Автор: Полякова Светлана Николаевна, учитель истории ОКОУ «Курская школа», г. Курск.
Описание работы: я предлагаю конспект повторительно-обобщающего урока по истории России (период – 1-ая половина 19 века). Данная разработка будет полезна, прежде всего, учителям истории, работающем с детьми с интеллектуальными нарушениями. Урок рассчитан на учащихся 8-ых классов.
Повторительно-обобщающий урок на тему
«История России в первой половине XIX века»
Цель:
Повторить и закрепить материал об историческом развитии России в первой половине XIX века.
Образовательные: вспомнить основные даты, события данного периода; закрепить основные понятия данного раздела.
Коррекционно-развивающие: развивать и корригировать память, внимание, мышление, представление, развивать умения анализировать, систематизировать, обобщать изученный материал.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою Родину и её
героев.
Оборудование: проектор, ПК, интерактивная доска.
Дидактический материал: карта «Россия в I половине XIX века»; карточки к заданию № 4; учебник: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С.., Редькина Н.М. История России: учеб. для 8 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005; презентация с тестовым заданием, портреты М. И. Кутузова и Н. Бонапарта.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Ход урока.
.Организационный момент.
− Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Актуализация знаний, объявление темы (вводное слово, сообщение темы).
− Ребята, мы с вами закончили изучать большой раздел учебника «История нашей страны в 19 веке». Сегодня мы повторим изученный материал.
Я вам напомню, что 19 век для России – это был век, богатый на события: Отечественная война, восстание декабристов, Крымская война, отмена крепостного права; проведены реформы государственного управления, суда, армии, введены земства; в науке были сделаны величайшие открытия и изобретения, которые изменили жизнь всех людей; в 19 веке в России жили и творили величайшие художники, поэты, писатели и архитекторы; кроме того, эта эпоха насчитывает шесть императоров (Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II).
За один урок мы с вами не сможем повторить все, поэтому повторим только события первой половины 19 века.
− Запишите число, тему.
Повторение пройденного материала.
Задание 1
− А сейчас давайте разбираться с хронологическими рамками. Начертите в тетради «ленту времени» как у меня на доске.
− Когда начался 19 век? (отмечают в тетради, один ученик на доске)
− Когда закончился век? (отмечают в тетради, один ученик на доске)
− Разделите век на две половины, определите дату (отмечают в тетради, один ученик на доске).
Задание 2
− Перед вами слева основные даты первой половины 19 века. Справа – важные события. Но они неправильно расположены, необходимо правильно соединить дату и событие. Слайд 4-7
Каждую дату отмечают на «ленте времени».
После вопросы:
− Какое событие произошло раньше восстание декабристов или Отечественная война?
− Какое событие произошло позже восстание декабристов или строительство первой ж/д в России?
Задание 3
− Мы с вами уже выяснили, что Отечественная война началась в 1812 году.
Теперь надо вспомнить, как разворачивались события. В этом нам помогут иллюстрации.
Слайд 9
− Что изображено на картине?
− Что делают солдаты?
− Это русские солдаты или французы?
− Какой этап войны мы видим здесь?
− Когда началась война?
− Кто был главнокомандующим французской армии?
Учитель обобщает ответы: на картине изображено начало Отечественной войны 1812 года. Французская армия переправляется через р. Неман. Произошло это событие 24 июня 1812 года. Главнокомандующий французов: Н. Бонапарт.
Слайд 10
− Что изображено на картине?
− Т.е. это какая-то важная битва. Какая?
− Почему она так называется?
− Когда эта битва состоялась?
Показывают на карте путь от р. Неман до с. Бородино.
− Кто был главнокомандующим русской армии?
− Кто победил в сражении?
− Рядом с каким важным городом России проходила битва?
Учитель обобщает ответы: на картине изображена Бородинская битва. Она состоялась на поле рядом с селом Бородино. Произошло это событие 26 августа 1812 года. Главнокомандующим русской армии был М.И. Кутузов. Победителей в этом сражении не было.
Слайд 11
− Кого вы видите на картине?
− Что делают военные?
− Где это происходит?
− Какое решение здесь было принято?
