СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и обобщение материала по теме «Агрегатные состояния вещества»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок по теме "Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества". ("Снегурочка или Физика вокруг нас") В ходе урока учащиеся в игровой форме повторяют пройденныё материал, решают задачи, выполняют тест

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение материала по теме «Агрегатные состояния вещества»»

В каждую клетку поставьте по букве так, чтобы слова по горизонтали означали: 1. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.  2. Физическая величина, измеряемая в джоулях.  3. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.  4. Переход молекул из пара в жидкость.  5. Распространённая в природе разновидность воды в твёрдом состоянии.  6. Переход молекул из жидкости в пар.  7. Процесс, сопровождающийся быстрым образованием и ростом пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости наружу.  8. Лёд в расплавленном состоянии.  9. Топливо, получаемое из нефти, кипящее при невысокой температуре. А П 1 Е И Н Е Л В Л Г И Я Р Е Н Э 2 3 Д Е В А Н И Е Р Е В Т О С Е Н Н 4 А Ц И Я К О Д С Н Е 5 Г Е Н И Е И Р С П 6 А С О С Т О Я Н И Е Е 7 К И П Н Е И В Д О А 8 И Н З Н Е 9 Б

В каждую клетку поставьте по букве так, чтобы слова по горизонтали означали:

  • 1. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.
  • 2. Физическая величина, измеряемая в джоулях.
  • 3. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.
  • 4. Переход молекул из пара в жидкость.
  • 5. Распространённая в природе разновидность воды в твёрдом состоянии.
  • 6. Переход молекул из жидкости в пар.
  • 7. Процесс, сопровождающийся быстрым образованием и ростом пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости наружу.
  • 8. Лёд в расплавленном состоянии.
  • 9. Топливо, получаемое из нефти, кипящее при невысокой температуре.

А

П

1

Е

И

Н

Е

Л

В

Л

Г

И

Я

Р

Е

Н

Э

2

3

Д

Е

В

А

Н

И

Е

Р

Е

В

Т

О

С

Е

Н

Н

4

А

Ц

И

Я

К

О

Д

С

Н

Е

5

Г

Е

Н

И

Е

И

Р

С

П

6

А

С

О

С

Т

О

Я

Н

И

Е

Е

7

К

И

П

Н

Е

И

В

Д

О

А

8

И

Н

З

Н

Е

9

Б

Изменение агрегатных состояний вещества (фазовые переходы)

Изменение агрегатных состояний вещества (фазовые переходы)

Физический процесс Нагревание Объяснение с молекулярной точки зрения Охлаждение Скорость движения молекул увеличивается Объяснение с энергетической точки зрения Формула для расчёта количества теплоты Плавление Энергия поглощается Скорость движения молекул уменьшается Физические постоянные Q = c m (t 2 – t 1 ) Энергия выделяется Кристаллизация Разрушается кристаллическая решётка твёрдого тела Восстанавливается кристаллическая решётка твёрдого тела Энергия поглощается Q = - c m (t 2 – t 1 ) C – удельная теплоёмкость вещества, [С] = 1 Дж/(кг о С) Парообразование C – удельная теплоёмкость вещества, [С] = 1 Дж/(кг о С) Q = λ m , Энергия выделяется Конденсация Разрываются связи между молекулами жидкости, λ – удельная теплота плавления, [λ] = 1 Дж / кг Q = - λ m Энергия поглощается Возвращение молекул пара в жидкость λ – удельная теплота плавления, [λ] = 1 Дж / кг Q = L m Энергия выделяется L – удельная теплота парообразования, [ L ] = 1 Дж / кг Q = - L m L – удельная теплота парообразования, [ L ] = 1 Дж / кг

Физический процесс

Нагревание

Объяснение с молекулярной точки зрения

Охлаждение

Скорость движения молекул увеличивается

Объяснение с энергетической точки зрения

Формула для расчёта количества теплоты

Плавление

Энергия поглощается

Скорость движения молекул уменьшается

Физические постоянные

Q = c m (t 2 – t 1 )

Энергия выделяется

Кристаллизация

Разрушается кристаллическая решётка твёрдого тела

Восстанавливается кристаллическая решётка твёрдого тела

Энергия поглощается

Q = - c m (t 2 – t 1 )

C – удельная теплоёмкость вещества,

[С] = 1 Дж/(кг о С)

Парообразование

C – удельная теплоёмкость вещества,

[С] = 1 Дж/(кг о С)

Q = λ m ,

Энергия выделяется

Конденсация

Разрываются связи между молекулами жидкости,

λ – удельная теплота плавления,

[λ] = 1 Дж / кг

Q = - λ m

Энергия поглощается

Возвращение молекул пара в жидкость

λ – удельная теплота плавления,

[λ] = 1 Дж / кг

Q = L m

Энергия выделяется

L – удельная теплота парообразования,

[ L ] = 1 Дж / кг

Q = - L m

L – удельная теплота парообразования,

[ L ] = 1 Дж / кг

  .   Найдите физическую ошибку Она жила и по стеклу текла, Но вдруг её морозом оковало, И неподвижной льдинкой капля стала, А в мире поубавилось тепла…

. Найдите физическую ошибку

  • Она жила и по стеклу текла,
  • Но вдруг её морозом оковало,
  • И неподвижной льдинкой капля стала,
  • А в мире поубавилось тепла…
Чему равна температура плавления данного вещества? Назовите это вещество. На сколько изменилась температура Снегурочки при нагревании до температуры плавления?

Чему равна температура плавления данного вещества?

Назовите это вещество.

На сколько изменилась температура Снегурочки при нагревании до температуры плавления?

Почему Снегурочка не смогла растаять мгновенно (т.е. количество теплоты при плавлении оставалось постоянным)? Какое количество теплоты потребуется для плавления ледяной Снегурочки указанной массы?

Почему Снегурочка не смогла растаять мгновенно (т.е. количество теплоты при плавлении оставалось постоянным)?

Какое количество теплоты потребуется для плавления ледяной Снегурочки указанной массы?

По графику определите температуру кипения жидкости. Одинакова ли температура кипения у различных жидкостей?

По графику определите температуру кипения жидкости.

Одинакова ли температура кипения у различных жидкостей?

Скорость испарения зависит: От температуры жидкости От рода жидкости От площади свободной поверхности От наличия ветра  Ответьте на вопросы: 1.Зачем переливают горячий чай из чашки в блюдце? 2.Для чего дуют на горячий суп? 3.Почему овощи лучше сохраняются в холодильнике в полиэтиленовом пакете? 4. Почему запах одеколона или духов распространяется довольно быстро?

Скорость испарения зависит:

От температуры жидкости

От рода жидкости

От площади свободной поверхности

От наличия ветра

Ответьте на вопросы:

1.Зачем переливают горячий чай из чашки в блюдце?

2.Для чего дуют на горячий суп?

3.Почему овощи лучше сохраняются в холодильнике в полиэтиленовом пакете?

4. Почему запах одеколона или духов распространяется довольно быстро?

t °C График  плавления и отвердевания D 40 20 Лёд + вода Вода Лёд + вода F E B C 0 25 30 45 5 10 50 15 20 40 35 t ,мин K Лёд Лёд -20 A Выполните задания. Выполните задания. Какое количество теплоты получила Снегурочка массой 10 кг : 1. при нагревании до температуры плавления (с = 2100 Дж/кг °С)? 2. при плавлении ( λ = 3,4 · 10 5 Дж/кг)? 3. при нагревании до температуры кипения (с = 4200 Дж/кг °С)? 4. Сколько теплоты было затрачено на весь процесс?

t °C

График плавления и отвердевания

D

40

20

Лёд + вода

Вода

Лёд + вода

F

E

B

C

0

25

30

45

5

10

50

15

20

40

35

t ,мин

K

Лёд

Лёд

-20

A

  • Выполните задания.
  • Выполните задания.
  • Какое количество теплоты получила Снегурочка массой 10 кг :
  • 1. при нагревании до температуры плавления (с = 2100 Дж/кг °С)?
  • 2. при плавлении ( λ = 3,4 · 10 5 Дж/кг)?
  • 3. при нагревании до температуры кипения (с = 4200 Дж/кг °С)?
  • 4. Сколько теплоты было затрачено на весь процесс?
Какое количество теплоты получила Снегурочка массой  10 кг при нагревании до температуры плавления  (с = 2100 Дж/кг °С)?

Какое количество теплоты получила Снегурочка массой 10 кг при нагревании до температуры плавления (с = 2100 Дж/кг °С)?

Какое количество теплоты получила Снегурочка массой  10 кг при плавлении ( λ = 3,4 · 10 5 Дж/кг)?

Какое количество теплоты получила Снегурочка массой 10 кг при плавлении ( λ = 3,4 · 10 5 Дж/кг)?

Какое количество теплоты получила Снегурочка массой  10 кг при нагревании до температуры кипения  (с = 4200 Дж/кг °С)?

Какое количество теплоты получила Снегурочка массой 10 кг при нагревании до температуры кипения (с = 4200 Дж/кг °С)?

Сколько теплоты было затрачено на весь процесс?

Сколько теплоты было затрачено на весь процесс?

На дом Повторить § 12 – 20. Задания для домашней работы( карточки). Примеры оформления задач .

На дом

  • Повторить § 12 – 20.
  • Задания для домашней работы( карточки).
  • Примеры оформления задач .
Установите соответствие  Процесс   Описание процесса  Парообразование, происходящее с поверхности жидкости  Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при определённой температуре  Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое  Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое  Явление превращения пара в жидкость Плавление  Конденсация  Кипение  Отвердевание  Испарение

Установите соответствие

Процесс

Описание процесса

  • Парообразование, происходящее с поверхности жидкости
  • Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при определённой температуре
  • Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое
  • Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое
  • Явление превращения пара в жидкость
  • Плавление
  • Конденсация
  • Кипение

  • Отвердевание

  • Испарение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!