Исследовательский проект
ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
В ШКОЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ
Учителя по физической культуры
МОУ «СОШ №95 С УИОП» г. Саратов
ЗАХАРОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа, основу которой составляет организация работы школьных спортивных секций, направленная на обеспечение дополнительного физкультурного образования с использованием способов двигательной деятельности из разных разделов школьной программы.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования – процесс общей физической подготовки девочек подросткового возраста, занимающихся в школьной секции.
Предмет исследования – показатели функционального состояния и физической подготовленности девочек 10-12 лет, занимающихся в школьной секции.
ЦЕЛЬ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – изучение динамики функционального состояния и физической подготовленности девочек 11-12 лет в процессе дополнительных занятий в школьной спортивной секции.
Гипотеза исследования – предполагалось, что дополнительные занятия физической культурой в школьной спортивной секции будут способствовать повышению функциональных возможностей и физической подготовленности девочек подросткового возраста. При этом наиболее информативные параметры, отражающие резервные возможности сердечно-сосудистой системы девочек-подростков, позволят оперативно оценить воздействие физических нагрузок на функциональное состояние организма и определить уровень физической подготовленности, а также своевременно вносить коррективы в процесс общей физической подготовки.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме повышения функциональной и физической подготовленности подростков в школьных спортивных секциях.
- Провести интегральная оценка функционального состояния девочек подросткового возраста в начале учебного года.
- Оценить реактивность сердечно-сосудистой системы девочек-подростков на пробу с дозированной физической нагрузкой.
- Определить показатели и уровень общей физической подготовленности девочек-подростков в начале учебного года.
- Исследовать динамику функционального состояния и физической подготовленности девочек-подростков в процессе дополнительных занятий в школьной спортивной секции.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОЦЕНКА
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ИНДЕКС КЕТЛЕ, ЖИЗНЕННЫЙ ИНДЕКС,
РУЧНОЙ СИЛОВОЙ ИНДЕКС,
ИНДЕКС РОБИНСОНА, ИНДЕКС РУФЬЕ,
АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
РЕАКТИВНОСТЬ
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ
СИСТЕМЫ
ПРОБА С ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ РУФЬЕ
(30 ПРИСЕДАНИЙ ЗА 30 СЕКУНД) С РЕГИСТРАЦИЕЙ ЧСС И АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
ОЦЕНКА
ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
«БЕГ 30 М»,
«ПОДЪЕМ ТУЛОВИЩА ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА»,
«ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА»,
«ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 3Х10»,
«6-МИНУТНЫЙ БЕГ»,
«НАКЛОН ВПЕРЕД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ»
КОНТИНГЕНТ ОБСЛЕДУЕМЫХ
Исследование проводилось с сентября 2022 года по май 2023 года на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 95» г. Саратова, в котором приняли участие 26 девочек 11-12 лет, дополнительно занимающихся физической культурой в секции общей физической подготовки. Тренировочные занятия проводились 2 раза в неделю по 60 минут.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ НА ГРУППЫ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ИНДЕКСОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, %
ИНДЕКСЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Индекс Кетле
Количество обследуемых
Соответствующей норме
Средние значения индекса, кг/м 2
14 чел. (54%)
Выше среднего
Ниже среднего
5 чел. (19%)
18,3±0,3
22,6±0,5*
7 чел. (27%)
15,5±0,4*
Жизненный индекс
Количество обследуемых
Соответствующей норме
Низкий
Средние значения индекса, кг/м 2
11 чел. (42%)
15 чел. (58%)
53,5±0,4
45,7±0,6*
Ручной силовой индекс
Соответствующей норме
Количество обследуемых
Средние значения индекса, кг/м 2
9 чел. (35%)
Низкий
47,1±0,3
17 чел. (65%)
39,3±0,5*
ИНДЕКСЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Индекс Робинсона
Количество обследуемых
Соответствующей норме
Средние значения индекса, кг/м 2
16 чел. (62%)
Ниже среднего
88,6±0,9
5 чел. (19%)
Низкий
106,2±0,8*
5 чел. (19%)
116,4±0,7*
Индекс Руфье
Количество обследуемых
Соответствующей норме
Средние значения индекса, кг/м 2
Ниже среднего
12 чел. (46%)
8 чел. (31%)
Низкий
7,2±0,5
6 чел. (23%)
11,7±0,4*
15,9±0,3*
Адаптационный потенциал
удовлетворительная адаптация
Количество обследуемых
напряжение адаптации
Средние значения индекса, кг/м 2
16 чел. (62%)
1,93±0,02
10 чел. (38%)
2,21±0,02*
РЕАКТИВНОСТЬ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ В ПРОБЕ С ДОЗИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Показатели
Уровень функционального состояния
1 группа – средний
n=14
ЧСС в покое, уд/мин
2 группа – низкий
n=12
83,4±0,9
ЧСС после нагрузки, уд/мин
92,6±0,8*
121,9±1,2∞
САД в покое, мм.рт.ст.
