СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повышение качества чтения и письма у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Просмотр содержимого документа
««Повышение качества чтения и письма у младших школьников»»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Материалы

районной творческой группы

учителей 2-х классов по теме:



«Повышение качества чтения и письма

у младших школьников»






Руководитель:

учитель начальных классов

МОУ «Школа №111 г.Донецка»

Шалимова Инна Александровна





Донецк, 2020г.

Состав творческой группы

п/п

ФИО учителя

Название МОУ


1

Шалимова

Инна Александровна


МОУ «Школа №111 г.Донецка»


2.

Кобзарь

Ирина Юрьевна

МОУ «Школа №106 г.Донецка»

3.

Храменок

Виктория Николаевна

МОУ «Школа с углублённым изучением отдельных предметов №114 г.Донецка»

4.

Самофалова

Наталья

Викторовна


МОУ «Школа №110 г.Донецка»



План работы

районной творческой группы

учителей 2-х классов по теме:

«Повышение качества чтения и письма у младших школьников»


Мероприятия

Дата

Ответственные


1.

Вступительное заседание творческой группы. Обсуждение темы. Составление плана работы. Распределение заданий между членами группы.


Август

2019г.


Шалимова И.А.

2.

Изучение проблемы, подбор материалов соответственно заданной теме, рекомендаций.

Октябрь-ноябрь

2019 г.

Кобзарь И. Ю.,

учителя

3.

Практическое занятие. Рассмотрение подготовленного материала членами группы.


Январь

2020 г.

Самофалова Н. В.,

учителя

4.

Итоговое занятие. Анализ работы творческой группы.

Март

2020 г.


Все



Содержание


Состав творческой группы

2 с.


План работы творческой группы

3 с.


Содержание


4 с.

Пояснительная записка

5 с.


Этапы педагогической деятельности педагога

- 1 этап – организационный

- 2 этап- подготовительный

-3 этап - основной

-4 этап – заключительный

7 с.


7 с.

11 с.

12 с.

12 с.

Игры со звуками

17 с.


Упражнения для дисграфиков и дислексиков.


18 с.


Упражнения для повышения качества чтения и письма у младших школьников.


20 с.


Упражнения и игры на уроках письма и русского языка.


27 с.


Выводы.


30 с.

Несколько советов родителям.


31 с.



Пояснительная записка

Ещё В. А. Сухомлинский говорил, что «нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, - чтение один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного и речевого развития учащихся. Всё вышесказанное подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно.

Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит не только к специфическим нарушениям письма, но и к своеобразным нарушениям чтения, которые, в свою очередь, распространяются как на способы овладения чтением, так и на его темп.

Недостатки в овладении техникой чтения влияют и на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой.

«Будет ли понятно данное слово, — пишет Д.Б. Эльконин, — зависит от того, связана ли его звуковая форма со значением. Если эта связь имеется, возникает понимание; если такой связи нет, то слово может быть правильно прочитано, но не понято.»

Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более 100 лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением (Бельгия-5%, Британия-4%, Греция-5%, Финляндия-10%).

Современные знания о дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения) в нашей стране связаны, главным образом с идеями В.И. Лурия, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, В.Н. Винарской, Н.А. Никашиной, которые более чем полвека лежат в основе отечественной теории и практики изучения нарушений письма и чтения у детей и взрослых, сохраняя своё значение и теперь.

В настоящее время проблемой нарушения чтения и письма занимаются Р.И. Лалаева, В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева, А.Н. Корнев, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определить причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.

Почти каждый учитель начальной школы сталкивался, сталкивается и будет сталкиваться с ошибками при овладении письмом. Некоторые считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумение слушать объяснение учителя, невнимательность при письме, небрежным отношением к работе и другие. На самом деле основными симптомами являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребёнка. Основываясь на статистических данных письменных работ учащихся начальных классов, полагают возможным введение профилактической работы по предупреждению ошибок и повышению качества письма на уроках.

Данная подборка занимательных заданий по чтению и письму рекомендована учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.



Этапы педагогической деятельности педагога

1 этап – организационный

Выявление детей с различными речевыми расстройствами

Проведение дифференциальной диагностики по определению симптоматики механизмов вида дислексий и степени их выраженности(проводится совместно с логопедом)

Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

  • ба – па –

  • са – за –

  • жа – ща –

  • са – ша –

  • ла – ра –

  • ма – на – ма –

  • да – та – да –

  • па – ба –

  • за – са –

  • ща – жа –

  • ша – са –

  • ра – ла –

  • на – ма – на –

  • та – да – та –



Вначале предъявляется первый член пары (ба – па), затем второй (па – ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба – па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.

