Тема: Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение
Цель:
– развитие умений находить орфограммы по опознавательным признакам, писать слова с изученными орфограммами и графически их обозначать.
Ι. Актуализация знаний.
Скажем здравствуйте – глазами
Скажем здравствуйте – кивком
Скажем здравствуйте – руками
Скажем здравствуйте – языком
Минутка чистописания
. Аа АаА Аа А а
ас ал ра ан ак
абрикос алоэ альбом акварель
Азбука – к мудрости ступенька.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Из рассыпанных слогов в упр. 13 (эти слоги учитель может развесить на магнитах на доске) ученики составляют слова. (Пищат, стучат, шуплый, шишки, житель, щи.)
На основе наблюдений над словами ученики должны сформулировать тему урока.
– Что общего у всех записанных слов? (Есть признак – шипящий, по которому можно обнаружить орфограмму-букву гласного после него.)
– Сформулируйте тему урока-повторения. (Орфограммы-буквы гласных после шипящих.)
ΙΙI. Развитие умений – применение знания
Работа по учебнику
• Упр. 13 – развивается умение обозначать орфограммы на письме, применять изученные правила написания букв гласных после шипящих.
Этапы работы:
1) проговаривание первого записанного слова (пищат: в этом слове есть звук [щ'] перед гласным, значит, на письме нужно применять правило …, подчёркиваем букву гласного одной чертой; также есть гласный звук в безударном положении в корне слова, применяем правило ..., подчёркиваем орфограмму-букву проверяемого безударного гласного в корне слова);
2) устное составление предложений с записанными словами;
3) запись одного самого интересного предложения
– Чем мы будем пользоваться при записи – законами языка или правилами письма? (Правилами письма.)
• Упр. 14 – развивается умение самостоятельно находить в предложении слова с орфограммами-буквами гласных после шипящих, а также орфограмму в буквосочетании с шипящим (чн).
Звуко-буквенный анализ слова вечный выполняется под руководством учителя, запись по образцу в упражнении
• Работа с таблицей буквосочетаний (с. 22).
– Прочитайте буквосочетания. Что вы знаете об их правописании в словах?
– На какие две группы их можно разделить? (Буквы и, у, а после шипящих и буквосочетания, в которых не пишется ь.)
– Почему надо запомнить сочетания чк, чн, щн? (Звуки [ч'], [щ'] всегда мягкие, после них мягкий знак не пишется.)
– Запишите слово с каждым сочетанием.
• Упр. 15. Осложнённое выборочное списывание с предварительным объяснением написаний.
Образец записи:
Хороши, на речке, камыши, опущу, прополощу, ежи, свечу,
лампочку, включу.
Все согласные звуки твёрдые в словах хороши, камыши.
– Составьте предложение, в котором все согласные звуки твёрдые.
(Например: Кот спрыгнул с крыши.)
– Какие ещё знакомые орфограммы есть в записанных словах?
(Проверяемые и непроверяемые буквы гласных в корне слова.)
ΙV. Итог урока.
– Какие виды орфограмм мы повторили на уроке? Уточните тему, названную в начале урока. 4
V. Домашнее задание.
Вариант I. Упр. 3, с. 36.
Вариант II. Упр. 12, «Дидактический материал».