МБДОУ №50 «Петушок». С. Кугей
Тема: « Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки ».
Подготовила музыкальный руководитель
Григорян Н. О.
2022г.
Функциональная грамотность рассматривается, как способ социальной ориентации личности, способной применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности в социальных отношениях.
- Основные вопросы формирования музыкальной грамотности решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Но более эффективно образовательные задачи будут решаться, если педагоги учтут принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает активное сотрудничество между воспитателями и музыкальным руководителем в вопросах формирования поликультурной грамотности дошкольников средствами музыки.
- Музыкальные занятия детей в детском саду - это вступление в необычный, удивительный мир музыки. Играть на инструментах, танцевать и самим себе аккомпанировать, озвучивать стихи – всё это вызывает у детей азарт и восторг, даёт эмоциональный всплеск без которого музыки нет вовсе.
Основные виды деятельности на музыкальных занятиях:
Ритмические движения.
Общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки и т.д)
Танцевальные (переменный шаг, дробный шаг, пружинка и т. д).
Развитие ритма, музицирование
Развитие чувства ритма и знакомство с музыкальными инструментами.
Пальчиковая гимнастика
Помогает детям отдохнуть, укрепляет мышцы пальцев.
Слушание музыки
Мелодичные произведения сопровождаются иллюстрациями или небольшими сюжетами.
Распевание, пение
Доступные песни с яркой мелодией, дети могут подыграть себе на музыкальных инструментах .
Пляски, игры, хороводы
Возможность подвигаться под музыкальное сопровождение.
Основные цели и задачи взаимодействия с педагогами :
- Изучение семьи – её музыкально – индивидуальных возможностей и интересов.
- Вовлечение педагогов в музыкально-педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.
- Совместное создание музыкальной предметно – развивающей среды в детском саду.
- Проведение индивидуальных бесед и консультаций.
Формы и методы участия педагогов в учебно-воспитательной работе нашего детского сада с учетом их личных способностей и умений:
. Индивидуальные беседы и консультации
«Советы музыкального руководителя».
- Дни открытых дверей.
- Анкетирование.
- Слайдовые презентации.
- Фоторепортажи.
- Музыкальные концерты.
- Совместные утренники и развлечения педагогов с детьми.
- Выставка совместных работ педагогов и воспитанников.
- Конкурсы (на лучший музыкальный инструмент, сделанный своими руками, на лучшую частушку и др.).
Традиционные утренники в детском саду станут эффективной формой общения детей с педагогами, если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений, в средство формирования музыкальной грамотности. С этой целью нами проведены ряд таких утренников как:
«Волшебница Осень», «День матери», «Здравствуй, Новый год»,
«23 февраля»,
«8 Марта» и т.д.
Памятка для педагогов .
Перечень музыкальных произведений, рекомендованных к прослушиванию детям при различных видах психологических расстройств по мнению врачей.
Для уменьшения чувства тревоги
- Шопен (Мазурка, Прелюдии)
- Штраус (Вальсы)
- Рубинштейн (Мелодии)
Против бессонницы
- Сибелиус (Грустный вальс)
- Шуман (Грезы)
- пьесы Чайковского
Для снятия стресса и общего успокоения
- Брамс (Колыбельная)
- Шуберт (Аве Мария)
- Шопен (Ноктюрн соль – минор)
- Дебюсси (Лунный свет)
Для поднятия настроения и общего тонуса
- Чайковский (Шестая симфония)
- Бетховен (Увертюра Эдмонд)
- Шопен (Прелюдия 1, опус 28)
- Лист (Венгерская рапсодия)
Для снижения раздражительности
- Бах (Кантата 2, Итальянский концерт)
- Бетховен (Лунная соната, Симфония ля-минор)
Заключение:
Работа педагогов по формированию функциональной грамотности дошкольников сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте. Благодаря совместной работе музыкального руководителя с воспитателями детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению и развитию музыкальной грамотности детей.
Заключение:
Работа педагогов по формированию функциональной грамотности дошкольников сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте. Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению и развитию музыкальной грамотности детей.