  • Губы в улыбке;

  • Губы «трубочкой» – округлены и вытянуты вперед;

  • Язык «лопаткой» – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

  • Язык «иголочкой» – узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

  • Язык «чашечкой» – рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;

  • Щелканье языком;

  • «Вкусное варенье» – рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;

  • «Качели» – рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;

  • «Маятник» – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

  • чередование движение губ: «улыбка» – «трубочка».

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком; синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова:

  • Собака – маска – нос;

  • Сено – василек – высь;

  • Замок – коза;

  • Зима – магазин;

  • Цапля – овца – палец;

  • Шуба – кошка – камыш;

  • Жук – ножи;

  • Щука – вещи – лещ;

  • Чайка – очки – ночь;

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, Х, Й). В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т. к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представится в ходе дальнейшего обследования.

На этапе чтения по слогам и целым словом часто встречаются такие ошибки при чтении как: пропуски, перестановки звуков, слогов. Эти ошибки могут возникать по причине необоснованных требований в увеличении техники чтения, когда ребенка начинают подгонять, а он к этому еще не готов. Ребенок начинает механически читать стоящие перед глазами буквы. Особенно опасны ошибки, которые он делает в окончаниях слов в предложении, т. к. они могут в дальнейшем стать дефектной основой для формирования грамматического строя речи. Для того чтобы отграничить дислексический характер ошибок от ошибок иного происхождения, далее предлагается обследование сформированности звуко-слоговой структуры слова и навыков языкового анализа и синтеза.

Исследование сформированности звуков – слоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова:

  • Скакалка

  • Танкист

  • Космонавт

  • Милиционер

  • Сковорода

  • Кинотеатр

  • Перепорхнуть

Исследование навыков языкового анализа и синтеза

  1. Cколько слов в предложении?

  • День был теплый.

  • Около дома росла высокая береза.

Составить предложения из 2, 3, 4, 5 слов.

  1. Сколько слогов в слове?

  • Дом

  • Карандаш

Вспомнить слова, состоящие из 2-5 слогов.

  1. Определи место звука в слове:

  • Первый звук в слове крыша

  • Третий звук в слове школа

  • Последний звук в слове стакан

  1. Сколько звуков в слове?

  • Рак

  • Сумка

  • Диктант

Вспомнить слова, в которых 4-5 звуков.

Отобрать картинки в названиях которых 5 звуков.

Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

2 этап- подготовительный

Развитие фонематического восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие звукового анализа слов

На этом этапе происходит формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства,на внешние действия.

Ученику предъявляются картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определенного количества клеточек, по числу звуков в слове( ученик заполняет схему фишками). Действие которое выполняет ученик, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Картинка напоминает ученику, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания.

3 этап – основной

- формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

Опора на материализацию действия исключается. Формирование функции фонематического анализа переводится в речевой план. Дети называют слово, определяют первый второй третий и т.д..уточняют количество звуков.

- формирования действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.



4 этап – заключительный

Закрепление полученных навыков

Какие же используются упражнения по закреплению функции фонематического анализа на различных этапах работы

1.Тренировка артикуляционного аппарата

Упражнения: «Окошко», «Заборчик», «Качели», «Часики» и т.д.

2.Выработка правильного дыхания

Упражнения: «Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад» и т.д.

3.Речевая зарядка

Упражнения:

1)Дифференциация сходных слогов и слов.

са – за ма – мя гол – кол

со – зо мо – мё гора – кора

су – зу му – мю игра – икра

2) Чтение слогов по подобию.
а о у

на но ну

за зо зу

ла ло лу

При выполнении этого задания учи­тель должен обращать внимание учащего­ся на то, как образованы слоги, располо­женные столбиком: они все с одним и тем же гласным - положение губ при произне­сении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

3) Чтение слов по подобию.
мак майка Ваня
рак зайка Маня
бак гайка Таня

В процессе неоднократного воспроиз­ведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зритель­ные образы слов.

4) Чтение слов путем наращивания со­гласных.

низ — вниз плыл — всплыл

бил — вбил плеск — всплеск

лез — влез копал — вскопал

чай — чайник

двор — дворник

рыба — рыбак

5) Чтение слогов и слов с подготовкой.

а— ан— бон — бант

е— се— сер— серп

о— то— сто — стол — столб

с— то— сто — ит — стоит

з— ва— ли— звали

г— на— гна — ли— гнали

6) Чтение слов, полученных путем пе­рестановки букв или отличающихся одной двумя буквами (звуками).

пила — липа карп — парк

палка — лапка гора — рога

кукла — кулак рыбак — рыбка

волос — слово ручка — круча

коза — коса

ужи — лужи

верь — зверь

мышка — мошка

7) Чтение родственных слов, отличаю­щихся друг от друга одной из морфем.

сад — садик ход — выход

яма — ямка копал — копнул

решила — решала купал — купался

8) Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни.

накормил унёс

напилил увёз

намазал увёл

9) Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами.

Марина грибы мариновала,

Марина малину перебирала.

* * *

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

* * *

Дубовый столб стоит столбом,

В него баран уперся лбом,

Хотя не жаль барану лба,

Но лбом не сбить ему столба.



4. Развитие фонематического восприятия.

Упражнения: «Топни, хлопни», «Покажи символ», «Повтори за мной»



5. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Упражнения: «Определи место звука в слове», «Придумай слово с определенным количеством звуков», «Выбери картинку»



6. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие

Упражнения: «Отыскивать в схеме определённое слово», «Корректурная проба», «Преобразуй слово»



7. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

Упражнения: «Пропущенные буквы», «Б или П» (и т.п.), «Какой звук общий», «Вглядись и разберись», «Пишем вслух»

  • Вставь пропущенные буквы: вил.а,кош.а…

  • Составь слова из букв разрезной азбуки

  • Подобрать слова, где заданный звук был на первом, втором,последнем месте

  • Назвать слова с определенным количеством звуков

  • Добавить звуки к слогу, чтобы получились новые слова

  • Преобразовать слова( добавляя звук в начале слова, в конце, переставляя звуки)

  • Составить новые слова из заданного

  • Составление графической схемы слова

  • Разгадать зашифрованное слово

  • Придумать слова к графической схеме

  • Вписать недостающие буквы

  • Кроссворды Ребусы



Игры со звуками

«Добавь звук»

Какое новое слово получится, если к этому слову добавить звук К:

Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, завтра - …, пар - …

Какое новое слово получится, если добавить звук Т:

Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, сор - …, стар - …

Вставьте в слово после первого звука Л:

Кок – к(Л)ок, пот - …, бок - …, сон - …, куб - …,

Сова - …, кубок - …, сух - …, газ - …, пан - …

Вставить в слово после первого звука Р:

Ковать – к(Р)овать, кошка - …, топка - …, такт - …, дама - …, кот - …, битва - …, тон - …,гаммы - …, каска - …,пуд - …,сок - …, койка - …, мак - …

«Отними звук»

Какое слово получится, если убрать первый звук:

Косы – осы, крот - …, смех - …, гром - …, шмель - …,

зверь - …, клей - …, скот - …, плуг - …, укол - …

«Кто больше?»

Предложите ребенку придумывать слова, в которых есть (например) звук С. Можно чтобы этот звук был бы и в начале слова и в середине или в конце.

Затем задание можно усложнить, ограничивая наличие звука:

В начале слова – сахар, слон, сумка;

в середине – миска, мост, маска;

в конце слова – овес, автобус, насос.

За правильный ответ – фишка. В конце игры подсчитывается результат и выявляется победитель.

Аналогично можно играть и с другими звуками.

«Чем отличаются слова»

Дети слушают пары слов: (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Нужно определить разницу в звучании этих слов.



«Придумай словечко»

Учитель пишет на листе слог. Ребенку надо придумать с ним слово и дописать его. Например, КО (кони, коты, колечко, молоко и т.д.)

«Строители»

Собираем и разбираем слова по звукам. Учитель предлагает детям собрать слово, которое произносит по звукам.

БАРАНКА.àНапример: «б», «а», «р», «а «н», «к»,», «а»

«к», «о», «т».àЗатем дети сами разбирают по звукам предложенные слова: КОТ



Упражнения

для дисграфиков и дислексиков.

  1. Решение ребусов, кроссвордов. 

  2. Упражнение «Корректурная правка». 

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. 
Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. 
Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр. 
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений. 
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними. 

Упражнение «Пишем вслух». 