148,4±1,3*∞
100,5±0,8
САД после нагрузки, мм.рт.ст.
ДАД в покое,мм.рт.ст.
112,4±1,3*
123,5±1,1∞
145,3±1,4∞
59,7±0,6
ДАД после нагрузки, мм.рт.ст.
67,5±0,7*
68,2±0,8∞
АП в покое, балл
86,4±1,1*∞
1,93±0,02
АП после нагрузки,балл
2,21±0,02*
2,15±0,02∞
Индекс Руфье, усл.ед.
2,57±0,02*∞
7,2±0,5
13,8±0,4*
СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Тестовые упражнения
Уровень функционального состояния
1 группа – средний
Бег 30 м, с
Подъем туловища
из положения лежа, раз
2 группа – низкий
6,57±0,01
Прыжок в длину
с места, см
23,7±0,1
6,92±0,01*
17,4±0,1*
141,8±1,6
Челночный бег
«3х10», с
132,6±1,1*
9,9±0,01
6-минутный бег, м
10,8±0,01*
782,4±5,3
Наклон туловища вперед
из положения сидя, см
643,8±6,2*
7,24±0,2
5,36±0,2*
УРОВЕНЬ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ЧЕЛНОЧНОМ БЕГЕ 3Х10 М
У ДЕВОЧЕК В НАЧАЛЕ ГОДА, %
УРОВЕНЬ СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В БЕГЕ НА 30 МЕТРОВ У ДЕВОЧЕК В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА, %
СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ИНДЕКСОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Индексы
функционального состояния
Уровень функционального состояния
1 группа – средний
Индекс Кетле, кг/м 2
Жизненный индекс, мл/кг
2 группа – низкий
17,1±0,3
Ручной силовой
индекс правой руки, %
61,3±0,3
19,8±0,3*
50,9±0,4*
50,5±0,3
Индекс Робинсона, усл.ед.
43,1±0,4*
79,6±0,8
Индекс Руфье, усл.ед.
100,2±0,7*
6,1±0,5
Адаптационный
потенциал, балл
10,9±0,4*
1,86±0,02
2,16±0,02*
РЕАКТИВНОСТЬ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ В ПРОБЕ С ДОЗИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Показатели
Уровень функционального состояния
1 группа – средний
n=14
ЧСС в покое, уд/мин
2 группа – низкий
n=12
78,4±0,5
ЧСС после нагрузки, уд/мин
87,6±0,6*
110,2±1,2∞
САД в покое, мм.рт.ст.
137,7±1,3*∞
104,2±0,8
САД после нагрузки, мм.рт.ст.
ДАД в покое,мм.рт.ст.
112,8±1,3*
112,5±1,1∞
137,3±1,4∞
60,2±0,6
ДАД после нагрузки, мм.рт.ст.
65,5±0,7*
63,2±0,8∞
АП в покое, балл
80,2±1,1*∞
1,86±0,02
АП после нагрузки,балл
2,16±0,02*
2,03±0,02∞
Индекс Руфье, усл.ед.
2,38±0,02*∞
6,1±0,5
10,9±0,4*
СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Тестовые упражнения
Уровень функционального состояния
1 группа – средний
Бег 30 м, с
Подъем туловища
из положения лежа, раз
2 группа – низкий
6,09±0,01
Прыжок в длину
с места, см
29,2±0,1
6,42±0,02*
22,4±0,1*
155,1±1,5
Челночный бег
«3х10», с
143,3±1,7*
9,05±0,01
6-минутный бег, м
10,3±0,01*
884,3±8,7
Наклон туловища вперед
из положения сидя, см
746,8±9,1*
11,5±0,2
6,7±0,2*
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА, %
ВЫВОДЫ
- Проблему дефицита физической активности подростков и способов ее повышения можно решить путем вовлечения их в дополнительные занятия физической культурой в школьных спортивных секциях.
- Физическая подготовленность подростков – один из важнейших результатов мониторинга основных физических качеств, осуществляемого на занятиях физической культурой или в школьной секции общей физической подготовки, а также поддающегося коррекции.
- Уровень физической подготовленности подростков в наибольшей степени объективно отражает их морфофункциональное состояние организма, определяющее потенциал здоровья.
- Показатели физической подготовленности можно рассматривать не только как индикатор состояния здоровья подростков, но и как интегративный показатель эффективности здоровьесберегающих технологий, применяемых в процессе физического воспитания подростков.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !