СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно-обобщающий урок по курсу Средние века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 15 века существовала точка зрения, что средние века – это темный период в истории человечества (войны, инквизиция, болезни и много др.), а в 18 в. взгляд на развитее средневековья изменился, его стали считать временем романтизма, благородного рыцарства. Попробуем выяснить какая точка зрения ближе для нас с вами.

Просмотр содержимого документа
«повторительно-обобщающий урок по курсу Средние века»

Обобщающий урок по курсу истории Средних веков

Цели:

Образовательная - Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу Истории Средних веков. Закрепить формирование исторических понятий и знания хронологии истории средних веков. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.

Развивающая - Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, уметь выбирать из предложенного списка правильный ответ. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.

Воспитательная - Воспитывать любознательность и интерес к истории. Формирование ответственного отношения к учению, способностей к саморазвитию и самообразованию


1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Вступление. Не на море-океане, не на острове Буяне,

А в лесу среди болот крепость мощная встаёт.

Лес, болото, вал и стены преграждают путь к врагу,

Ваши знания помогут штурмом взять её в бою!

Мы изучили Средние века: слетали мы в Париж и Лондон,

Турниры, замки, города, восстания, Крестовые походы.

Ну, а теперь давайте, господа, мы те события всем классом вспомним.


Сегодня на уроке мы с Вами должны подвести итог нашей работы по изучению курса истории средних веков. Мы должны выяснить, что дало средневековье истории человечества, повторить и закрепить характерные особенности данного периода.

С 15 века существовала точка зрения, что средние века – это темный период в истории человечества (войны, инквизиция, болезни и много др.), а в 18 в. взгляд на развитее средневековья изменился, его стали считать временем романтизма, благородного рыцарства. Попробуем выяснить какая точка зрения ближе для нас с вами. Проблемный вопрос. Какие средние века – темные или светлые?

I. Разминка. За каждый правильный ответ 1 балл.

1.Своеобразная наука, ищущая философский камень, способный обращать в золото любой металл. (Алхимия)

2.Какие церкви образовались после 1054 года (Католическая и православная)

3. Лучший образец изделия (Шедевр)

4. Что такое инквизиция ( Церковный суд)

5. Что такое индульгенция (Грамота о прощении грехов)

6. На каком языке велось обучение в средневековых университетах (На латинском)

7. Что такое «Книга Страшного суда» (Книга переписи населения)

8. За каким столом проводили свои беседы рыцари короля Артура»(Круглым)

9. Сколько всего было организовано крестовых походов (8)

10. Какие технические изобретения и открытия XV-XVI веков вы знаете ? (Водяной двигатель, механические часы, мушкеты, каравеллы и т.д.)

11. Сколько лет длилась Столетняя война (116 лет)

12. Где находилась улица Соломы и почему получила такое название (Париж, студенты слушали на улице лекции, сидя на соломе)

13. Сколько времени нужно было прожить в городе, чтобы стать свободным (Год и один день)

14. Что такое «чёрная смерть? (эпидемия чумы, унесшая треть населения Европы)

15. Что означал щит, прибитый к домам в занятых крестоносцами городах (Этот дом уже кем-то занят и подвергается грабежу)

16. Почему вы не захотели бы примерить на себя «испанский сапожок» (Так называлось орудие пытки)

17. Продолжите фразу «Вассал моего вассала…» и объясните, что она означает. ( Слугу своего слуги нельзя заставить что-либо сделать)

18. Почему Филипп IV Красивый получил ещё и прозвище «Король-фальшивомонетчик? (Приказал добавлять в золотые и серебряные монеты менее ценные металлы)

II. Соотнеси исторические понятия и определения: (10 мин.)

За каждый правильный ответ 1 балл.

III. О ком идёт речь? За каждый правильный ответ 5 баллов.
- Кому принадлежит данное высказывание: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев, и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности) (Хлодвиг).

- Назовите одного из самых знаменитых монархов Европы, от имени которого произошло слово «король» (Карл Великий).

- Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном веке, стали национальными героями своей страны и имели одинаковые имена. Кто это? (В Чехии XV век Ян Гус и Ян Жижка).

-Завоевав независимость, горожане создавали самоуправление- выборный городской совет. Как назывался глава городского совета в Англии и в Германии? (Мэр в Англии и бургомистр в Германии).

- Назовите трех правителей, которые приняли участие в Третьем Крестовом походе? (Император Германии Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август и король Англии Ричард I Львиное Сердце).

IV. Объясните смысл выражения. За каждый правильный ответ 5 баллов.
- В Средние века говорили: «Что с возу упало, то пропало». Что это значило? (Товар, упавший на землю или смытый с корабля, считался добычей владельца этой земли).

- «Философский камень»
(В средневековье алхимики пытались создать не существующее в природе вещество, которое обладало бы чудодейственными свойствами: могло превращать неблагородные металлы в золото и серебро, излечивало от всех болезней, возвращало молодость и удлиняло человеческую жизнь.).

- «Жить на широкую ногу»
(Жить пышно, богато, с размахом и щедростью.).

V. Физминутка.

- Давайте вспомним средневекового рыцаря. Как называлось его снаряжение?

Добавим очко тому, кто правильно скажет, сколько весит снаряжение рыцаря. (По очереди спрашиваю всех) (50 кг – очко добавляю)

-Да, тяжело нести на своих плечах 50 кг доспехов. Давайте перед трудными испытаниями отдохнём все вместе.

Встали. Шагаем.

- 1,2,3,4,5 –смело будем воевать.

Раз - подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – рапирою коли,

На четыре – в даль смотри,

Пять – коли врага опять,

Шесть – на отдых тихо сесть.


VI. Соотнеси даты и события. (5 мин.) За каждый правильный ответ 1 балл.

VII. Тема «Культура Средневековья» За каждый правильный ответ 1 балл.

- Материал для письма, изготавливавшийся из телячьей, свиной или бараньей кожи (пергамент).

- Одно из величайших открытий в истории человечества (изобретение книгопечатания)

- Основатель книгопечатания ( И.Гутенберг).

- Какие науки входили в школьное образование? (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

- Объединение профессоров и студентов (университет)

VIII. Шарады. Составить слова из предложенных слогов. За каждый правильный ответ 5 баллов.

Первый слог – домашние птицы, второй местоимение, целое - участники освободительной борьбы против засилья немцев в одной из европейских стран. (Гу-си-ты)

Первый слог – начальная буква алфавита, второй – человек, не имеющий ни прав, ни собственности, целое – коренной житель Аравии (А-раб)

Первый слог – самый большой житель океана, второй – вы его скажете, если вам будет больно, целое – страна, где впервые стали писать на бумаге, делать фарфор и носить шёлковую одежду. (Кит-ай)

IX. «Гостиница». За каждый правильный ответ 5 баллов.

На листочке записаны слова. Их нужно распределить в 5, 4, 3, 2, 1 местные номера, в зависимости от того, к чему относится это слово и сказать название номера.

Слова: Шедевр, конклав, кардинал, ученик, подмастерье, белый дым, мастер, король, барон, герцог, граф, вассал, девиз, герб, Средневековье.

X. Заполните таблицу.

XI. Задание на дом: Эссе.

XII. Рефлексия.

- Посмотрите на свои листочки с ответами. Проверьте ответы. Скажите, как вы усвоили историю Среднего мира? Какие оценки вы можете себе поставить.? А теперь сдаём свои работы с ответами я суммирую ваши знания и на следующем уроке выставлю общую оценку.

XIII. Подведение итогов. Мы видим, что на протяжении всего период средневековья V-XV вв. происходили постоянные изменения: в государственном устройстве, хозяйственной, социальной жизни, культуре.

Вернемся к теме урока: Какие же средние века – темные или светлые?

Все молодцы. Спасибо.






2. Соотнеси исторические понятия и определения:

1.Большие группы людей, которые отличаются друг от друга передающимися по наследству правами и обязанностями.
2. Ремесленник, завершивший срок обучения, но не ставший самостоятельным мастером.
3. Рынок, регулярно организуемый в определённое время и в определённом месте.
4. Независимый город, имеющий собственное управление.
5. Здание, в котором заседал городской совет.
6. Торговец
7. Учреждение, занимавшееся хранением, переводом и предоставлением в долг денег.
8. Союз купцов для защиты их интересов.
9. Выдающееся произведение искусства, отлично сделанная вещь.
10. Человек, занимавшийся разменом и определением подлинности монет.
11. Торговый налог.
12. Полноправный член ремесленного цеха, владелец мастерской.
13. Живописное изображение бога, святых, сцен из Библии.
14. Вид крестьянских повинностей, все работы в доме и на поле феодала.
15. Знак, символизирующий положение и родовитость рыцаря.
16. Церковный суд против еретиков.
17. Пророк Аллаха, основатель ислама.
18. Главная церковь города.
19. Объединение мастеров одной специальности.
20. Город, в котором находится “гроб господень”.
21. Документ, отпускающий грехи.
22. Богоотступник, отлучённый от церкви.
23. Важнейшая ценность средневекового (феодального) общества.
24. Глава монастыря.
25. Система земледелия, при которой одна часть поля засевалась, другая часть оставалась под паром.
26. Состязание в знаниях, споры.
27. Зависимая страна, территория, потерявшая независимость.
28. Насильственный сгон крестьян с земли.

