Ученик 1: мы работали над темой «Одежда и украшения греков».
Наша цель была выяснить во что и как одевались древние греки, какие они носили прически, головные уборы и ювелирные украшения.
Для этого мы изучили и использовали следующие источники: наш учебник по истории, энциклопедию «Исчезнувшие цивилизации», Интернет.
Свою работу мы оформили в виде папки, слайдов, плаката, сшили, гиматон.
Ученик 3: рассказывает о мужской одежде.
Ученик 4: рассказывает о прическах.
Ученик 5: рассказывает о головных уборах и ювелирных украшениях.
Затем девочки демонстрируют хитон и гиматон, которые они сами сшили.
Отчет группы завершается показом слайдов (приложение №2). Папку, дискету, плакат сдают учителю.
Выступление третьей группы.
Мы работали над темой «трапеза древних греков»
Ученица 1 наша цель была выяснить трапезы древних греков, т. е какие блюда они готовили, что ели на завтрак, на обед, какие продукты питания они употребляли. Для этого мы использовали наш учебник истории, энциклопедию «исчезнувшие цивилизации»
Свою работу мы оформили в виде папки, сценария игры «Накрой стол греку и башкиру».
Ученица 2: рассказывает о первом завтраке, об основной пище бедняков, об обеде среднего афинянина.
Ученица 3: О симпосии – торжественном обеде.
Ученица 4: предлагает игру «Накрой стол греку и башкиру», Играет весь класс. На магнитной доске рисуются контуры двух столов. Ведущий называет продукты или блюда. Ученик прикрепляет к тому или иному столу карточки с названиями (кумыс, конская колбаса, вино, бешбармак, оливки, каша из бобов, козий сыр, виноград, инжир). Ответ. Стол грека: вино, оливки, каша из бобов, козий сыр, виноград, инжир. Стол башкира: кумыс, конская колбаса, бешбармак. Группа сдает папку учителю.
Ребята, сегодня к нам на урок пришел афинянин. Давайте попросим его рассказать, как у него прошел день.
Выступление ученика одетого в хитон с сочинением на тему «День афинского гражданина». (Его выступление происходит на фоне агоры (приложение 3).
«Я встал на рассвете и позавтракал кусочком хлеба, намоченном в вине. Затем отправился на главную городскую площадь – агору. Это наш центр торговли. Крестьяне сюда привезли бобы, горох, лук, чеснок, оливы, инжир, виноград, фрукты, яйца, виноград, светильник и направился в другую часть агоры, где находятся все главные здания города – суд, архив. Повсюду здесь стоят статуи богов, атлетов, знаменитых людей. Прочитал тексты законов, которые мы будим обсуждать на ближайшем заседании народного собрания. На агоре я встретился с друзьями, узнал от них последние новости, поговорил о делах. Затем я пошел домой, где меня ждала жена и маленькая дочь к завтраку. На вечер я был приглашен в гости. Там нас угощали рыбой и мясом. В конце трапезы подали сладкие пирожки, миндаль и фрукты. Пили разбавленное вино. Мы очень весело провели время– рассказывали веселые истории, загадывали загадки. Нас развлекали музыканты, танцоры, акробаты. Так я провел вчера свой день».
Давайте скажем нашему гостю спасибо и покажем ему свои знания, полученные за сегодняшний урок. Я показываю карточку с понятиями, а вы даете определение.
герма
– статуя бога, которая отгоняла зло
гинекея
– женская часть дома
андрон
– комната мужчин, где они ели и встречались с друзьями.
тронос
–кресло с высокой спинкой
хитон
– основное женское платье
гиматий
– прямоугольная накидка
симпосий
торжественный обед
Молодцы ребята!
Рефлексия: Ребята, оцените свою работу. Вам понравился урок?
Я вам всем ставлю оценку «отлично».
Д.З. §42, вопросы, рисунки, сочинение на тему «Один день афинянки».
4