З.М. Рамазанова
к.ф.н., ст. преп. кафедры филологического образования ДИРО, г.Махачкала
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам – это вечная тема. Основным результатом языкового образования в настоящее время должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций в интеллектуальной, социально-правововой, коммуникативной, информационной сферах. Одним из важных направлений решения задач образования является разработка и внедрение новых педагогических технологий, использование которых повышает эффективность обучения и воспитания школьников.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования в педагогической практике. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот что составляет суть данного подхода. Но ни одна из технологий не является универсальной, так как учитель имеет дело, как правило, с механически создаваемыми классами с разным уровнем обученности и обучаемости. Поэтому политехнологизм неизбежен в силу разнообразных факторов, влияющих на эффективность обучения.
Исходя из поставленных задач обучения ИЯ, появились разнообразные направления новых педагогических технологий. Наиболее адекватными поставленным госстандартами целям считаются:
- технологии обучения в сотрудничестве;
- метод проектов;
- информационные технологии;
- личностно-ориентированное обучение и др.
Технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах. Главная идея – учиться вместе, обучать друг друга, осуществлять взаимоконтроль. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только академических успехов, но их интеллектуального и нравственного развития обучающихся. Самыми распространенными видами обучения в сотрудничестве являются: «Учимся вместе», «Пила 1», «Пила 2», «Колесо беседы», «Цветные карандаши» и др.
Метод проектов используется на всех уровнях обучения ИЯ, дополняя другие технологии и методы. Преимущества этой технологии является обучение всем видам деятельности на интегративной основе, создание условий для самостоятельности, взаимодействия и сотрудничества и, главное, - высокой результативности.
По характеру конечного продукта выделяются следующие проекты:
- конструктивно-практические проекты – Construction and practical projects, например, коллаж, дневник наблюдений, создание и описание своих игр;
- игровые-ролевые пректы – Role and games projects, например, разыгрывание игры, драматизация и создание сценария собственной пьесы;
- информационные и исследовательские проекты – Information and research projects, например, «Английский язык и его использование как языка международного общения»;
- проекты конкретного социологического исследования – Survey projects, например «Влияние американской и британской культуры на образ жизни в моей стране»;
- творческие проекты, например, литературный перевод рассказа на родном языке, «Организация школьного клуба Лингвист» и др.
Результатами применения этой технологии являются:
- прочное и глубокое усвоение знаний, навыков и умений;
- высокий уровень научности;
- высокий уровень самостоятельной работы учащихся, а также умение работать в группе, коллективе;
- умение делать презентации, участвовать в диалоге, полилоге, отстаивать свою точку зрения на ИЯ.
Использование компьютерных технологий и Интернет-коммуникаций сегодня следует рассматривать как критерий общей грамотности учителя ИЯ, сопоставимый с трактовкой данного понятия на рубеже начала 20 века – как умения читать, писать.
Применение указанных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся соответственно требованиям ФГОС нового поколения, соответственно запросам современного общества. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяют реализовать целый комплекс задач обучения, воспитания и развития учащихся. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной самостоятельной активности учащихся, результатом которой является открытие новых знаний, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.
Тем не менее, нельзя сказать, что компьютер воспринимается учителями повсеместно как инструмент обучения. Поэтому, на наш взгляд, представляется необходимым конкретизировать способы использования ИКТ в процессе обучения ИЯ.
По классификации Войтко С.С. выделяются 5 основных направлений использования ИКТ на уроках:
Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.
Создание собственных презентаций.
Использование ИКТ во внеклассной работе.
Использование ресурсов сети Интернет.
Невозможно сегодня считать процесс обучения ИЯ современным без использования ресурсов Интернет. Любую тему программы можно дополнить, углубить интересными фактами страноведения и лингвострановедения. А в плане обучения общению, передаче и восприятию новой, а иногда необходимой информации, из всех технологий ИКТ должны стать в каждой школе на первом месте. Существуют три области, в которых Интернет выводит обучение ИЯ на новый уровень. Это:
- коммуникация с помощь электронной почты;
- получение информации, огромные пласты которой заключены во всемирной паутине (Word Wide Web);
- публикация, которая может осуществляться путем создания собственной страницы в Интернете.
Наиболее доступными справочными каталогами по использованию системы Интернет для обучения ИЯ являются: Yahoo!, Infoseek \ Ultrasmart, Zooksmart, Galaxy. А среди поисковых систем заслуженным успехом пользуются Altra vista, Hotbob, Opentext, Excite; разговор в сети (Chat).
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельной педагогической технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение. Эти технологии помогают педагогу приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждой школы.
Технология разноуровневого обучения основана на времени, необходимому ученику для освоения учебного материала. Для реализации разноуровневого обучения необходима тщательная подготовка с заданиями различной сложности. Далее учитель предлагает учащимся задания по выбору, давая возможность самим определить свои личностные способности.
Технология коллективного взаимообучения имеет большое преимущество в использовании. При работе по этой технологии используют деление учащихся на пары. Парам раздаются карточки с материалом, который должен быть усвоен всеми учащимися класса. Сначала каждый член группы получает свое задание, а затем проводит взаимообучение со своими товарищами. Преимуществом этой технологии является то, что в результате многократно повторяемых упражнений (пары меняются несколько раз) совершенствуются навыки логического мышления и понимания, повышается ответственность за результаты коллективного труда, обеспечивается прочное усвоение языкового материала, развивается память.
Технология модульного обучения реализуется за счет планирования не одного занятия по теме, а всего цикла занятий по теме, включая контрольные задания по теме и разработкой внеклассного мероприятия.
Применение перечисленных технологий в комплексе будут способствовать достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
Использованная литература:
Абаинов Т.В. Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку на начальном этапе. АЯШ, №4 2012 г.
Дружинина М.В. Социальный контекст в преподавании иностранных языков. www.promorsu.ru
Мильруд Р.П. Информационно-педагогические технологии обучения иностранным языкам на базе 2.0. ИЯШ, №6 2013 г.
Полат Е.С. Интернет на уроках ИЯ. ИЯШ, №2, 3 2001 г.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках ИЯ. ИЯШ, №2 2001 г.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М., 2005 г.
Тарева Е.Г. Инновации в обучении языку и культуре. ИЯШ, №10 2013 г.