СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повышение доступности диагностики и профилактики причин стресса у подростков»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ритм современной жизни ускоряется, растёт и один из самых стрессогенных факторов – количество информации, с которой мы не справляемся.  Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как победа в конкурсе, так и отрицательные - экзамены, смерть близкого человека.  Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).  Каждый  человек, часто  испытывающий  нервное  напряжение, может  подобрать  для  себя  наиболее  подходящий  выход из стрессовой ситуации. Нас заинтересовала данная проблема, и мы решили выяснить, насколько важной данная проблема является  в  настоящее  время в жизни обучающихся.  

Просмотр содержимого документа
««Повышение доступности диагностики и профилактики причин стресса у подростков»»














Тема:


«Повышение доступности диагностики и профилактики причин стресса у подростков»















Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр»

Исполнитель проекта: Новоселкина Светлана, 9 класс

Руководитель проекта: Хозяинова Любовь Александровна, педагог дополнительного образования


г. Салехард-2016


Введение


Ритм современной жизни ускоряется, растёт и один из самых стрессогенных факторов – количество информации, с которой мы не справляемся. Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как победа в конкурсе, так и отрицательные - экзамены, смерть близкого человека.  Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке). Каждый человек, часто испытывающий нервное напряжение, может подобрать для себя наиболее подходящий выход из стрессовой ситуации. Нас заинтересовала данная проблема, и мы решили выяснить, насколько важной данная проблема является в настоящее время в жизни обучающихся.

Чтобы выявить степень подверженности подростков к стрессовым состояниям, был проведен ряд исследований.

Первое исследование: «Умеете ли Вы справляться со стрессом». В этом исследовании принимало участие 27 учащихся 8,9,10 классов МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр».

С учащимися было проведено анкетирование, в ходе которого выяснилось следующее.

В 8 классе в сумме ответов 32 балла, доказывающие, что учащиеся часто испытывают состояние стресса, в 9 классе – 6, в 10 классе – 20.

В 8 классе в сумме ответов 25 баллов, показывающих, что учащиеся редко испытывают состояние стресса, в 9 классе – 25, в 10 классе – 22.

В 8, 9 и 10 классах в сумме ответов 27 баллов, показывающих, что учащиеся в стрессовых ситуациях никогда не обратились бы за помощью к специалистам. Анкета приведена в приложении №1.

Сумме всех баллов в колонке анкеты «часто» во всех трёх классах составляет 99, в колонке «редко» - 68 , в колонке «никогда» -77.

Результаты исследования представлены в приложении №2. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что большинство учащихся умеют владеть собой, но, к сожалению не все умеют находить правильный выход из стрессовой ситуации. Так, например , 13 учащихся при возникновении стрессовых ситуаций применяют успокоительные средства.

Второе исследование: Определение стрессоустойчивости организма:

Реакцию ССС на психоэмоциональную нагрузку (стрессоустойчивость) оценивают так: испытуемому предлагают в максимально быстром темпе производить последовательное вычитание целого числа из целого уменьшаемого, например по 7 из 777. Вслух называется результат каждого действия. Время счета 1 мин. Экспериментатор контролирует правильность выполнения счета и в случае ошибки делает замечание и поправляет испытуемого. Кроме того, трижды за 1 мин, независимо от темпа испытуемому предлагают ускорить счет. До пробы и сразу после пробы определяют ЧСС по пульсу.

Как видно, у всех испытуемых пульс по окончании тестирования увеличился. ЧСС в целом до 125 уд/мин (приложение№3). При этом все участники эксперимента допускали ошибки в вычислениях. Всего было допущено от 2 до 6 ошибок. Таким образом, у любого человека при выполнении умственной работы, требующей чёткого ответа, внимательности и сосредоточенности возникают признаки нервного перенапряжения.

Сложившаяся ситуация располагает к тому, что подростки не имеют возможности поделиться с кем-то своими проблемами, а копят все внутри и замыкаются в себе. Таким образом, подростки, само того не осознавая, наносят себе неоспоримый вред как в моральном, так и в физическом аспекте, что в дальнейшем мешает им в благополучно формироваться как личности.

Объект исследования - условия для коррекции и снижения психоэмоционального напряжения подростков.

Предмет исследования – формы и методы диагностики и выявления причин возникновения стресса.

Цель исследования – определить эффективность применения здоровьесберегающих технологий для коррекции психоэмоционального напряжения подростков.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что внедрение здоровьесберегающих технологий и своевременная комплексная лечебно-оздоровительная и профилактическая поддержка по сохранению и укреплению здоровья подростков даст положительные результаты и будет способствовать снижению психоэмоционального напряжения подростков.

Для решения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

- изучить физиологию стресса;

- выявить причины нервно-психического напряжения подростков.

- провести коррекцию и реабилитацию психоэмоционального напряжения подростков.

