СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение мотивации к физической культуре

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическое воспитание - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка. Адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность.

Просмотр содержимого документа
«Повышение мотивации к физической культуре»


Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Вышегородская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат










Доклад

«Повышение мотивации учащихся к обучению на уроках физической культуры»
























Подготовил учитель

Физической культуры

Щетинин Е.С.



Д. Вышегород 2023


ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Первостепенное значение физического благополучия для здоровья человека несомненно, но в настоящее время оно становится особенно актуальным. Связано это в первую очередь и с кризисным состоянием здоровья детей, и с их гипокинезией, и с трудностями адаптации к повышенным умственным нагрузкам в школах нового типа.

Физическое воспитание - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка. Адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность.

Основополагающим принципом физкультурного воспитания в школе является единство физического самосовершенствования, духовного становления и социальной адаптации. Для реализации данного принципа определено оптимальное соотношение и содержание физического образования и умственного воспитания.

Я рассматривает физическое воспитание в качестве неотъемлемой составной части всестороннего развития личности. Одним из важнейших направлений физического воспитания является приобщение детей и взрослых к физической культуре. Физическая культура является частью общей культуры, совокупностью достижений общества в деле создания и использования специальных средств физического совершенствования народа. Без овладения основами физической культуры современный человек не может считаться культурным.

Моя система физического воспитания детей включает в себя следующие звенья:

• укрепление здоровья и закаливания, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма;

• формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний;

• развитие основных двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты и ловкости);

воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения,

формирование привычки и воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;

• привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене физических упражнений и закаливанию;

• привитие организаторских навыков.

Осуществление этой системы может считаться удовлетворительным, если у школьника сформирована потребность, и он овладевает необходимыми умениями собственного физического совершенствования, использует эти умения в организации своей жизни.

1. Организуя процесс физического воспитания в общеобразовательной школе для обучающихся с ОВЗ по представленным программам, педагоги могут ожидать следующих результатов: укрепления здоровья, повышения физической подготовленности школьников; приобретения учащимися теоретических знаний и практических навыков по основам физкультурной деятельности с общеразвивающей и спортивно-оздоровительной направленностью; повышения интереса к уроку физкультуры, создания положительного микроклимата на занятиях, улучшения дисциплины учащихся, посещаемости уроков.

2. Главной формой физического воспитания школьников является урок. Интересный по содержанию, глубоко продуманный, проведенный эмоционально, с подъемом, урок оставляет глубокий след в сознании детей, оказывает большое влияние на их развитие.

Уроки физической культуры состоят, как правило, из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

3. В процессе урока физической культуры решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, предусмотренных программой, в развитии умений и навыков применять эти упражнения в жизни. Воспитательные задачи урока состоят в воспитании у школьников внимания, дисциплинированности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, чувства дружбы и товарищества, силы воли, целеустремленности, самостоятельности, настойчивости в преодолении трудностей.

Важная воспитательная задача урока физкультуры — привить учащимся интерес и любовь к систематическим занятиям физической культурой. Я строю уроки в классах на основе занимательности, даю ребятам много нового, интересного, стремлюсь создать деловое отношение к предмету.

Специфическим для физкультурного воспитания ученика стал принцип объективности формирования мотиваций. Мотивации как побуждение к действию; динамических процессов психофизиологического плана, управляющих поведением человека, определяющих его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Физическое воспитание является единственным предметом в школе, по которому ученик может (и должен) получать объективную оценку собственного физического состояния в динамике. Реализация данного принципа потребовала разработки новых подходов к системе оценки физического здоровья ученика, чтобы он не только понимал, но и внутренне принимал стоящие перед ним задачи, переживал за свое физическое состояние.


В настоящее время стало ясным, что школа в лице учителя физкультуры, перестала быть действующим фактором, влияющим на воспитание мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время. А во многом причисляют уроки физической культуры к разряду второстепенных предметов. Причины, кроющиеся в этом, зависят не только от личности учителя физкультуры, но и от постановки процесса физического воспитания в урочное время.

