СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно-обобщающий урок по теме "Фонетика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на повторение и обобщение знаний, полученных обучающимися в ходе изучения раздела "Фонетика"

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по теме "Фонетика"»

Цель: закрепить знания, полученные по теме «Фонетика»; совершенствовать навыки транскрибирования и фонетического разбора

Ход урока.

  1. Организационный момент, постановка цели.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Он превратился в заседание Клуба знатоков Фонетики русского языка. А вы, соответственно, знатоки, которым предстоит решить массу сложных вопросов. Цель нашего заседания: обобщение знаний, полученных путем наисложнейших исследований и опытов, проведенных вами на предыдущих уроках.

  1. Основная часть.

Так как ученые очень серьезные и занятые люди, и некогда тратить время на лишние слова. Поиграем в игру – молчанку. На экране вы видите вопрос, молча поднимаете руку и говорите краткий ответ.

  • Что изучает фонетика?

  • На какие группы делятся буквы русского языка?

  • Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?

  • Вычеркните звуки, которых нет в русском языке А, О, И, Е, У, Я, Э, Ю, Ы.

  • Что такое транскрипция?

  • Чем согласные звуки Р, М, Н, Л, Й, отличаются от остальных согласных?

  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я дают два звука?

  • Что изучает орфоэпия?

  • Чем согласные Ч, Щ отличаются от других согласных звуков?

  • Какие буквы не дают звуков?

Один не очень грамотный ученик написал своему товарищу письмо. Так как он учился в пятом классе и как раз изучал тему «Фонетика», он решил зашифровать свое послание, чтобы его не прочитал учитель. Но при письме допустил несколько ошибок. Расшифруйте текст и исправьте допущенные ошибки.

Я не хочу на урок русского языка. Скажем, что у тебя болит зуб. Встретимся в беседке. Сделаем удочки и пойдем удить рыбу.

Какие буквы в вашем переводе не совпали со звуками в записке?

Почему так произошло?

Какую основную ошибку допустил ученик?

Как мы изображаем мягкость в траскрипции?

Как обозначить мягкость на письме?


А теперь вам предстоит попробовать себя в качестве шифровальщиков. Затраскрибируйте следующие двустишия.

Приятнее найти под елкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.


Слышится в пустыне глас

Смотрит зорко глаз – алмаз.


Сделал дело – гуляй смело

Поработал ты умело.

Какие фонетические процессы заметили в этих двустишиях?


А теперь, уважаемые знатоки, вам необходимо разбить слова, продиктованные мной на две группы. В первую группу вы включите слова, где буквы Е,Ё,Ю,Я дают один звук, а во второй – два звука.

Осетр, тюки, ряженый, зябко, лепесток

Ерунда, вьюга, затмение, янтарь, ёмкость.

При каких условиях буквы Е,Ё,Ю,Я дают два звука, а при каких один?


Ну что ж, уважаемые знатоки, мы с вами подошли к наиболее сложному вопросу нашего заседания – фонетическому разбору. Что это такое?

Посмотрите внимательно на экран. Перед вами фонетический разбор слова село. Проверьте, правильно ли произведен этот разбор.

СЕЛО се-ло 2 слога

Село

Сʼ - согл, звонкий парный, мягкий парный.

Е – гласный, безударный.

Л – согл, глухой парный, твердый парный.

О – гласный, ударный.

4буквы, 4звука.

А теперь сами разберите слова юга, ежи, Яга. (по вариантам).


Сегодня наше заседание знатоков проходит очень плодотворно. В наш клуб обратился агент по рекламе и попросил подредактировать рекламные тексты.


Покупайте бигудя

Завивайте все кудря.


Сто⁄ляр устранит поломку

И починит вашу полку.


Зимние польта согреют вам душу,

Не дадут замерзнуть в зимнюю стужу.


3. Итог:

Для чего необходимо изучать фонетику?

Зачем нам необходимо знание орфоэпии?

Назовите основные фонетические процессы.

Что на уроке было не понятно?

Домашнее задание: сочинить сказку «Путешествие по фонетике».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!