При работе над исследовательским проектом использовались следующие методы:

  • анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования;

  • анкетирование;

  • количественный и качественный анализ полученных данных.

Данный проект имеет практико-ориентированную направленность, поскольку предлагает меры по профилактике стресса, используя специализированное БОС-оборудование и консультации у квалифицированных специалистов.

База исследования: МАОУ ДОД ДЮЦ.



Использование компьютерных лечебно - оздоровительных игр для коррекции психоэмоционального напряжения


В своей работе хочу представить технологию игрового компьютерного биоуправления. Это метод для коррекции состояний психоэмоционального напряжения и, следовательно, для профилактики психосоматических заболеваний.

Задача игрового тренинга - обучить человека новым способам реагирования на конфликтные ситуации, расширить его поведенческий арсенал через овладение навыками произвольной регуляции физиологических функций в условиях психоэмоциональной нагрузки.

Цель моей работы показать возможность и эффективность использования игрового варианта метода биоуправления для профилактики стрессо-зависимых состояний.

Компьютерный игровой тренажер состоит из нескольких сюжетов, выполненных средствами мультимедиа. Сюжет игр управляется частотой сердечных сокращений с помощью специального простого датчика, регистрирующего сигнал и передающего его в компьютер.

Главной особенностью компьютерного игрового лечебно-оздоровительного тренинга, основанного на технологии игрового биоуправления, является соревновательный сюжет. Для того чтобы победить в соревновании, играющий должен снизить частоту сердечных сокращений: чем меньше ЧСС, тем быстрее, лучше движется управляемый объект. На экране компьютера моделируется стрессовая ситуация, погружаясь в которую, человек проявляет свой стереотипный способ поведения в условиях стрессовой нагрузки.

Обучающие алгоритмы построены таким образом, что для победы необходимо улучшить свой собственный результат из предыдущего сеанса (соревнование с самим собой), что является залогом совершенствования навыков саморегуляции.

Среди всех преимуществ игрового варианта биоуправления следует отметить наличие стартовой и финишной компоненты, т.е. весь учебный и лечебно-реабилитационный процесс лишается временной неопределенности, появляется зримая перспектива благополучного завершения

Таким образом, игра, как наиболее яркий сценарий эмоционального подкрепления механизмов саморегуляции, позволяет наиболее полноценно осуществить самую значимую задачу технологии биоуправления – превратить пациента из пассивного объекта врачебных вмешательств в заинтересованного, активного субъекта лечебно-реабилитационного процесса.



Описание организации и методов исследования


Всего в исследовании приняли участие 28 обучающихся. С учетом специфики поставленных работе задач по использованию игровых технологий, необходимо определить наиболее надежные способы изучения этой проблемы.

Принципиально важным методом исследования является программа БОС. Программа БОС - биологическая обратная связь для коррекции расстройств поведения у детей и взрослых.

Это метод для коррекции состояний психоэмоционального напряжения и, следовательно, для профилактики психосоматических заболеваний. Оно выгодно отличается тем, что при строгом его использовании позволяет получить надежную информацию не только о внутренних побуждениях детей, но и результатах их деятельности, поведения.

Игровой тренинг, задача которого - обучить человека новым способам реагирования на конфликтные ситуации, расширить его поведенческий арсенал через овладение навыками произвольной регуляции физиологических функций в условиях психоэмоциональной нагрузки.

Метод игрового биоуправления заключается в том, что компьютерный игровой тренажор состоит из нескольких сюжетов выполненных средствами мультимедиа. Сюжет игр управляется частотой сердечных сокращений с помощью простого специального датчика, регистрирующего сигнал и передающего его в компьютер.

Основной особенностью компьютерного игрового лечебно-оздоровительного тренинга, основанного на технологии игрового биоуправления, является соревновательный сюжет. Для того чтобы победить в соревновании, играющий должен снизить частоту сердечных сокращений (ЧСС): чем меньше, ЧСС, тем быстрее, лучше движется управляемый объект.

Выиграть игру (соревнование) или добиться положительного развития сюжета человек может, научившись управлять собственными механизмами саморегуляции, используя методики мышечной релаксации в сочетании с высокой степенью контроля сознания, постоянным сканированием внутренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на экране монитора.

Преодолевая противоречия между психоэмоциональной нагрузкой и необходимостью сохранять состояние спокойствия, играющий учится формировать резистентность к стрессирующей ситуации игры. Таким образом, создается модель эффективного поведения – система навыков конструктивного разрешения подобных ситуаций, препятствующая развитию стрессо-индуцированных состояний и их последствий.

Обучающие алгоритмы построены таким образом, что для победы необходимо улучшить свой собственный результат из предыдущего сеанса (соревнование с самим собой), что является залогом совершенствования навыков саморегуляции.

