СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий, производных предлогов, союзов и частиц. Практикум

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий, производных предлогов, союзов и частиц. Практикум»

Тема урока: «Повторение. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий, производных предлогов, союзов и частиц. ПрактикумЦель: повторить правописание наречий, предлогов, союзов, частиц.

Сценарий урока:

Приветствие.

Слово учителя

-При правописании наречий можно выделить несколько типов правил:

1) правописание наречных суффиксов;

2) правописание наречий через дефис;

3) слитное и раздельное написание наречий.

Слайд 1. Правописание наречных суффиксов:

а) на конце наречий, образованных от полных прилагательных, пишется:

суффикс -о – после твёрдых согласных,

Долгий → долго.

суффикс -е – после мягких согласных;

Внешний → внешне.

б) на конце наречий после шипящих:

под ударением пишется -о: общо́;

без ударения – -е: певу́че.

Исключения: ещё;

в) на конце наречий, образованных от кратких прилагательных:

с помощью приставок из- (ис-), до-, с- (со-), пишется -а;

Изредка, досуха, справа.

с помощью приставок в-, за-, на-, пишется -о; Правописание наречий

Вправо, направо, запросто.

г) наречия с приставкой по- на конце имеют -у;

Подолгу, поскольку, постольку.

д) на конце наречий (и частиц), после шипящих пишется ь.

Вскачь, бишь, слышь, вишь, наотмашь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

Слайд №2 Правописание наречий через дефис:

а) наречия (включая местоименные наречия), образованные от полных прилагательных и местоимений-прилагательных приставочно-суффиксальным способом, с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и.

Другой → по-другому, настоящий → по-настоящему, человечий → по-человечьи, английский → по-английски, лисий → по-лисьи.

По аналогии со словами по-английски, по-французски, по-немецки, по-русски через дефис пишется наречие по-латыни;

б) наречия, образованные от порядковых числительных приставочно-суффиксальным способом, с приставкой в- (во-) и суффиксом -их (-ых);

Первый → во-первых, второй → во-вторых.

в) термин на-гора;

г) наречия (включая местоименные наречия) с приставкой кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь, -таки;

Кое-как, зачем-то, хорошо-то, когда-нибудь, где-либо, всё-таки.

д) наречия, образованные повторением:

того же слова;

Еле-еле, чуть-чуть, вот-вот.

того же корня, осложнённого приставками и суффиксами;

Видимо-невидимо, мало-помалу, всего-навсего, как-никак, давным-давно, волей-неволей.

синонимов.

С бухты-барахты, подобру-поздорову, худо-бедно, нежданно-негаданно.

Слайд № 3 Слитное и раздельное написание наречий

Слитное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний во многом определяется традицией, а также тем, от какой части речи образовано наречие и наречное сочетание.

А) Наречия, образованные от других наречий:

а) пишутся слитно наречия, образованные соединением приставок с наречиями;

Нельзя → донельзя, всегда → навсегда, завтра → послезавтра, вне → вовне.

б) пишутся раздельно сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в значении существительных.

Свести на нет, сдать экзамен на хорошо, пойти на ура.

В этом случае после предлога можно поставить падежный вопрос существительного.

Сдать экзамен на [что?] хорошо.

Ср.: Назавтра отправились в путь (назавтра – наречие в значении «на следующий день», вопрос задаётся к слову целиком: в путь отправились [когда?] – назавтра) – Отъезд отложили на завтра (на завтра – предложное сочетание в значении «на завтрашний день», вопрос задаётся после предлога на: отъезд отложили на [какой день?] завтра).

Б) Наречия, образованные от числительных:

а) пишутся слитно наречия, образованные соединением «приставки в-, на- + собирательное числительное на -е»;

Вдвое, надвое.

б) пишутся раздельно сочетания:

«предлог по + собирательное числительное на -е»;

По двое, по трое.

«предлог + собирательное числительное на -ых (-их)» (учтите, что наречия во-первых, во-вторых, в третьих и т.д. пишутся через дефис!);

На двоих, на троих, на шестерых.

в) пишутся раздельно предложные сочетания, образованные повторением одного и того же числительного (в том числе и собирательного) с предлогом между числительными;

Один на один, двое на двое.

г) наречия и наречные сочетания с корнем один пишутся слитно и раздельно:

пишутся раздельно сочетания – в одиночку, по одному;

пишутся слитно наречия заодно, поодиночке.

Разбегаться поодиночке, действовать заодно.

Но пишутся раздельно сочетания, где за, по являются предлогами.

Жизнь отдать за одно слово; рассадить по одиночкам – одиночным камерам.

В) Наречия, образованные от местоимений:

а) пишутся слитно наречия (включая местоименные наречия), возникшие из сочетания «предлог + местоимение».

