Конспект урока русского языка с использованием ЭОР в 9 классе по теме
«Повторение и систематизация изученного о сложном предложении»
Цель урока: обобщить и систематизировать изученное о сложном предложении, продолжить подготовку учащихся к ГИА.
Задачи урока:
Образовательные
повторить правописание гласных в корне;
повторить виды связи в словосочетаниях;
дать определение ССП, СПП, БСП, предложения с разными видами связи;
совершенствовать умения различать типы сложных предложений;
отрабатывать навык составления схем сложных предложений;
формировать умения составлять сложные предложения разных типов.
Развивающие
активизировать мыслительную деятельность учащихся;
формировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;
развивать орфографическую зоркость;
способствовать развитию речи учащихся.
Воспитательные
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок - практикум.
Методы и приемы обучения: метод проблемного диалога, исследовательский метод с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Средства обучения: компьютерная презентация, ЭОР (модуль «Сложное предложение»), доска.
Оборудование урока:
компьютер;
ноутбуки для учащихся с загруженными модулями «Сложное предложение»,
проектор;
интерактивная доска;
тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число.
II. Языковая разминка (Слайд 1).
- Начнем урок как обычно с языковой разминки. Сегодня мы с вами повторим правописание гласных в корне, т.к. с этими орфограммами связано здание 5 ОГЭ.
Тот, кто будет работать с интерактивной доской, должен будет вставить пропущенные буквы и выделить только корни с чередующимися гласными.
Те, кто работает на местах, должны выписать только слова с чередующимися гласными и обозначить в них орфограммы.
Задание на интерактивной доске: Б…гряные листья, выгл…деть сурово, расст…лающееся передо мною море; разг…рается з….ря; р…сток стланика, з…л…тодобывающая отр…сль, нач…нающийся снегопад, распол….жился у подножия, зач…рованный красотой.
(Ученик, работающий у доски, с помощью электронного маркера вписывает пропущенные буквы и выделяет корни с чередующимися гласными. Когда начинается проверка, учитель меняет цвет маркера и вносит исправления другим цветом.)
Самопроверка.
- А теперь, ребята, возьмите зеленую пасту в руки и проверьте свои ответы. (Идет проверка выполненной работы у доски и попутно учащиеся проводят самопроверку. После этого выставляется оценка ученику, который работал у доски, а дети оценивают свои работы самостоятельно).
- Посмотрите еще раз на доску. Какие ассоциации вызвали у вас данные словосочетания? (Словосочетания составлены с учетом регионального компонента. Дети отвечают, что это написано про край, в котором они живут.)
- А что помогло вам это определить? (Опорные слова.)
- Назовите их. (Дети называют опорные слова)
- А теперь посмотрите на словосочетания и определите в них вид связи. Как вы помните, эта тема тоже включена в экзаменационные задания. (Задание выполняется устно. На слайде есть не только словосочетания, но и смысловой отрезок, из которого нужно будет выделить два словосочетания, а также грамматическая основа. Учащимся необходимо это учесть и правильно выполнить задание.)
III. Формулировка темы, цели и задач урока.
- Словосочетание является единицей синтаксиса. А какие еще единицы синтаксиса вам известны? (Предложение и текст.)
Какие бывают предложения по структуре? (Простые и сложные).
Вспомните, о каких предложениях мы говорили на предыдущих уроках, а какую тему еще не затрагивали? (Говорили о простых предложениях, а о сложных не говорили.)
- Подумайте, с чего мы начнем разговор о сложных предложениях, и сформулируйте тему урока. Запишите ее. (Дети формулируют тему урока и, если учитель согласен с такой формулировкой, ребята записывают тему в тетрадь, а учитель записывает ее на доске).
- А теперь в соответствии с темой составьте перечень вопросов, на которые мы должны будем ответить в ходе урока. (Дети составляют вопросы: Какое предложение называется сложным? Какие типы сложных предложений вы знаете? Какое предложение называется сложносочиненным? Сложноподчиненным? Бессоюзным?)
- Это и есть задачи нашего урока, а цель заключается в названии темы: повторить и систематизировать изученное о сложном предложении.
IV. Повторение и систематизация изученного.
Чтобы найти ответы на поставленные вами вопросы, мы поработаем с информационными модулями. В конце этой работы вы должны будете составить опорную схему по данной теме. (Дети работают с ноутбуками: открывают информационные модули, знакомятся с представленной в них информацией и составляют опорную схему).
Примечание: электронные модули загружены с сайта fcior.edu.ru Прежде чем скачать модуль, необходимо загрузить проигрыватель ОМS, который есть на этом же сайте. Без этого проигрывателя модуль не откроется.
- Кто уже справился с заданием? Начерти, пожалуйста, схему на доске. (Один ученик чертит схему на доске.)
V. Актуализация изученного.
- А теперь запишите предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы, определите тип сложного предложения. (Учитель диктует предложения. Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетрадях. Следует обратить внимание учащихся на безличное предложение (попутно повторяем виды односоставных предложений) и двусоставное неполное (проговариваем, по каким признакам это можно определить.)
1)Мы договорились с ребятами, что первый, кто прибудет в город, оставит до востребования записку со своими координатами.
2) Записки не было, и я оставил письмо, в котором сообщил свой адрес.
- Какой тип сложного предложения нам не встретился? (БСП)
VI. Творческое задание (Слайд 2).
- А сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. Составьте текст по данному началу, используя разные типы сложных предложений. Запишите текст в тетрадь. (Начало текста: Летом 2018 года в нашей стране состоялось грандиозное спортивное мероприятие …)
- Прочитайте, что у вас получилось. (Дети зачитывают самостоятельно составленные тексты.)
- Какие типы предложений вы использовали? (Дети отвечают.)
VII. Подведение итогов.
- На основе проделанной работы составьте список ключевых слов урока. (Ученики называют ключевые слова урока: сложное предложение, ССП, СПП, БСП, предложение с разными видами связи.)
VIII. Домашнее задание.
- Выпишите из художественной литературы по 2 ССП, СПП, БСП и 2 предложения с разными видами связи. Выделите грамматические основы, составьте схемы, укажите тип сложного предложения.