Тренажер, созданный в Институте молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, включает в себя 4 игровые программы: «Вира!», «Гребной канал», «Магические кубики», «Ралли».

Игры «Вира!», «Гребной канал». На экране – имитация соревнований по подводному погружению или гребле на байдарках, организованных по олимпийской системе. Учащийся управляет одним из соревнующихся. Его задача – обогнать соперника, скорость которого – это скорость игрока, достигнутая в предыдущей попытке. Чтобы обогнать соперника и победить в игре, учащемуся нужно научиться замедлять сердечный ритм.

Для управления используется прибор «Детектор пульса». Игровая приставка «детектор пульса» регистрирует частоту сердечных сокращений методом дигитального (с пальца) снятия сигнала фотоплетизмограммы, прибор имеет малые размеры и может быть удобно размещен в ладони.

Чем глубже человек, сидящий перед компьютером, сумеет расслабиться, тем медленнее будет его пульс или выше температура, и тем быстрее будет двигаться его игрок на экране. Таким образом, он получает возможность регулировать свои важнейшие физиологические параметры, немедленно узнавая о результатах своих попыток. Можно пробовать различные стратегии для расслабления (дыхание, аутотренинг, визуализацию и т.д.) и смотреть, как они влияют на результаты. Показания для использования – стресс-индуцированные состояния, гипертензивный синдром, мигрень.

Таковы же основные идеи и принципы игры «Ралли», сюжетом которой являются автомобильные гонки. Введенный в игровой сюжет элемент - камни на дороге, которые необходимо объезжать при помощи своевременного нажатия клавиши «пробел», - позволяет фиксировать время реакции тренирующегося и следить за изменением уровня концентрации внимания в процессе тренинга.

Игра имитирует вождение автомобиля. Во время тренинга оцениваются релаксационные навыки и время реакции для выявления лиц, подверженных синдрому сонливости. Предполагается, что эффективное вождение сочетает готовность реагировать на внешние стимулы, устойчивость распределенного внимания и отсутствие избыточной нагрузки на нервную систему. Этот баланс достигается в годе тренинга путем усиления произвольного контроля над характеристиками вегетативной нервной системы. Анализируя результаты игры, можно отслеживать испытуемых с предрасположенностью к засыпанию. Игрок с повышенной сонливостью будет отличаться по финальному времени реакции по сравнению с его нормальной величиной.

Игра «Магические кубики» управляется ЧСС, как в предыдущих играх, или бета-ритмом ЭЭГ (18 – 22 Гц), мощность которого пациенту удается увеличить. Датчики регистрируют электрическую активность коры головного мозга и с помощью интерфейса БИ-01Р вводят ее в компьютер. Волшебник (пациент) управляет строительством башни из кубиков, устойчивость которой и, следовательно, высота зависят от способности ребенка сконцентрировать и поддерживать индекс бета-ритма не ниже базового уровня. Трехмерная графика, таинственная музыка, завораживающий огонь, горящий в камине, а главное, желание построить башню до небес – позволяют удерживать непоседливого юного пациента у монитора компьютера в течение 25 – 30 минут лечебной сессии без особого труда.


  1. Анализ полученных результатов исследования


Результаты, полученные в ходе применения игр («Магические кубики», «Ралли» «Гребной канал», Вира!» индивидуально с каждым учащимся (15 сессий), мы можем наблюдать в диаграмме 1.


Данная диаграмма показывает, уровень результативности от занятий на игровых тренажерах БОС. Большинство испытуемых (67 %) имеют хороший уровень саморегуляции, у них во время сессии пульс снижался, что горит о хорошем уровне самоконтроля у данных учащихся. У 4 обучающихся (22%) – пульс на протяжении всей сессии оставался неизменным, это свидетельствует о том, что данные испытуемые могут контролировать свое поведение. Лишь у 2 обучающихся пульс повысился во время сессии, но эффективность от занятий всех сессий у этих испытуемых также прослеживается. На наш взгляд данным учащимся трудно было контролировать свое поведение из-за высокой гиперактивности.






Физиология стресса


В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать.

«Стресс» – состояние сильного эмоционального перенапряжения, связанное с душевным расстройством, с неспособностью трезво размышлять и принимать решения.

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции

Стрессовое состояние человека можно разложить на следующие временные отрезки: сначала возникает «предстартовая лихорадка», во время которой мы думаем о предстоящем событии, например, об экзамене или объяснении с начальником. Затем наступает сам стресс. Далее следует состояние, которое называют «постстрессом».

При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является еще более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы. Усиленный выброс адреналина и норадреналина в кровь и был необходим для быстрого развития мышечной активности.

