СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение ИКТ-компетентности, освоение возможностей использования интерактивной доски на уроке естествознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повышение ИКТ-компетентности, освоение возможностей использования интерактивной доски на уроке естествознания»

А.А.Фединишина

ГБПОУ КК КПК, г.Краснодар, Краснодарский край

Научный руководитель Н.А.Плутова

Повышение ИКТ-компетентности, освоение возможностей использования интерактивной доски на уроке естествознания

Сегодня век информационно- коммуникационных технологий идет стремительное развитие информационного общества. Информационно - коммуникационная технология, входя в нашу жизнь, становится неотъемлемой частью образовательного процесса начальной школы. Она позволяет изменить организацию процесса обучение обучабщих, формируя у них системное мышление и предоставляя возможность более широкого познания мира. При этом ИКТ базируется на методе проектов, так как метод проектов формирует умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Можно выделить два основных направления компьютеризации обучения.

Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй грамотностью». Благодаря этому современный человек способен накапливать и перерабатывать информацию самого различного рода - в форме таблиц, рисунков, чертежей и различных описаний, оформлять их в виде текстов, передавать по сети, находить и получать их из различных источниках, систематизировать, вновь перерабатывать и использовать для решения различных практических задач. Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни - неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые реализует современная школа.

Второе направление рассматривает компьютерные технологии позволяющие строить открытую систему образования, обеспечивающую каждому ученику собственную траекторию обучения, изменяя организацию процесса обучения ученика, формируя системное мышление. Компьютерные технологии тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание обучающихся, способствуют развитию исследовательских навыков у них, заставляя по-другому оценить предлагаемую информацию. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

Современное естествознание представляет собой обширный развивающийся комплекс наук о природе, характеризующийся одновременно идущими процессами научной дифференциации и создания синтетических дисциплин и ориентированный на интеграцию научных знаний.

Уроки естествознания с применением икт – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику икт с методикой учебного материала. При этом информационно-коммуникационные технологии должны внедряться в обучение дифференцированно, с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся класса, целей обучения, здоровьесберегающего аспекта. Наиболее доступным средством в обучении является технология демонстрации информации через проектор в виде презентации, созданной в программе PowerPoint. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения обучающихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание . Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Использование презентации позволяет учителю мотивировать обучающихся на активную познавательную деятельность и обеспечить эффективную работу по погружению в проект. Обучающиеся используют возможности PowerPoint для наглядного представления результатов своей проектной деятельности.

Активно в школах начинают внедряться интерактивные доски, и перед учителями стоит задача их освоения. Преимущества использования интерактивной доски в сравнении с обычной классной доской очевидно. Безусловно, интерактивная доска позволяет сделать урок интересным, насыщенным информацией, продуктивным и очень эффективным. За счет использования на уроке интерактивной доски может быть повышена мотивация и вовлеченность обучающихся в процесс учения

Рисунок 1 Использование интерактивной доски на уроке

Дополнительные возможности для эффективного планирования учебно-воспитательного процесса и повышения качества школьного образования в свете компетентностного подхода. К его результатам предоставляют разнообразные электронные учебные пособия:

  • Использование готовых моделей уроков или их частей при объяснении нового материала, закреплении ранее пройденного, для проведения виртуальных лабораторных работ;

  • Использование видеофрагментов и анимационных роликов при организации работы по изучению нового материала;

  • Проверка знаний обучающихся. Компьютерная программа сразу выдаёт информацию о правильности ответов, что позволяет более эффективно контролировать усвоение учебного материала и своевременно вносить коррективы.

Многие мультимедийные учебные пособия имеют редактор презентаций, где предлагаются не готовые уроки, а многочисленные медиа иллюстрации, рисунки, фотографии, трехмерные модели, анимации, различные интерактивные тренажеры. Все эти объекты можно скомпоновать в различные презентации к урокам (в зависимости от типа урока, уровня подготовки класса, задач, поставленных учителем). Учитель также может скомпоновать отобранные информационные объекты в нужной последовательности, подготовить материал для лабораторных и самостоятельных работ.

Таким образом, сегодня компьютер становится все более активными помощником для учителя позволяющий управлять познавательной деятельностью обучающихся. Информация в виде текста, графики, звука и движущихся картинок помогает расширять и углублять знания, умения, навыки в овладении профессиональной деятельности. Стимулирует интерес обучающихся к изучению предмета, повышая познавательную мотивацию учения. Уроки с использованием икт активизируют психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.



Рисунок 2 Использование ИКТ на уроке



Список использованных источников

1. Канянина, Т. И. Способы диссеминации инновационного опыта школ в области развития ИКТ-компетентности педагогов / Т. И. Канянина, Е. П. Круподерова // Тенденции развития науки и образования, 2018. – Т. 41. – № 1. – 28-30 с.

2. Гончар, С. А. Применение ИКТ как эффективного средства контроля знаний обучающихся средней школы // В сборнике: Молодежь XXI века: шаг в будущее Материалы XIX региональной научно-практической конференции. В 3-х томах, 2021. – 268-269 с.

3. Лапенок, М. В. Подготовка педагогов для дистанционного образования // Педагогическое образование в России, 2011. – № 1. – С.191–197.

4. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе [Электронный ресурс] / URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx ?cat_no=5025&tmpl=com (Дата обращения: 21.05.2020).

5. Образовательная программа ИИТО ЮНЕСКО по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров в области применения ИКТ в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://iite.unesco.org/pics/publica-tions/ru/files/3214645.pdf (дата обращения: 23.05.2020).

6. Бабушкина, Е. А. Тематические конкурсы в дистанционном обучении младших школьников / Е. А. Бабушкина // Ярославский педагогический вестник, 2022. – № 4.– С.86–98.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!