СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно-обобщающий урок "История России в 17 веке".

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Наш сегодняшний урок посвящен России 17 века. Задача урока - закрепить  знание важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий».

- проследить основные исторические процессы XVII в.; проверить знания учащихся и степень усвоенности изученного материала; способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления на основе документов, исторической карты, видеоряда; способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок "История России в 17 веке".»

Повторительно-обобщающий урок «История России в 17 веке».



Цели: закрепить знание учащихся важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий; проследить основные исторические процессы XVII в.; проверить знания учащихся и степень усвоенности изученного материала.

- развивающая: способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления на основе документов, исторической карты, видеоряда;

- воспитательная: способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.

Оборудование: дидактический материал (карточки дат, портреты исторических деятелей, карты)

Класс делится на 2 команды во главе с капитаном. Ребята придумывают название команды. 1 команда – «Историки», 2 команда – «Романовы».

Ход урока.


  1. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя:

«Наш сегодняшний урок посвящен России 17 века. Задача урока - закрепить знание важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий».



План урока:

1. Даты.

Учащиеся по очереди выбирают дату и говорят событие истории нашей страны, с которым связаны эти даты.

Вопросы:

  1. 1613 г. –

  2. 1654 г. –

  3. 1662 г -

  4. 1667 – 1671 гг. –

  5. 1598 – 1613 гг. –

  6. 1649 г. –

  7. 1648 г-

  8. 1645- 1676 гг.

  9. 1653-1655г-

Ответы:

  1. 1613 г. – Начало правления династии Романовых (Михаила Фёдоровича Романова).

  2. 1654 г. – Переяславская рада, воссоединение Украины с Россией.

  3. 1662 г.- Медный бунт

  4. 1670 – 1671 гг. – Восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина.

  5. 1598 – 1613 гг. – Смутное время в России.

  6. 1649 г. – Земский собор принял свод законов – Соборное уложение.

  7. 1648 г.- Соляной бунт

  8. 1645-1676 гг.- правление Алексея Михайловича Романова

  9. 1653-1655г.- церковная реформа

  1. Портреты – каждой команде предлагается дидактический материал (описание исторической личности, по которому учащиеся должны назвать исторического деятеля, а затем показывается портрет исторического деятеля XVIIв.)

1-й слайд (Михаил Федорович Романов)

– Отличался мягким характером, добротой и робостью. В 20 лет он испытал личное потрясение, когда он выбрал себе невесту, а матушка не позволила на ней жениться.

- вел малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй, первым завел в России оранжерею.

- занимался делами сам только в последние 10 лет своей жизни, так как сначала главную роль играла его мать, а затем , по возвращении из плена ,его отец, патриарх Филарет.

- стал родоначальником царской династии Романовых по решению Земского собора.

2-й слайд. – (Степан Разин)

-Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года.

-его отличали смелость, сноровка, умение руководить людьми в военных походах и вести переговоры по важным делам.

-о нем много писали современники, и русские, и иностранцы; хотя почти все они называли его тираном, никто не отзывался о нем неуважительно

-закончил свою жизнь на плахе - был казнен на Красной площади в Москве;

- возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому и иранскому правительству.

3-й слайд. ( Патриарх Никон)

- родился в 1605 г в семье мордовского крестьянина в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода, с детских лет любил слушать библейские рассказы.

-в 19 лет стал сельским священником, а в 30 лет – монахом Соловецкого монастыря;

-В 1646 году отправился в Москву к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление и был назначен архимандритом Новоспасского монастыря.

- в 1653 -1655 г под его руководством в России была проведена церковная реформа.


  1. Кроссворды- 1 участник от команды решает как можно больше вопросов кроссворда.

« Путешествие в древнюю Москву». Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.






1.


О













2.

П












3.


О












4.


Л










5.




Ч












6.


Е











7.



Н







8.








И











9.



Е








  1. В каком городе стоит памятник, на котором есть такая надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия, в лето 1818 года»?

  2. Кто хозяйничал в Москве в начале 17 века?

  3. Какой город заняли шведы в начале 17 века?

  4. Место, где проходили собрания новгородцев.

  5. Что должно было защищать народное ополчение?

  6. Что стали собирать новгородцы для создания народного ополчения?

  7. Кто занимался хозяйством ополчения и его казной?

  8. Верховным воеводой пригласили князя

  9. Войска Пожарского штурмом взяли Китай-город, а затем сдался и гарнизон

(Ответы: 1. Москва,2. Поляки, 3. Новгород, 4. Площадь, 5. Отечество, 6. Деньги, 7. Минин, 8. Пожарский, 9. Кремль)



  1. Картины (учитель демонстрирует репродукцию картин, учащиеся называют событие, которому посвящена эта картина)- работа с презентацией. Каждой команде можно задать 1 вопрос, при наличии времени – 2.

  • Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»

  • ЛИССНЕР Эрнст - Изгнание поляков из Кремля

  • А. Кившенко "Избрание Михаила Федоровича Романова на царство»

  • А.Д.Кившенко . Патриарх Никон исправляет богослужебные книги.1880 г

  • Картина "Сожжение протопопа Аввакума", написана Г. Мясоедовым.

  • Суриков Василий Иванович «Степан Разин».

  1. Тематические понятия - учитель раздает листок с перепутанными определениями- 1 участник команды должен правильно собрать его и назвать определение.

  • Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике (мануфактура).

  • Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя (самодержавие).

  • Форма феодального государства, при которой монарху принадлежит никем и ничем не ограниченная власть (абсолютизм).

  • Обращение государством церковной земельной собственности в светскую (секуляризация).

  • Крестьяне, находившиеся во владении частных лиц и организаций (владельческие крестьяне).

  • Наиболее тяжёлая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала (крепостничество).

  • Часть государственного налога, определённого властью для городской или сельской общины и распределённая между дворами (подворная подать).

  • Лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и нёсшие государственные повинности (черносошные крестьяне)

  • Часть украинских казаков, принимаемых на службу правительством за жалованье и внесённых в особый список – реестр (реестровые казаки)

  • Налог, исчислявшийся из количества закреплённой земли (поземельная подать).


  1. Историческая карта.

Каждая команда получает контурную карту «Рост территории России в 17 веке» и выполняют задания к ней.


Физминутка.


Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх)

Головки опустим - на парту гляди.

(Вниз)

И снова наверх - где там муха летит?

(Вверх)

Глазами повертим, поищем ее.

(По сторонам)

И снова работаем. Немного еще.


  1. Блиц-опрос - конкурс капитанов.


Вопросы капитану 1команды «Историки»:


  1. Борис Годунов – К нему перешла власть в России после пресечения династии Рюриковичей.


  1. Славяно-греко-латинская академия – Так называлось первое высшее учебное заведение, основанное в 1687 г., предназначенное для высшего духовенства и чиновников.

  2. Болотников Иван Исаевич – Этот бывший военный холоп, стал руководителем крестьянской войны 1606-1607 гг.

  3. Скоморохи – Так называли бродячих артистов, которые ходили по городам и сёлам и давали представления.

  4. Романов Алексей Михайлович – Этот царь получил прозвище “Тишайший.

  5. Патриарх Никон – Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление.

  6. Разин Степан Тимофеевич – Этот свободолюбивый человек, опытный воин, возглавил крестьянскую войну 1670 -1671 гг.

  7. Иван Сусанин – Русский крестьянин, ценой своей жизни уничтожил большой польский отряд, который рвался к Москве.

  8. Симон Ушаков – Выдающийся живописец 17 века, написавший картину «Спас Нерукотворный».

  9. Протопоп Аввакум – Выдающийся руководитель старообрядцев, за свою непокорность был приговорён к смертной казни.


Вопросы капитану 2 команды «Романовы»:

1. Дмитрий Иванович – Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале 17 века.

2. Григорий Отрепьев – Имя самозванца, который в июне 1605 года триумфально вступил в Москву, и

занял российский престол.

3. Лжедмитрий 2 – Он получил прозвище «тушинский вор», так как расположил свой лагерь в селе

Тушино, недалеко от Москвы.

4. Дмитрий Михайлович Пожарский – Мужественный полководец, князь, один из руководителей

Второго ополчения, созванного в Нижнем Новгороде.

5. «Орёл» - Корабль, построенный в 1668 году на Каспийском море.

6. Богдан Хмельницкий – Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с

предложением перейти под власть Московского царя.

7. Налоги – Обязательные платежи жителей страны в казну государства.

8. «Московское» барокко – Русский архитектурный стиль, появившийся в конце 17 века. Его

отличительными чертами были многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная богатая отделка

зданий.

9. Сафроний Лихуда – Один из создателей Славяно- греко- латинской академии.


10. Старообрядцы – Противники церковной реформы 1653 – 1655 гг.



Подведение итогов. Награждение победителей.




















МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка»









Повторительно-обобщающий урок на тему



«История России


в 17 веке»



Подготовила и провела

учитель истории:

Будникова В.Н.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!