Специфика урока физической культуры состоит в том, что ребенок всегда на виду, и если он допускает ошибку, то это тут же становится заметно окружающим, в отличие от других школьных предметов, где ошибки детей, сделанные в тетрадях, видит только учитель. Естественно, что в каждом классе есть ученики с так называемым синдромом зеркала – боязнью своего отражения в глазах одноклассников.

Сравнив результаты опросов, можно сделать вывод: школьные программы по физическому воспитанию и содержание урока физкультуры нужно корректировать, причем серьезно.Большинство учащихся отмечают неудовлетворенность занятиями физической культуры в школе. Главной причиной падения удовлетворенности уроками школьники называют отсутствие эмоциональности урока, не интересность выполняемых упражнений, малую (для мальчиков) или чрезмерную (для некоторых девочек) физическую нагрузку, плохую организацию урока. У многих школьников отношение к физической культуре как учебному предмету характеризуется непониманием значимости этого предмета.


Почему на уроке неинтересно.

Можно выделить следующие причины падения интереса учащихся к уроку физической культуры:

– скучные, повторяющиеся задания;

– много групповых упражнений;

– высокие нормативы;

– соревнования и другие способы определения победителей;

– низкий уровень активности на уроках;

– плохое оборудование;

– мрачное помещение.

К сожалению, школьные программы не учитывают, что соревнования интересны в основном учащимся начальных классов в силу их возрастных особенностей. Им интересно попробовать себя, сравнить свои результаты с другими; дети в этом возрасте не боятся проигрывать, легко переносят горечь поражений. Однако уже к 5-му классу ребята определили свои возможности, и дальнейший интерес к соревнованиям сохраняется только у тех учеников, которые в них успешны. А как же остальные?

Большей популярностью у школьников средних классов пользуются командные состязания, где физически хорошо подготовленные дети сумеют проявить себя, а менее талантливые, оставаясь в тени лидеров, тоже могут почувствовать себя успешными.

Школьные программы по физическому воспитанию составлены циклично: каждый год изучаются одни и те же виды спорта, что со временем снижает интерес к занятиям. Не прибавляет успеха и низкая моторная плотность урока, особенно на занятиях гимнастикой, где ученику подолгу приходится стоять в очереди для выполнения упражнений. Тут у кого хочешь, пропадет желание заниматься. В связи с этим возникает проблема, как повысить эмоциональный настрой учащихся, их интерес к уроку в целом и к подготовительной его части в частности.

Эту проблему можно решить следующим образом:

– введением ритмической гимнастики на уроках;

– увеличением числа подвижных игр;

– дополнительной системой оценивания умений и навыков учащихся.



Повышение эмоционального настроя учащихся введением ритмической гимнастики

Ритмическая гимнастика – один из наиболее массовых видов физической культуры, доступный буквально всем. Введение в комплекс танцевальных движений, легко доступных в освоении, и положительное влияние музыкального сопровождения с первого урока стимулируют учащихся работать с оптимальной нагрузкой. В результате этого одновременно повышается организованность и дисциплина учащихся, а вследствие этого плотность урока увеличивается. Урок становится более интересным.


Повышение эмоционального настроя учащихся увеличением числа подвижных игр

Игра заменяет детям труд. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Она, как и трудовая деятельность, всегда имеет цель. В подвижных играх это, к примеру, суметь догнать и осалить товарища, перетянуть канат, метко бросить мяч, скорее закончить перебежку и т. п. Стремясь к достижению поставленной цели, ребята стараются быть внимательными, проявляют смекалку, инициативу, волю. К тому же развиваются физически, совершенствуют в игре многие умения, двигательные навыки, а также такие качества, как быстрота и ловкость, сила и выносливость.

Так как в каждой игре имеются правила, нарушать которые нельзя, то это дисциплинирует, воспитывает честность, требовательность к себе, выдержку.

Следует иметь в виду, что изменения игровой обстановки и внезапно возникающие разнообразные условия борьбы за победу требуют от участников верных решений и действий.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности. 
Повышения эмоционального настроя дополнительной системой оценивания умений и навыков учащихся.

Пятибалльная система оценок уровня подготовки учащихся, принятых в нашей системе образования, по сути является трехбалльной: 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно. Неудовлетворительная оценка – 2 – ставится зачастую вопреки правилам за отсутствие формы, прогул, безобразное поведение на уроке.

Кроме того, принятая система оценок не всегда точно отражает истинное положение дел, поскольку ученик мог пропустить уроки по болезни и не успеть достаточно хорошо овладеть тем или иным навыком, у ученика может быть неважное самочувствие в момент проведения тестовых упражнений. Есть дети, например, с избыточной массой тела, которые не могут выполнить на положительную оценку практически ни одно тестовое упражнение, однако старающиеся выполнять любое задание учителя.

В конце концов, у ученика могут быть проблемы в семье, школе. Все эти моменты учитель не в состоянии отследить и адекватно оценить умение ученика.

С другой стороны, есть дети, которые имеют прекрасные физические данные, но совершенно не умеют работать в коллективе, мешают другим, постоянно нарушают дисциплину.

Предлагаемая мною система позволяет скорректировать оценки учащихся и как следствие увеличить желание учащихся заниматься и демонстрировать свои спортивные достижения. Кроме того, сразу решается проблема выставления неудовлетворительных оценок.

Эта система очень проста. Если ученик выполнил упражнение лучше, чем другие, он получает «+», т. е. +1 балл. Если ученик нарушил правила игры или дисциплину, или он просто небрежно выполняет задание учителя, то он получает «–», т. е. –1 балл. В конце каждого урока подводятся итоги. Например, ученик заработал ++–+++. Значит, он заработал +4 балла. По его желанию эта оценка ставится в журнал помимо других оценок. Если оценка выставлена, то со следующего урока подсчет плюсов и минусов начинается заново. Если оценка не выставлена, то все плюсы и минусы переходят на следующий урок. 

Занятия по средствам.

Все эти не хитрые способы объединяет в себе детский-фитнес! Вот уже полтора десятка лет популярность фитнеса неуклонно растет. Легко заметить, что школьный урок физкультуры имеет такую же направленность, а соответственно, все новейшие фитнес-методики можно применять на уроках физкультуры. Более того, цели детского фитнеса во многом совпадают с целями школьного урока, которые заключаются в следующем:

– укрепление и сохранение здоровья;

– поддержание высокого уровня интеллектуальной и физической работоспособности;

– поддержание оптимального состава тела;

– создание положительного эмоционального фона.

Структура занятия включает в себя развитие:

– сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

– мышечной силы и мышечной выносливости;

– гибкости.

Можно заметить, что организация фитнес-занятия схожа со школьным уроком: здесь тоже есть подготовительная, основная и заключительная части. Принципиальная разница – в средствах, предлагаемых фитнесом и уроком. В частности, бег в подготовительной части урока можно с успехом заменить аэробикой, циклическими упражнениями, прыжками, танцевальными упражнениями. Таким образом, и поставленные задачи (подготовка организма к дальнейшей работе, развитие каридиореспираторной системы) будут решены, и урок в целом выиграет в разнообразии, динамичности, и интерес учащихся повысится.

Решая задачи, поставленные в основной части урока, учителя физкультуры в любом случае развивают у детей мышечную силу и мышечную выносливость, поскольку без этого невозможно ни обучить двигательным действиям, ни развить физические качества.

Заключительная часть урока, направленная на восстановление сил организма, благоприятна для развития гибкости – очень важного физического качества, являющегося главным показателем подвижности суставов. Поэтому ни одно фитнес-занятие не обходится без упражнений на гибкость, которые еще и помогают снять закрепощенность в мышцах. Опять же, все это учителя физкультуры применяют в своей работе, но методы школы и фитнеса различны. На фитнес-занятиях постоянно используется стретчинг – как в подготовительной части, так и в заключительной. 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!