Выступление на заседании ГМО
«Повышение мотивации к обучению подростков на уроках изобразительного искусства»
Учителя изобразительного искусства МБОУ - средней общеобразовательной школы №38 с углубленным изучением предметов эстетического профиля г Орла
Проваленовой
Ольги Анатольевны
Г Орел – 2020г
Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения происходят в физическом и психическом облике. Это – период кризиса в развитии личности, возраст поиска и обретения себя, возраст вопросов, на которые предстоит найти ответ: «Кто Я?». Особенности личности подростка – стремление к самостоятельности – накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства.
Подавляющее большинство учеников средних классов общеобразовательных школ постоянно испытывают значительные, а иногда и не преодолимые, трудности к обучению «умению рисовать, что скоро приводит к острой неудовлетворенности результатами своих усилий и, как следствие, к потере интереса, падению мотивации к изобразительной деятельности.
Недостаточность изобразительных способностей у большинства подростков сказывается на результатах выполнения заданий, главным образом в живописи и графике. Именно неудачи в этих видах искусства приводят к падению у них мотивации к данному предмету. Напротив, там, где достаточно условных изображений, то есть в прикладных видах и техниках искусства (декоративной орнаментике, дизайне и Т.П.), творческие работы подростков оказываются достаточно успешными. К тому же дифференциация интересов в этом возрасте сама требует включения в учебный предмет многих различных видов, жанров и техник, посредством которых ученики могут реализовать свои творческие замыслы.
Если склонность nодростков к анализу и рассуждениям наnравить на те же общие способы изобразительной деятельности, которые относятся к выражению замысла, к художественной форме, то результаты обучения nолнее влючаются в их творчество.
В основе практической работы лежит выполнение подростками творческих заданий по созданию букв-образцов, буквиц и шрифтовых композиций: вензелей, логотипов, экслибрисов, афиш, плакатов, рекламных листовок, товарных знаков, открыток и т.п. Подростки способны на эмоционально-образном и логическом уровне выполнять предлагаемые задания: сначала они выполняют копию тех или иных букв, а затем, основываясь на стилистических особенностях их построения, сочиняют свой образ.
Интересной формой работы с подростками является коллекционирование художественных шрифтов. Каждый ученик ведет свой альбом, в который вклеивает шрифты из газет и журналов. В этом же альбоме с помощью собранных шрифтов выполняются творческие задания, упражнения, эскизы шрифтовых композиций, ведется словарь терминов по истории шрифта. Альбом оформляется по законам книжной графики: обложка, титул, форзац, буквица, заставка, экслибрис и т.п.
Предлагаемый цикл уроков в 7 классе «Гармония шрифта» ставя перед собой задачи изучения многообразия форм шрифтового искусства, истории развития шрифта, стилевых особенностей шрифтов, развивая логическое и образное мышление, воображение и фантазию, позволяет решать и воспитательные задачи:
- актуализация личностного потенциала;
- интеграция представлений о себе;
- осознание характеристик своего Я, повышение самооценки, снятие напряжения, связанного с неприятием отдельных черт своей личности.
Данный цикл уроков предполагает необходимость разбираться в современной подростковой субкультуре: знать литературу, которую они читают, музыку, которую они слушают, идеалы, которым они поклоняются. Это знание поможет педагогу быть в «теме», предлагать актуальные варианты заданий и сделать занятия интересными для подростков.
Цикл уроков «Гармония шрифта» представляет собой систему художественно-творческих заданий для учащихся 7х классов, которую можно использовать как для изокружков и студий, так и для уроков изобразительного искусства.
Характерной особенностью заданий является изучение сложных шрифтовых закономерностей и правил построения букв в игровых формах с использованием принципов последовательности и научности обучения.
Занятия по художественному шрифту могут приобрести общественное значение, если нацелить деятельность ребят на оформление школьных праздников, стенгазет, классных уголков, диаграмм, стендов. Дети разных возрастных групп с большим интересом принимают участие в оформлении студии изобразительного искусства, а также других школьных кабинетов. Серию занятий можно посвятить выполнению эмблем для школьных кабинетов: математики, географии, русского языка, биологии, изобразительного искусства и др., для музыкального или спортивного зала, столовой и т.п.
Занятия по созданию шрифтовых композиций способствуют формированию композиционного мышления, развивают навыки оформительского искусства, которые так важны в современной жизни и могут быть востребованы во многих видах художественно-творческой деятельности.
Данные задания предполагают выполнение творческих работ средствами выражения декоративной графики черной гелевой ручкой. По желанию учащимся предлагается работать и в цвете, как акварелью и гуашью, так и, цветными карандашами и фломастерами.
Цикл уроков «Гармония шрифта» предназначен для занятий на уроках изобразительного искусства в 7 классе (1 четверть), рассчитан на 16 часов в год (2 часа в неделю).
Он предполагает изучение и оформление обложки журнала, газеты, афиши, товарного знака. Во всех данных творческих работах необходимо умение гармонично соединить изображение с текстом названия или надписи.
Цикл уроков «Гармония шрифта» готовит учащихся к зачетному заданию 1 четверти – «Оформление книги». В рамках этого задания учащимся предлагается сделать макет книги, полюбившейся им более всего или изучаемого на уроках литературы произведения.
Содержание цикла уроков «Художественный шрифт».
«Буквица» (1 час)
Беседа. С появлением на Руси, в Х-Х l вв. в рукописных книгах, в качестве украшений использовалась буквица. Буквицу ставили в начало текста, делали ее большого размера. Буквицы очень часто писали красным цветом. Отсюда пошло понятие «красная строка». Самым древним орнаментом был растительный. В написании использовались: листья, цветы, стебли. Буквица служит не только для оформления текста, украшает его, но и символизирует начало.
Практическая работа. Рисование буквы «Я» с учетом стилевых особенностей. Задание включает построение буквы «Я» и рисование ее из элементов, поясняющих твой образ жизни – то из чего ТЫ состоишь.
«Слово-образ». (2 часа)
Данное задание закрепляет знания о высоте и ширине букв в слове, межбуквенных пробелов и оптическом равенстве боковых полей.
Практическая работа. Изображение букв в слове соответственно значению этого слова. Учащимся предлагается подобрать для изображения слово русского языка, в котором не менее 5 букв. Нарисовать каждую букву соответственно значению слова одним предметом или смысловым соединением предметов.
В образе слово. ( 1час)
Это задание помогает учащимся ощутить себя художниками, создающими свой собственный шрифт. Суть задания состоит в том, чтобы в образе животного разместить буквы так, чтобы заполнен был весь силуэт, кроме букв не было никаких других линий и, в то же время, слово было читаемо. Допускается дополнять рисунок деталями (морда животного, коготки на лапах и др.) только внутри буквы. В заключительном этапе выполнения задания предлагается выполнить каждую букву графическим рисунком.
«Шрифт» (1 час)
Беседа. Основные закономерности шрифтов, правила построения букв. Основные понятия: шрифт, его единообразие, основные и соединительные штрихи, засечки, межстрочные и межбуквенные пробелы, оптическая и математическая середина буквы, оптическое равенство боковых полей, ширина и толщина букв. Правила построения округлых и остроконечных букв и др.
Вензель. (1 час)
Беседа. Со времен средневековья знатные люди пользовались вензелями для различных целей. Вензель – это переплетенные в красивой гармонии буквы фамилии и ,возможно, имени. У дам - он вышивался на платочках, а у мужчин – на кошельках. Вензель на перстне по своей сути был фамильной печатью, с помощью которой скреплялись договоры.
Творческая работа. Предлагается нарисовать средствами декоративной графики свой вензель, отразив в характерной особенности заглавных букв фамилии и имени свой собственный характер.
Экслибрис. (2 часа)
Беседа. Разнообразие литературных видов, жанров, направлений. Предпочтения. Государственные, частные и домашние библиотеки. Экслибрис как печать в книге и его характерные особенности.
Творческая работа.
Изображение экслибриса для своей домашней библиотеки. В данном задании перед учащимися стоит задача соединить буквы с рисунком.
Герб. (1 час) Беседа об истории возникновения гербов, геральдике, символике цвета и формы гербов, о геральдических фигурах, элементах, составляющих герб (щит, гербодержатели, мантия, девиз, корона, шлем, намет).
Практическая работа: нарисовать герб своей семьи.
Ребусы. (2 часа)
Беседа. Ребусы – это зашифрованные слова. Несколько видов ребусов. Механизмы разгадывания и изображения ребусов.
Творческая работа. Изображение комбинаций букв через создание ребусов.
Каллиграммы.(2 часа)
Фигурные стихи или графические стихи, также стихографика и каллиграмма, — стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета (монограмма, ромб и др.), проще говоря, слова стихотворения образуют рисунок. Известны с III века до н. э.
Фирменный логотип — это тоже разновидность каллиграммы . В идеале он должен содержать зрительный намек на сферу деятельности фирмы или графически оформлять ее название
Граффити. (2 часа)
Беседа об истории видах и направлениях граффити, Возможные варианты изображения граффити. Отрицательные аспекты и пути их преодоления. Граффити как искусство.
Буквенная композиция. (2 часа)
Важнейшим элементом в шрифтовой композиции всегда является текст — его смысловое содержание и грамматический строй, причем особенно ярко это проявляется в заголовках. Композиция шрифтовой надписи, выбранная в соответствии с ее содержанием, выявляет смысловое значение фразы и облегчает ее понимание.
Органичность букв в слове — не только эстетическое требование. Она закономерно проистекает из особенностей чтения текста, когда человек читает не по буквам, а охватывает взглядом целое слово или даже несколько слов.
8