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением опасных мест. То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙ-ОМ»).  «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (На стале стаял куфшин с малаком). 
Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т. е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. 

Упражнение «Вглядись и разберись» (Пунктуация для дисграфиков и не только).

Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. 

Упражнение «Пропущенные буквы».

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом- подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например: 
Мар_. Ещё т_ещ_т мор_зы, 
Н_ ве_на не з_ гор_м_. 
Я п_ши_тую м_моз_ 
Подар_л се_о_ня м_ме. 

Чего нельзя делать? 
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. 





Упражнения для повышения качества чтения и письма у младших школьников



10 волшебных упражнений для развития техники чтения

Упражнение 1 «Пол-арбуза». Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация – это предугадывание. .такая способность мозга, которая даёт нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, лёгким.

Спросите у ребёнка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слова. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем, Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Упражнение 2 «Потерянные буквы». Ещё одно упражнение на развитие антиципации. Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн.. полочка. Нов.. футболочка.

Больш.. ложка. Рыж.. кошка.

Ещё вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не ……

И ещё вот такие:

Ок-ок-ок - мы построим … . .

Юк-юк-юк – поломался наш … . .

Задача: прочитать, угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используя новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3 «Глаз - алмаз». В чём смысл упражнения. Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу будем использовать два-три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до двадцати.

Счёт равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребёнка:

- на счёт один найти и показать пальцем единицу;

- на счёт два – двойку;

- на счёт три – тройку и т.д.

Если ребёнок замешкался с какой -то цифрой, то счёт его не ждёт, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

Упражнение 4 «Шерлок». Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребёнка его найти. Слова, могут быть, например, такие: рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак.

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Упражнение 5 «Зазеркалье».

Попали мы в зазеркальный мир, и всё тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах справа налево. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл чтения. Поэтому всё внимание переключается на правильное и чёткое произношение слов.

Упражнение 6 «Бешеная книга». Что это даст? Разовьётся координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Поведайте ребёнку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.



Ребёнок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребёнка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. Поначалу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник ещё только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока сильно туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом н бумаге.

Упражнение 7 «Птицы прилетели». Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Покажите ребёнку фразу «птицы прилетели» .

И попросите прочитать её:

  • спокойно;

  • радостно;

  • громко;

  • тихо;

  • грустно;

  • с раздражением;

  • со страхом;

  • с издёвкой;

  • со злостью.

Упражнение 8 «Партизан». Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Школьник читает текст (или отдельные слова, когда он ещё мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берёт в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимает карандаш и снова читает вслух. И так несколько раз.

Упражнение 9 «Эх, раз! Ещё раз!».Что это нам даёт? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребёнка. Он сам увидит, что способен на большее.

Для этого упражнения нам понадобится секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали.

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнём и прочитаем этомже текст ещё разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет ещё круче!

Упражнение 10 «Тайна пропавшего предложения». В чём здесь смысл. На самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т.Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начнём упражнение.

Покажите ребёнку первую карточку.

Школьник читает предложение и старается запомнить.

Через 6-8 секунд уберите карточку.

Ребёнок по памяти записывает предложение в тетрадь.

Покажите ребёнку вторую карточку и так до шестого предложения.



Упражнения и игры

на уроках письма и русского языка

  1. В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Дети должны чётко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево». Для осуществления этой цели проводились графические диктанты и игра «Электронная муха».

Игра «Электронная муха»

Большим успехом в классе будет пользоваться эта игра. Для её проведения необходимы следующие пособия: одно крупное пособие, которое крепится на доске, и индивидуальный раздаточный материал для каждого ребёнка, фишка.

На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой, а одно крупное пособие крепится на доске. В центре сетки находится «Электронная муха» - точка, которая может перемещаться по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчёта всегда ведётся только от центра. Даётся сигнал: вверх-вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась «муха». В данном примере это правый верхний квадрат.

Постепенно темп ускоряется и увеличивается количество перемещений: от 2-3 до 8-10.

Для ускорения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять её перемещение, глядя на таблицу.

На следующем этапе дети с закрытыми глазами определяют путь «мухи» и отвечают, где она остановилась.

В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх-низ, право-лево, а также дети запоминают названия квадратов.

После такой подготовки детям предлагаются диктанты для рисования орнаментов и букв, «графические диктанты».

2. Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, в какую сторону написана буква, где расположены её элементы, и в каком количестве. Определение букв «на ощупь» - вызываются дети сразу по несколько человек, необходимо с закрытыми глазами по картонному контуру определить букву, придумать с буквой слово.

3. Создание ассоциативных связей «На что похожа эта буква?»

4.Систематическое придумывание детьми слова на данную букву или слог в определённой позиции: начало, середина, конец слова.

5. Проведение с детьми игры «Живые буквы» или игра «РУКАВИЧКА». Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару так, чтобы получился слог (любой ли заданный только по опорному гласному звуку, либо по опорному согласному, либо слог называется сразу полностью). В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука.

6. Традиционные упражнения, широко представленные в Азбуке:деление слова на слоги; выделение ударного слога; составление звуковой схемы к слову и придумывание слога к схеме.

7. Занимательные упражнения со словами:

  • игра «Слово рассыпалось»(ы, у, з, б) и «Наборщики»;

  • игра «Буква потерялась»: ду.. (дуб, душ, дух), д..м (дом, дым, дам);

  • игра «Кто быстрее, кто больше?» (из букв предложенного слова придумать другие слова)

с – сахар, и – ирис, р – рак, о – озеро, п – пыль

  • чтение слов в обратном порядке;

  • разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов.

Данный вид упражнений позволяет рассматривать слово не только как лексическую, грамматическую единицу речи, но и развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и речь.

8. Сочетание существительных с прилагательными, глаголами, числительными:

  • подбор как можно большего количества слов к предлагаемому существительному.

Яблоко (какое?) сочное, спелое, целое, ароматное, печёное, червивое. (Что можно сделать с яблоком?) – сорвать, купить, помыть, откусить, уронить, нарисовать, сварить.

  • Изменение слов таким образом, чтобы получилось верное словосочетание, игра «Помоги Незнайке» длинная вечер (длинный вечер), чёрный крылья (чёрные); кофта красн__, син __, пальто красн __, син __ и т.д.

  • Согласование числительных с существительными типа: один цыплёнок, два цыплёнка, пять цыплят.

9. Выделение границ предложений в тексте. Сначала дети хлопками выделяют конец смысловой фразы. Затем расставляют точки в предложениях, записанных на доске и карточках (текст написан слитно). И, наконец, детям даётся задание соединить части разорванных предложений. В завершении работы над предложением дети работают над деформированным текстом.

Образцы карточек с деформированными предложениями (раздаточный материал)

10. Чтение деформированных текстов, где имена существительные заменены картинками.

11. Составление связного рассказа из двух текстов, прочитанных (записанных) вперемежку, либо составление двух текстов из смешанных фраз.

12. Составление рассказов по серии картинок: по одной картине, по заданному началу или концу рассказа, по опорным сигналам.

13. Определение порядка следования предложений, расположенных в нарушенной последовательности.

Таким образом, формируя у детей умение полно и грамматически правильно выражать свою мысль, мы тем самым подводим их к работе над своей связной речью, умением писать изложения и сочинения в средней школе.

ВЫВОДЫ

1. Установлено, что недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в анализе звукослогового состава слова: они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук, смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся только одним звуком, и т.д.

2.Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукослогового анализа и синтеза, усваивать грамоту. В школьном возрасте возникающие трудности овладения звукослоговым анализом и синтезом слов часто приводят к дисграфии.

3. Недостатки произношения и различения звуков — фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие, обусловливающие затруднения в овладении чтением и письмом, наряду с фонетическим дефектом являются самыми распространенными у учащихся общеобразовательных школ.

4. В процессе коррекционных занятий по формированию звукослогового анализа и синтеза надо создавать широкие возможности для самостоятельной деятельности детей, побуждать их активно и заинтересованно преодолевать имеющиеся дефекты, учить контролировать свою речь, письмо и чтение, видеть ошибки товарищей, грамотно писать и правильно читать.

Несколько советов родителям:

  1. Следите за соблюдением правил письма и чтения. В раннем возрасте еще возможно повлиять на формирование навыка письма с помощью подходящего пишущего инструмента. В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости. 

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками. 
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус ручки, карандаша должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen. 
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба «удобства»: и треугольник, и пупырышки. Так что купите «пупырчатую» ручку и треугольный карандаш. 

  1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. 

  2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. 

  3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте. 

Не предлагайте детям исправлять ошибки, научите их не делать ошибок. 




20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!