Вредное действие стресса, однако, этим не ограничивается. Первоначальный выброс истощает запас гормонов в коре надпочечника: начинается их поспешная «заготовка», а через некоторое время после стресса достаточно даже слабого воздействия, чтобы началось их поспешное выделение. Этот биохимический механизм и обусловливает те всем хорошо известные ситуации, когда после трудного дня, после неприятности в школе или университете возникают срывы по мелочам на близких.

Влияет стресс и на возникновение аллергических заболеваний. Напряжение мышц, связанное со стрессом, вызывает различные патологические симптомы: головные боли, боли в пояснице, мышцах шеи. Типичной «мишенью» стресса является кожа. Не проявляясь в каком-то конкретном заболевании, хронические стрессы могут приводить к постоянному подавленному настроению. Плохая работоспособность, вялость, пассивность, бессонница – все это следы деятельности дистресса.

Из всего выше сказанного следует, что стресс – это реакция физического происхождения. Имеет последствия не только психологического характера. Стресс может «уничтожить» человека изнутри.

Стадии стресса


Пол века назад Ганс Селье ввел в обиход понятие стресса (Selje H., 1954), которое заставило ученых пересмотреть общепризнанные взгляды на взаимодействие человека с окружающей средой. Ученый выделил три основных стадии:

1. Реакция тревоги. Эта фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д.

2. Стадия сопротивляемости. Все перестройки организма закрепляются. При этом обеспечивается мало отличающиеся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается.

3. Стадия истощения. Включается, когда не хватает функциональных резервов.

Признаки стрессового напряжения:

- Невозможность сосредоточиться на чем-то.

  • Слишком частые ошибки в работе.

  • Ухудшается память.

  • Слишком часто возникает чувство усталости.

  • Очень быстрая речь.

  • Мысли часто улетучиваются.

  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).


Заключение


Борьба со стрессом в современно мире становится одной из важнейших проблем. Кто-то пытается справиться со стрессом самостоятельно, а кто-то для лечения стресса вынужден прибегать к помощи врача.

В данной работе была изучена проблема доступности диагностики и профилактики причин стресса у подростков.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что программа БОС, способствует улучшению психоэмоционального состояния учащихся, что и подтверждает нашу гипотезу.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на базе МАОУ ДОД ДЮЦ следует создать психодиагностический центр для определения эмоциональной сферы учащихся, с применением специально разработанной программы БОС для коррекции психоэмоционального состояния, как технологии профилактики стрессозависимых состояний под наблюдением квалифицированных специалистов.

.



























Список использованных источников и литературы


  1. Айзман Р.И. Физиологические основы здоровья. – Новосибирск, 2008. – 62с.

  2. Аксенов Д.П. Диагностика значимости метода биоуправления. – Новосибирск, 2002.

  3. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 352 с.

  4. Бурмистрова Е., Косолапова Л. Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения. – М. 2009.

  5. Буянова Н.Ю. Я познаю мир: энциклопедия. – М.: АСТ, 2008. – 398с.

  6. Дегтерев Е.А., Синицын Ю.Н. Управление современной школой. Выпуск 8. – Ростов на Дону: «Учитель», 2005. – 224с.

  7. Джафарова О.А., Донская О.Г., Зубков А.А., Штарк, М.Б. Игровое биоуправление как технология профилактики стресс-зависимых состояний. – Новосибирск, 2002.

  8. Джафарова О.А., Штарк М.Б. Компьютерные системы биоуправления: тенденции развития// Медицинская техника. Москва. Медицина. 2002. 1.

  9. Доктор Генри. Лечение без лекарств. – М.: Покупки на дом, 2009. 163с.

  10. Семенова Е.М.Тренинг эмоциональной устойчивости. – М., 2007.

  11. Смит М. Тренинг уверенности в себе. – М., 2008.

  12. Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 144с.

  13. Фёдорова Н.А. Домашний медицинский справочник. – М.: Пресс, 2007. – 520с.

  14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2010.

  15. Черникова Т.В., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. – М. 2006.

  16. Штарк М.Б. , Шварц М. Биоуправление – 4. – Новосибирск, 2002.







Приложение №1

АНКЕТА

«УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СТРЕССОМ?»

№ п/п

Утверждение

часто

редко

никогда

1

Я чувствую себя счастливым




2

Я сам могу сделать себя счастливым




3

Меня охватывает чувство безнадежности




4

Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к алкоголю, курению или успокоительным таблеткам




5

Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту




6

Я склонен к грусти




7

Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим




8

Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте




9

Я легко расстраиваюсь












Приложение№2

Диаграмма по результатам анкетирования учащихся 8, 9, 10- классов

«Умеете ли Вы справляться со стрессом?»



















Приложение№3.

Диаграмма по результатам тестирования на определение стрессоустойчивости у 5 обучающихся 7, 8, 10 классов




















Приложение№4.

Диаграмма по результатам количества ошибок в ходе тестирования при определении стрессоустойчивости



Диаграмма 1.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!