Поэтому, затем, вовсе, вовсю, совсем, вничью, причём, нипочём.

Но раздельно пишется сочетание предлога с местоимением;

Во все дни, по этому вопросу.

б) всегда пишутся раздельно сочетания: от этого, при этом, за этим, за что, к чему, к тому, ни при чём, ни за чем, ни за что, ни в какую, в оба.

Упражнение. Укажите, по каким правилам следующие слова пишутся слитно, раздельно, через дефис.

Задание группам


1 группе

2 группе

3 группе

4 группе

Без разбору, без толку, безудержно, без удержу, без умолку, вволюшку, ввосьмером, в головах (лежит), вгорячах, впустую,

замуж, замужем, за пазухой, за полдень, затемно,

извне, издавна, издалека, издали, изредка,

как-либо, как ни в чём не бывало, крепко-накрепко, (три часа) кряду, к спеху,

мало-помалу, мало-мальски,

на авось, на бегу, набекрень, набело,

на авось, на бегу, набекрень, набело, на боковую, навеки, на веки вечные, навзничь, навзрыд, навсегда,





















ТАБЛИЦА 2

Правописание предлогов, союзов и частиц

Задание группам.

  1. (Из) за, (из) под, (по) за, (по) над, (в) виду, (в) место, (в) роде, (в) следствие, (на) подобие, (на) счет,

  2. (с) верх, (в) виде, (в) меру, (в) заключение, (в) продолжение, (в) связи, (в) силу, (в) смысле, (в) течение, (в) целях,

  3. (за) исключением, (за) счет, (по) линии, (по) мере, (по) причине, (со) стороны, (с) помощью, во что (бы) (то) (ни) стало,

  4. точно так (же), одно и то (же), до (сих) пор, (на) встречу, (на) перекор, (по) средине, (не) зачем, (не) откуда, (ни) (за) что, (ни) (с) чем,

  5. (ни) (при) чем, буд (то), за (то), (и) так, (при) том, (при) чем, что (бы), то (же), (за) тем, (за) чем.




Правописание предлогов, союзов, частиц, междометий

Самостоятельная работа по теме «Правописание производных предлогов, союзов и частиц»

1 вариант

Задание 1

Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

(В)течении… нескольких секунд мальчики изучали друг друга. (В)продолжении… поездки мы два раза переезжали реку. (В)следстви… задержки в пути часть туристов отстала а другая ушла (в)пред. (Не)смотря на чудесную погоду гулять мы (не)собирались. (В)продолжении… часа мы наблюдали за интересной игрой. (В)заключении хочу пожелать вам здоровья. Я хотел поговорить (на)счет квартиры. Ветер гнал листья (на)встречу. Затраты занесены (на)счет шофера.

Задание 2

Сделайте выбор между раздельным и слитным написанием

Что(бы)ни говорили, я выполню эту работу

Не для того(же) я сеяла траву, что(бы) ее вытоптали.

Вода затопила полянки, за(то) хорошо было видно кочки.

Малыши с воспитателем то(же) ушли на речку.

Берись за(то), к чему у тебя душа лежит.

(И)так, обсудим происходящее.

Задание 3

Вставьте Е или И

Н.. съел н… крошки. Н… в чем себе н…отказывай.

Н…одна звезда н…озаряла путь. Н…нашли н…гриба.

Н…пролил н…капли. Н… решил н…одной задачки.

Н..одного выстрела н…слышно было.

2 вариант

Задание 1

Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

(Не)смотря на большие холода поход в лес все-таки состоялся. (В)следствии.. обвала восхождение на гору приостановилось.(В)течении..многих дней жаркое солнце вставало над лесом. Он хотел идти мне (на)встречу но отложил свой поход (в)следствии.. снегопада. (В)виду проливных дождей поездку в деревню пришлось отложить. Я люблю смотреть (в)след уходящим поездам. Сговорившись (на)счет завтрашнего дня ребята попрощались. (В)следствии.. было все запутано. Отсутствовать на работе (в)течении… дня.

Задание 2

Сделайте выбор между раздельным и слитным написанием

За(что) купил, за(то) и продаю.

Ветер все так(же) носил шепот моря по степи.

От(того) ночь тиха, что ветра нет.

По(тому), как, побагровев, засветились курчавые головы сосен, угадывалось, что поднялось солнце.

(И)так понравилась мне эта книга, что я не мог от нее оторваться.

С кем поведешься, от(того) и наберешься.

Задание 3

Вставьте Е или И

У него нет н… одного родного человека.

Что н… сделает дурак, все он сделает н… так.

Н… лает, н… прыгает и н… кусает.

Она н… упускала н.. слова, н… взгляда, н… жеста Пьера.


Домашнее задание: выучить пройденный материал










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя