СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно-обобщающий урок по курсу " Основы светской этики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение курса, подведение итогов. Защита проектов.

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по курсу " Основы светской этики"»

Повторительно-обобщающий урок по курсу «Основы светской этики»

Ход занятия:

  1. Орг.момент

  2. Повторение, подведение итогов.

Ребята и уважаемые гости, позвольте вначале нашего занятия познакомить, а учащимся напомнить темы наших занятий, о чем мы беседовали, рассуждали, спорили.

Цель: вспомнить основные проблемы, обсуждаемые на уроках, поработать в творческих группах, систематизировать знания, увидеть творческие отчёты учащихся.

А) тема «Род и семья». Мы с вами говорили о том, что главная задача семьи – дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создать благоприятные условия для них. На нашем уроке вы представляли герб своей семьи, объясняя символы, которые использовали. Сложнее дело было с родословной. Увы, многие из нас не сумели рассказать о своих прабабушках и прадедах.

Задания группе, обсудите предложенное высказывание, согласны ли вы с ним?

Работа в группах:

- Семья начинается с детей.

-...Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...

- В семейной жизни самый важный винт — это любовь.

- В семейной жизни главное — терпение.

Б) Семейные праздники. Изобразите символично на своих листах любой семейный праздник.

Что человек испытывает, когда семья собирается вместе на праздниках.

Какие события отмечаются в вашей семье?

Как выбрать подарок?

Что может испортить праздник?

Давайте сделаем вывод, что является важным в семье?

Доброта, откровенность, отзывчивость, любовь, уважение.


Притча. Тепло семейного очага


«Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!» Всем вашим семьям я желаю, чтобы их не покидало тепло семейного очага.


В) Нравственный поступок. Проанализируйте ситуации, рассматривая цель, мотив, средства достижения, действия, результат. Можете ли вы предложенные ситуации назвать нравственным поступком? Почему?

1. Мальчик Петр решил сделать подарок любимому деду, но денег ему не хватало, и вот удача, он нашел кошелёк с деньгами в классе. Вместо того, чтобы отдать деньги владельцу кошелька, он купил подарок деду.

2. Вы пришли со школы, расстроенные, получили плохую оценку, чтобы не огорчать родителей, не стали им об этом говорить

3. Девочка, услышала, как её подруга обманывает учителя и была вынуждена сказать правду.

4. Мальчики класса захотели сделать сюрприз девочкам на 1 сентября, сводить их в кино, деньги они заработали на трудовой практике в школе.

Г) Золотое правило нравственности. Вспомните, как оно звучит.

Ребята, давайте с вами выясним, почему является важным соблюдение этого правила.

Д) Темы: « Стыд и вина, честь и достоинство»

Результаты опроса среди учащихся нашей группы.

Задание группам: Продолжите мысль…

Российский ученый Д.С. Лихачёв утверждал: « Честь, порядочность, совесть- это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств_____________________________________________________

Е) Этикет. Сообщение учащихся.

Составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. КРОССВОРД НАОБОРОТ. Перед вами готовый кроссворд, ваша задача сформулировать вопросы к нему? Кто попробует первым?


































Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы?


Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник – вторую. Можно придумать и специальные формы прощания – вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день.


Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи.


Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев.


Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим и… очень вкусно пахнет!


Можете организовать и праздники "национальной" кухни – одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или… пить из блюдца.


Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник в первые выходные лета.


Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это… действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!


День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения!


А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему потом вспомнить свое детство.


Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное – почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи.


Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.


Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.


Да будет уютно и светло в Вашем доме!



















Кроссворд наоборот. Учитель предлагает готовый кроссворд, а ребята по желанию находят в словарях определния к словам. В данном случае задание даётся по выбору, кто сколько нашёл.


Художественный образ. Подготовить сценку или рисунок, которые представляют следующие понятия:



Уважение



Толерантность



Культура



Обычай



Дети должны догадаться о каком слове идёт речь?


Обсуди высказывание/



16) Составь рассказ, используя слова: народ, нация, культура, уважение, толерантность, федерация.



17) Составь ребусы (достоинство, воля,


18) Сочини частушку о родине…



19) Напиши эссе.



20) Подробный пересказ (выборочный, краткий) и т.д.



В качестве рефлексии, предлагается завести «Рефлексивную карту ученика».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!