ГБОУ СПО ЛНР «Стахановский политехнический колледж»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПОВЫШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Подготовила : Давыденко Е.Ю. , преподаватель
Язык — это наследие, получаемое от предков и оставляемое потомкам наследие, к которому нужно относиться со страхом и уважением, как к чему-то священному, неоценимому и недоступному для оскорбления».
Ф.Ницше
Цель: Изучить причины употребления в речи подростков большого количества жаргонизмов и роли преподавателя в формировании культуры речи.
ЗАДАЧИ :
- Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков.
- Потребность подростков в самовыражении и встречном понимании.
- Расширение сферы общения молодежи - воплощение потребности пережить новый опыт, испытать себя в новой роли.
- Роль преподавателя в формировании речи подростков.
Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков
В разные периоды развития языка и общества разным был и объект борьбы.
В 20–30-е гг. разговорную речь захлестывали волны уличной стихии – беспризорников, воров, – а также митинговый язык революционных матросов и солдат (от них – обращение братишка).
Так что же всё-таки такое жаргон?
Жаргон-
1) наречие, сильно отклоняющееся от основного говора.
2) язык, свойственный какому-либо классу, профессии.
3) речь какой-нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много отличных от общего языка слов и выражений, отражающих вкусы и потребности данной группы.
Примеры в текстах песен
- «Мне все по барабану» – группа «Сплин»,
- «Заколебал ты» – группа «Дискотека Авария»,
- слова из песни Михея Джуманджи: «...дабы или чтобы понять цену лайфа...» (от английского слова life - жизнь),
- в радиопередачах и музыкальном телевидении, на которые ориентируется современный подросток
Потребность подростка в самовыражении и понимании
- поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения,
- ожидание сочувствия и сопереживания,
- жажда искренности и единство во взглядах,
- потребность самоутвердиться
Грубая агрессивность подобной формы речи, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия.
В определенный период роста молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка.
Показать подростку:
что красиво,
а что мерзко,
что действительно приятно для слуха,
а что вызывает лишь отвращение.
Расширение сферы общения молодежи
Важнейшими процессами переходного возраста считается расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.
Стихия, питающая молодежный язык, – это все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов, музыкальное телевидение, в частности MTV, и речь наркоманов, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский язык и воровское арго.
Почему мы говорим неправильно?
- Почему, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно?
- Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные?
Потому что у молодёжи другая система ценностей, другой престиж, другая норма – антинорма
Первобытность молодёжной речи
- Не успев закрепиться, одни формы речи уступают место другим: так, не столь давнее жаргонное мани (деньги) заменили баксы и бабки. Аналогичные процессы отмечались в начале века исследователями-этнографами в языках южноамериканских индейцев, для которых миссионеры не успевали переписывать словари. Это естественное состояние любого языкового образования в период его становления.
- Не успев закрепиться, одни формы речи уступают место другим: так, не столь давнее жаргонное мани (деньги) заменили баксы и бабки. Аналогичные процессы отмечались в начале века исследователями-этнографами в языках южноамериканских индейцев, для которых миссионеры не успевали переписывать словари. Это естественное состояние любого языкового образования в период его становления.
- Неопределенность
- Шоколад, стремно, круто, я прусь могут быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Подобное явление было в свое время отмечено Д.С. Лихачевым для уголовно-лагерного жаргона.
- Шоколад, стремно, круто, я прусь могут быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Подобное явление было в свое время отмечено Д.С. Лихачевым для уголовно-лагерного жаргона.
Ералаш
«Красивые слова»
Роль педагога в формировании речи подростков
Речь педагога служит образцом, который воспринимает подросток и по которому он учится строить свою речь
Диаграмма
Я провела соц. опрос и составила диаграмму использования молодёжной речи. Вот что из этого вышло:
Ролики
Основные причины появления нецензурных выражений в лексике современного подростка.
- Желание выразить свои эмоции.
- Необходимость освоиться в компании,
доказать, что ты свой.
- Желание проявить свою индивидуальность.
- Попытка шокировать взрослых.
- Протест против норм взрослого мира.
ВЫВОДЫ:
- Уровень речевой культуры крайне низок. Обучающиеся не используют знаний формул речевого этикета.
- Влияние семьи и сверстников осложняет борьбу с употреблением нецензурных слов в речи подростков.
- Взрослое окружение не считают нужным обращать внимание на речь подростков.
СЛОВАРЬ СЛЕНГА
А.
Аватар - картинка, которую пользователь выбирает себе в качестве «лица». В основном используется на форумах и в блогах в интернете.
Б.
- Братва- друзья.
- Бабки - деньги.
- Батл - бутылка.
- Битый - поломанный, испорченный. Например, "Битая ссылка" — ссылка на несуществующий адрес в Интернете. "Битый кластер" - поврежденный кластер.
- Бот - программа, имитирующая действия человека, иногда с зачатками искусственного интеллекта.
В.
- Вольтанутый - странный человек.
- Видюха - видео-карта.
- Вышка - высшее учебное заведение, например, институт, либо высшее образование.
Г.
- Грузить- давать большое количество ненужной информации, иногда намеренно забалтывать.
- Грузило- тот, кто дает такую информацию.
- Глюк- видение, что-либо показалось.
- Герыч - героин.
- Глюк - ошибка в работе программы или устройства.
- Гуглить - искать какую-либо информацию в интернете с помощью поисковика Google.
Д.
- Движок - стимул, пpичина.
- Демо - неполная (ознакомительная) версия программы или игры.
- Дискач - дискотека.
- Дубак - холод.
- Дымовуха - дымовая граната.
Е.
- Еггог - error (ошибка) по-русски.
Ж.
- Жмот- жадный человек.
- Жаба - язык программирования Java.
- Жужжать - устанавливать связь при помощи модема.
З.
- Зависать - нахождение программы в состоянии, когда она совершенно не реагирует на действия пользователя и сама не выполняет никаких действий.
- Закусон - закуска.
И.
- Инет - интернет.
- ИксПи - Операционная система Microsoft Windows XP.
К.
- Крыша- защита.
- Колеса- наркотические таблетки.
- Косяк- самокрутка с наркотиком, ошибка.
- Клёвый- хороший, веселый.
- Калаш - Автомат Калашникова.
- Кранты - Конец (в переносном смысле, вроде, "мне конец"), либо неудачный исход какого-то мероприятия. Например, "Ну все - нам кранты!" - "Ну все - нам конец!".
- Контер - спецназ в компьютерной игре Counter-Strike, либо игрок, играющий за этот спецназ.
- Кряк - небольшая программа, взламывающая зашиту от нелегального использования другой программы.
Л.
- В ломы – лень, неохота что-либо делать.
- Липа- ненастоящий, подложный.
- Лох- жертва обмана.
М.
- Мобила (от мобильный)- телефон.
Н.
- Нюхачи-токсикоманы.
- Наркота- наркотики.
- Ништяк- все в порядке
О.
- Отстой- плохо, устарело.
- Обдолбанный- находящийся под действием наркотика.
П.
- Пыхтеть- курить.
- Перец- парень , мужчина.
Р.
- Ржач- смех.
- Рамцы- разборки.
С.
- Сесть на иглу- начать принимать наркотики.
- Стрелка- заранее намеченная встреча, сопровождаемая дракой.
- Самустилка (от аббревиатуры SMS)- способ мобильной связи.
Ш.
- Шпенгалет- маленький.
- Шухер - опасность.
- Шмон- проверка.