Учитель обобщает ответы: на картине изображен Военный совет в Филях. Здесь решался вопрос: оставить Москву без боя или еще раз сразиться с неприятелем? Кутузов принял решение отступать.
Слайд 12
− Что изображено на картине? Что горит?
− Как вы поняли, что горит Москва?
− Кто поджег Москву?
− Что делали в Москве французы?
− Как долго они находились в Москве (34 дня)?
− Почему пребывание наполеоновской армии в Москве стало началом ее гибели?
Учитель обобщает ответы: на картине изображен пожар в Москве. Кутузов приказал поджечь и уничтожить склады с продовольствием и оружием. Пребывание наполеоновской армии в Москве стало началом ее гибели, т.к. не было корма ни для лошадей, ни для солдат.
Слайд 13
− Кого вы видите на картине?
− Почему они так выглядят, как оборванцы?
− Какой это этап войны?
− Кто выиграл эту войну?
Учитель обобщает ответы: на картине изображено отступление наполеоновской армии. Это отступление было мучительным: они жестоко голодали, у них не было теплого обмундирования и обуви. В декабре 1812 года Отечественная война закончилась победой русского народа!
Физкультминутка.
− Станьте так, чтобы вам был хорошо виден экран. Ваша задача следить глазами за шариком. Когда увидите большой мигающий круг, поморгайте вместе с ним.
Садитесь, закройте глаза, досчитайте до пяти.
− А сейчас давайте немного отдохнем и выполним несколько упражнений для глаз.
Учащиеся становятся около парт и выполняют упражнения, которые диктует учитель по схеме.
Задание 4
Учащиеся получают карточки с индивидуальными заданиями и отвечают письменно.
Карточка 1
Кто помогал во время Отечественной войны русской армии в разгроме французов? (если затрудняешься ответить, посмотри в учебнике на стр. 222-224)
Карточка 2
По указу Александра I в 1816 году были созданы военные поселения. Руководил их созданием Аракчеев. Довольны ли были крестьяне жизнью в этих поселениях? (если затрудняешься ответить, посмотри в учебнике на стр. 232)
Карточка 3
В 1821 году в России были созданы тайные общества. Напиши, как они назывались и где были созданы? (если затрудняешься ответить, посмотри в учебнике на стр. 235-234)
Карточка 4
В 1821 году в России произошло восстание декабристов. Почему восставших называли декабристами? (если затрудняешься ответить, посмотри в учебнике на стр. 238)
Карточка 5
В 1821 году в России произошло восстание декабристов. Чем закончилось это восстание? (если затрудняешься ответить, посмотри в учебнике на стр. 240)
Карточка 6
Какой великий русский поэт жил и творил в начале 19 века? (если затрудняешься ответить, посмотри в учебнике на стр. 253)
Карточка 7
Какие изобретения в науке были сделаны в первой половине 19 века? (если затрудняешься ответить, посмотри в учебнике на стр. 257)
Задание 5
В первой половине 19 века наблюдалось бурное развитие художественного творчества. В это время в России жил и работал замечательный художник Алексей Гаврилович Венецианов. В своих картинах он стремился воспеть красоту и величие природы. Как называется изображение природы, местности, морских видов (Слайд 20).
В начале 19 века петербургский ученый Павел Львович Шиллинг изобрел устройство для передачи письменного текста на расстояние по проводам. Как называется это устройство? (Слайд 21).
В 1803 году Александр I принял указ «О вольных хлебопашцах». По этому указу помещик мог отпустить крепостного крестьянина на волю. Помещик должен был дать ему земли, а крестьянину полагалось заплатить помещику за свое освобождение. Как называлась эта плата. (Слайд 22)
В 1825 году императором России стал Николай I. Распорядок его дня был такой: вставал Николай очень рано и сразу же приступал к работе. Просматривал бумаги и документы, подписывал их. В середине дня император отправлялся осматривать работу военных училищ, учебных заведений. Часто посещал он дома, где жили военные. Как называются эти дома. (Слайд 23)
Подведение итогов.
−Можно ли сказать, что в первой половине 19 века людям жилось хорошо?
Выставление оценок.