СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение.Имя существительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторение "Имя существительное."

Просмотр содержимого документа
«Повторение.Имя существительное»

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Класс: 6 класс.

Тип урока: урок обобщения полученных знаний

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи: 1) систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;

2) продолжить развивать навыки правильного произношения и написания имен существительных, формировать орфографическую зоркость;

3) воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, познавательную активность.

Оборудование:  

1.   Задания для групповой работы;

2Раздаточные листы с индивидуальным заданием



Ход урока

« Существительное – дирижёр грамматического

оркестра» В.Ветвицкий (на доске)

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Сообщение темы и цели урока.

  1. Работа с эпиграфом.

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.

2. Путешествие в город Слованск

Предлагаю вам мысленно перенестись в сказочный город Слованск, жители которого строят Дом Дружбы, где все они будут жить в мире и согласии, но сейчас наступили трудные времена для жителей города.

«На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики со своих бомбардировщиков сбрасывали на город орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты-десантники меж облаков спускались на речевых ошибках и сеяли в городе бессмыслицу. Почернели городские улицы.

Но каждый слованец поднялся на защиту родного города. Два самых драгоценных сокровища, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли слованцы в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки. Победа! И Дом Дружбы достроен».

Работа по тексту.

1) За что сражались жители Слованска?

2) Какие два главных сокровища они защищали?

3) В чём смысл сказки?

Давайте, ребята, поможем слованцам своей грамотностью, своими знаниями защитить и сберечь речь и мысль.

3. Разминка.

а) синтаксическая (синтаксический разбор предложения)

Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Найти изобразительные средства в данном предложении (эпитеты: пушистые, ослепительный; олицетворение: земля одевается в наряд)

б) орфоэпическая разминка

Какой раздел науки о русском языке называют орфоэпией?

Прочитайте. Поставьте правильно ударение в выделенных словах.

  1. Ты мне завтра ПОЗВОНИШЬ?

  2. ТОРТЫ были свежие.

  3. Девочки связали красивые ШАРФЫ.

4. Задание нужно выполнить в третьем КВАРТАЛЕ.

4. Вспомним определение имени существительного, его морфологические признаки. Работа с карточками. ( Дифференцированная работа в паре)

1 ряд Выпишите только те слова, которые являются существительными

Зелень, зелёный, зеленеть. Топот, топотать. Вымыть, мойка, моечный. Дружить, друзья, дружба, дружный. Темный, темнота, темнеть.



2 ряд Из предложенных слов выпишите существительные

а) разносклоняемые; б) несклоняемые; в) существительные общего рода

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя

Игра «Кто быстрее»

Гореть, горюшко, горький, горелка, горение, горе, горчица, горько, горевать, горечь, горячо, горелый, горчичный, горемычный.

- Какой внешне одинаковый корень у этих слов? (гор)
- Можно ли считать все слова родственными? (нет, т.к. лексическое значение этих корней разное)
- Посмотрите на эти слова и скажите, сколько групп родственных слов здесь
представлено? (три группы: 1. - слова со значением: гореть; 2. - горе; 3. -
горький).
- Разделить страницу на три столбика, распределительный диктант.
- Найдите к каждой группе родственные слова и запишите их по столбикам.

Гореть Горький Горе
Горелка Горчица Горюшко
Горение Горько Горевать
Горячо Горечь Горемычный
Горелый Горчичный

- Прочитайте, что у вас получилось.
- Подчеркните среди них существительные.

6. Физминутка

  1. Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три (топают ногами).

Ручками похлопали: раз, два, три (хлопают руками).

Сели, встали, встали , сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Ручки выше, шире плечи (вытягивают руки вверх),

Раз, два, три дыши ровней (машут руками),

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней (садятся на место).



7. Работа с текстом

Николай на лыжах отправился в лес. Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горела в небесной синеве косматое солнце. Поляна, вся залитая солнцем, светилась снежной голубизной. Жила, наслаждалась солнцем каждая сосновая иголочка, ясно видимая в отдельности. Радуясь солнцу, время от времени с ветки на ветку порхали снегири и синицы.

- Найдите в тексте имена собственные (Николай).
- Назовите несколько нарицательных существительных (снегири, небо и т.д.)
- В третьем предложении обозначьте склонения имен существительного (снега - 2 склонение; синеве - 1 склонение; солнце - 2 склонение)
- Найдите в тексте существительные третьего склонения (отдельность - 3 склонение)
- Что можно сказать о склонении существительных «время от времени»? (разносклоняемые).
- В последнем предложении подпишите падеж существительных (солнцу - Д.п., с ветки - Р.п., на ветку - В.п., снегири и синицы - И.п.).
- Докажите, что третье предложение - сложное (2 простых предложения в составе сложного).
- Вторую часть предложения разберем по членам (горело в небесной синеве косматое солнце).
Сделайте морфологический разбор 2-х существительных



8. Несклоняемые существительные

Я прочту стихотворение. Какую особенность вы заметите? Что это за существительные? Что вы о них знаете? Как правильно должны звучать слова?

Как-то рано по утру Вот сидим мы с ним в кине

С другом сели мы в метру Без пальта и без кашне,

И поехали в метре А вернее, я и ты

Фильм смотреть о кенгуре. Без кашна и без пальты.

9. Определите род несклоняемых существительных

1) Густонаселен... Сан-Франциско, (город)

2) огромн... Гоби, (пустыня)

3) полноводн… Конго, (река)

4) солнечн… Тбилиси, (город)

5) глубок... Онтарио (озеро)

10. Коллективная работа

Задание 1. Подберите антонимы к следующим словам: вечер- утро, осень – весна, север-юг, пол- потолок, добро -зло, дядя-тётя, нищета- достаток, счастье-несчастье, грусть-радость, успех- неудача, день – ночь.

Задание 2. Образуйте от одушевлённых имен существительных неодушевлённые:штукатурщик, почтальон, киоскер, мотоциклист, барабанщик – штукатурка, почта, киоск, мотоцикл, барабан.

Задание 3. Образуйте от неодушевлённых имен существительных одушевлённые: паром, коньки, велосипед, футбол, спорт – паромщик, конькобежец, велосипедист, футболист, спортсмен.

  1. Игра «Светофор»

Вы много работали и устали. Настало время отдохнуть. Если я назову существительное женского рода вы поднимаете красные кружочки, если мужского рода- зелёные, если среднего рода- жёлтые.

Птица, дерево, конь, стол, парта, путешествие, мама, девочка, ведро, молодость, пальто, врач, бежать, дерево, ночь, ливень, весёлый, пять, молоко, память, желудь.

  1. Стратегия Синквейна. (работа по рядам)

Из каждого ряда вызываю по два ученика. Называю два слова – небо, снег.(Задание выполняется на доске и в тетрадях)

  1. Занимательная минутка

Отгадайте загадки. Слова – отгадки запишите в тетрадях.

Мету, мету – не вымету,

Несу, несу – не вынесу,

Пора придёт – сама уйдет. Лучи солнца

Скатерть бела

Весь свет одела снег

Я антоним к словам лето

В шубу снежную одета.

И люблю мороз сама,

Потому что я ….. зима

Две полоски на снегу оставляю на бегу

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной. Лыжи

Зимой и летом

Одним цветом елка и сосна

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает

Зимой согревает. Дерево

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. снежинка

Растёт она вниз головой,

Не летом растёт, а зимой.

Но солнце ее припечёт

Заплачет она и умрёт. Сосулька

Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окно и исчез,

А на окнах вырос лес. Мороз

Составить небольшой текст используя опорные слова

Подведение итогов урока

Как вы думаете, мы смогли помочь жителям Слованска в борьбе с неграмотностью? А чем именно мы помогли?

Домашнее задание подготовиться к контрольной работе





















Карточки

Прочитайте. Поставьте правильно ударение в выделенных словах.

  1. Ты мне завтра ПОЗВОНИШЬ?

  2. ТОРТЫ были свежие.

  3. Девочки связали красивые ШАРФЫ.

  4. Задание нужно выполнить в третьем КВАРТАЛЕ.

1 ряд Выпишите только те слова, которые являются существительными

Зелень, зелёный, зеленеть. Топот, топотать. Вымыть, мойка, моечный. Дружить, друзья, дружба, дружный. Темный, темнота, темнеть.

2 ряд Из предложенных слов выпишите существительные

а) разносклоняемые; б) несклоняемые; в) существительные общего рода

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя

Игра «Кто быстрее»

Гореть, горюшко, горький, горелка, горение, горе, горчица, горько, горевать, горечь, горячо, горелый, горчичный, горемычный.
Работа с текстом

Николай на лыжах отправился в лес. Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горела в небесной синеве косматое солнце. Поляна, вся залитая солнцем, светилась снежной голубизной. Жила, наслаждалась солнцем каждая сосновая иголочка, ясно видимая в отдельности. Радуясь солнцу, время от времени с ветки на ветку порхали снегири и синицы.


Определите род несклоняемых существительных

1) Густонаселен... Сан-Франциско

2) огромн... Гоби

3) полноводн… Конго

4) солнечн… Тбилиси

5) глубок... Онтарио


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!