А) Ратуша


Б) Огораживание


В) Подмастерье


Г) Пошлина
Д) Двуполье
Е) Мастер
Ж) Ярмарка


З) Колония
И) Коммуна


К) Купец


Л) Гильдия
М) Аббат


Н) Инквизиция
О) Мухаммед


П) Земля
Р) Собор
С) Индульгенция
Т) Еретик
У) Икона
Ф) Герб
Х) Барщина
Ц) Меняла
Ч) Диспут


Ш) Банк
Щ) Сословия


Э) Шедевр
Ю) Цех
Я) Иерусалим



4. Соотнеси даты и события.

Даты

События

А) 500 г.
Б) 630 г.
В) 800 г.
Г) 843 г.
Д) 1066 г.
Е) 1096 – 1099 гг.
Ж) 1204 г.
З) 1265 г.
И) 1302 г.
К) 1337 – 1453 гг.
Л) 1358 г.
М) 1381 г.

1. Завоевание Англии герцогом Нормандии.
2. Захват крестоносцами Константинополя.
3. Жакерия во Франции.
4. Возникновение парламента в Англии.
5. Распад империи Карла Великого.
6. Образование Арабского государства.
7. Созыв Генеральных Штатов во Франции.
8. Первый крестовый поход.
9. Возникновение государства у франков.
10. Восстание Уота Тайлера в Англии.
11. Столетняя война.
12. Провозглашение Карла Великого императором.




10. Заполните таблицу.

Основные положения

Христианство

Ислам

1. Вера во всемогущего творца.

 

 

2. Основатель.

 

 

3. Священная книга.

 

 

4. Дом для молитв и обрядов.

 

 

5. Летоисчисление.

 

 

6. Место возникновения.

 

 

7. Последователи.

 

 

8. Дата возникновения.

 

 


Ответы



2 задание

1. Щ; 2. В; 3. Ж; 4. И; 5. А; 6. К; 7. Ш 8. Л; 9. Э; 10. Ц 11. Г; 12. Е; 13. У; 14. Х; 15. Ф; 16. Н; 17. О; 18. Р; 19. Ю; 20. Я; 21. С; 22. Т; 23. П; 24. М; 25. Д; 26. Ч; 27. З; 28. Б.




Ответы


4 задание

А. 9; Б. 6; В. 12; Г. 5; Д. 1; Е. 8; Ж. 2; З. 4; И. 7; К. 11; Л. 3; М. 10.




Ответы


9 задание

5 Король, барон, герцог, граф, вассал. (Феодальная лестница)

4. Шедевр, ученик, подмастерье, мастер (Мастерская ремесленника)

3. Факультет, студент, магистр. (Университет)

2. Девиз, герб (Рыцарь)

1. Средневековье.




Ответы


10. Заполните таблицу.

Основные положения

Христианство

Ислам

1. Вера во всемогущего творца.

Бог

Аллах

2. Основатель.

Иисус Христос

Мухаммед

3. Священная книга.

Библия

Коран

4. Дом для молитв и обрядов.

Храм

Мечеть

5. Летоисчисление.

Рождение Иисуса Христа (2008 лет назад)

Летоисчисление Ислама берет свое начало со времени Хиджры Пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Медину 16 июля 622 году согласно христианскому летоисчислению. Поэтому исламский религиозный год известен как год Хиджры.

6. Место возникновения.

Палестина

Аравийский полуостров

7. Последователи.

Христиане

Мусульмане

8. Дата возникновения.

1 век

7 век










Лист самооценки


Задания


Баллы

Обще количество баллов

I. Разминка.




II. Соотнеси исторические понятия и определении?




III. О ком идёт речь?




IV. Объясните смысл выражения.




V. Физминутка.




VI. Соотнеси даты и события.




VII. Тема «Культура Средневековья»




VIII. Шарады.




IX. «Гостиница».




X. Заполните таблицу.




XI. Эссе



ИТОГО













IX. «Гостиница». За каждый правильный ответ 5 баллов.

На листочке записаны слова. Их нужно распределить в 5, 4, 3, 2, 1 местные номера, в зависимости от того, к чему относится это слово и сказать название номера.

Слова: Шедевр, конклав, кардинал, ученик, подмастерье, белый дым, мастер, король, барон, герцог, граф, вассал, девиз, герб, Средневековье.


5

4

3

2

1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!