Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок "Значение реформ ПетраI"»
Значение реформ Петра I
Повторительно-обобщающий урок
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
- Вспомнить реформы в разных областях жизни
- Проверить знания по теме и степень усвоения материала
- Показать взаимосвязанность внешней, внутренней и культурной политики в петровскую эпоху
- Подчеркнуть эпохальное значение реформ Петра I
- Оценить масштаб личности Петра I
План урока
1. Личность Петра. «Работник на троне»
2. Внешняя политика
3. Социально-экономическая политика Петра I
4. Реформы государственного управления
5. Перемены в культуре России
6. Результаты деятельности Петра I
Личность Петра I
- Каково значение личности Петра, его деятельности для истории России?
- Е.Р.Дашкова в своих записках писала о Петре I : «Он был вспыльчив , груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть, его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими народами. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков.»
- Ф.Прокопович: «…оставил нас сей великий монарх и отец наш. Оставил нас, но не нищих и убогих: безмерное богатство силы и славы его… при нас есть. Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрым любимую, любимая и будет; сделал врагом страшною, страшна и будет; сделал на весь мир славною, славная и быти не пристанет.
«Работник на троне»
- Какими качествами характера обладал Петр I ?
- Вспомните его поступки и привычки.
- Почему его называли «работник на троне»?
Внешняя политика
Каковы основные направления внешней политики?
Северо – западное
Западное
Восточное
Какое направление было самым главным?
Северная война
Каковы причины Северной войны?
Кто был участником Северного Союза?
О каком событии Северной войны идет речь?
- «Дул сильный ветер, метель била в лицо, слепила глаза, затрудняла стрельбу. Пользуясь этим Враг ринулся вперед и ворвался в русский укрепленный лагерь. Дворянская конница бежала через мост, который рухнул. Командующий и все иностранные офицеры сдались в плен, была полностью потеряна артиллерия. Только хорошо обученные Преображенский и Семеновский полки устояли против противника.
- «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.»
- «Шведы планировали запереть русские корабли в Финском заливе. По его приказу были сооружены деревянные настилы для переволоки судов. Узнав об этом, противник принял меры и ожидал русские корабли у самой узкой части полуострова…»
- «Несмотря на упорное сопротивление, шведы были разбиты. Они потеряли 8700 человек, 45 офицеров, 700 солдат попали в плен. Весь обоз достался победителям. Впоследствии эту победу Петр назвал «матерью Полтавской баталии».
Каковы итоги Северной войны?
План урока
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ
Построено
более 900 кораблей
К 1708 г. армия составляла
113 тыс. воинов
Внешняя политика
Соотнесите
события и даты
Прутский поход
1703
Взятие Нотебурга
1721
Полтавская баталия
1711
Каспийский поход
1709
Основание Санкт - Петербурга
1702
Ништадский мир
1722 –
1723
Социально-экономическая политика Петра I
1 . Выполните задания в рабочей тетради –Тема3 - тест 1, тест4
2. Как экономическая политика Петра I связана с историей нашего края?
План урока
Социально-экономическая политика Петра I
- Отметьте « + » положительные последствия, а « - » отрицательные последствия в развитии отечественной экономики.
Рост числа мануфактур
Рост оборота внешней торговли
Расширение подневольного труда
Высокие налоги на податное население
Абсолютное главенство государства в экономике
Создание новых промышленных центров
Реформы государственного управления
Органы
государственной
власти XVII веке
- Какие новые органы власти были учреждены?
- Какие еще реформы государствен-ного управления были проведены?
- Можно ли утверждать, что при Петре самодержавная власть стала абсолютной?
Император
Сенат
Коллегии
Тайная
канцелярия
Синод
План урока
Перемены в культуре России
Академия наук 1725 г.
Стрижение бород
1. Форма проведения досуга знати.
2. Когда её лишались, то лицо становилось босым.
3. После его реформы буквы «нарядились в летние одежды»
4. Первая русская печатная газета
5. Первый русский музей
6. Автор «Юности честного зерцала»
План урока
Результаты деятельности Петра I
- Е.Р.Дашкова в своих записках писала о Петре I : «Он был вспыльчив , груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть, его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими народами. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков.»
- Ф.Прокопович: «…оставил нас сей великий монарх и отец наш. Оставил нас, но не нищих и убогих: безмерное богатство силы и славы его… при нас есть. Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрым любимую, любимая и будет; сделал врагом страшною, страшна и будет; сделал на весь мир славною, славная и быти не пристанет.
Каково значение личности Петра I , его деятельности для истории России?
План урока
Результаты деятельности Петра I
Отрицательные:
- Сверх меры отяготил население налогами и повинностями
- Положил бесчисленные людские жертвы на алтарь своих начинаний
- Управлял страной деспотически
- Продолжил закрепощение населения России, что впоследствии стало тормозить развитие экономики
- Подчинил церковь
- Углубилась пропасть между низшими и высшими слоями общества
Положительные:
- Создал регулярную армию и флот
- Ускорил развитие промышленности и торговли
- Способствовал распространению просвещения, наук и искусств
- Отвоевал выход в Балтийское море
- Отстроил новую столицу
- Укрепил правящий класс, дав возможность людям незнатным, но талантливым подняться по социальной лестнице
- Укрепил мощь и авторитет государства
Ключ к тесту
1 – б
2 – а
3 – б
4 – в
5 – в
6 – а
1 – г
2 – б
3 – а
4 – а
5 – б
6 – г
«Птенцы гнезда Петрова»
А.С.Шеин
А.Д.Меншиков
П.Гордон
Ф.Лефорт
П.П.Шафиров
Ф.Прокопович
А.М.Головин
Б.П.Шереметев
В чем проявили себя эти сподвижники Петра I ?
Домашнее задание
§ 28, вопросы
Выполнить в рабочей тетради темы 5, 6 по вариантам.