СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение мотивации учащихся к изучению истории родного края через деятельность краеведческого кружка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор описывает разнообразные формы работы школьного краеведческого кружка.

Просмотр содержимого документа
«Повышение мотивации учащихся к изучению истории родного края через деятельность краеведческого кружка»


Повышение мотивации учащихся к изучению истории родного края

через деятельность краеведческого кружка


Краеведение не только наука, но и деятельность!

Академик Д.С. Лихачев


Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет – значит, укрепить основы государственности. Поэтому на современном этапе одной из актуальных задач является формирование патриотизма.

Гражданин и патриот начинается в школе: школьник должен научиться быть патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы. Тема малой родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Одним из направлений Программы духовно-нравственного воспитания школьников МОУ ««Понинская средняя общеобразовательная школа»» является гражданско- патриотическое воспитание. В школе организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тыла, с воинами-афганцами, участниками локальных войн. Проводятся такие игры, как «Зарница», «Турслет», где учащиеся приобретают полезные знания, опыт, учатся любить и защищать свое Отечество. Стали традиционными мероприятия, посвященные Дню Победы: сельский митинг, пробег Мира, акции «Подарок ветерану», «Бессмертный полк», шефство над памятниками.

В ходе работы нашего краеведческого кружка дети осваивают различные виды деятельности: поисково-исследовательскую, экскурсионно-просветительскую, творческую.

Работа в качестве руководителя краеведческого объединения ведется с 2017 года в разных направлениях: изучение основ музейного дела, сбор и обработка архивного материала, подготовка и проведение экскурсий в музее. Учащиеся обучаются работать с музейными материалами, собирают и систематизируют материал по истории школы, изучают структуру исследовательской работы, пишут исследовательские работы, готовят экспозиции по истории школы для размещения в сети Интернет.

Для реализации познавательной и творческой активности участников объединения используются такие современные образовательные технологии, как технология проектного обучения, технология исследовательской направленности, обучение в сотрудничестве (команде), информационно-коммуникационные технологии, учебные игры. Внедрение в процесс воспитания новых педагогических технологий, современных подходов позволяет воспитывать ребенка думающего, обладающего гибким умом, активностью, умеющего креативно мыслить, не останавливаться на достигнутом.

Каковы же результаты работы нашего объединения? Невелика по размерам Удмуртия, но много в ее прошлом событий и людей, заслуживающих внимания. Увлекательные страницы ее истории могут раскрываться как в прошлом больших городов, так и любой деревушки. Свой след в летописи Удмуртии оставили не только яркие личности, но и простые обыватели, о деятельности которых, чаще всего, мы мало что знаем. Учащимися школы написаны такие исследовательские работы, как «Крекнин С. К. – религиозный миссионер и просветитель удмуртов села Понино Глазовского уезда», «Судьба Свято-Духовской кладбищенской церкви удмуртского города Глазова», «Православный храм Покрова Пресвятой Богородицы (п. Сева) как святыня родного края», которые были достойно представлены на муниципальном, региональном, всероссийском уровне.

Исследовательская работа «Для желанных гостей ворота всегда открыты» о традициях и обычаях гостевания у удмуртов, написанная ученицей 6 класса, заняла первое место в районном, региональном, международном конкурсах.

Большая работа была проведена всей школой по сбору материала для создания музея истории школы. В 2019 году музей распахнул свои двери для посетителей. Члены кружка проводят занятия, экскурсии, квесты.

Школьники участвуют в различных конкурсах, фестивалях, краеведческих олимпиадах, конференциях, чемпионатах. Ежегодно на муниципальном фестивале «Истоки памяти» экскурсоводы рассказывают об «истории одного экспоната». Наши учащиеся представляли школьную Книгу приказов военных лет, паспорт школы 1946 года, автобиографическую книгу бывшей учительницы Понинской средней школы Блиновой Н.М., диплом за спортивные успехи выпускника школы 1959 года. «Награда нашла своего героя». Экскурсоводы разыскали обладателя этого диплома, проживающего в этом же районе, пригласили его на юбилей школы. Участница нашего объединения принимала участие в V Открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» Удмуртской Республики – 2020, компетенция «Организация экскурсионных услуг», и заняла III место. Участие учащихся в фестивалях, конкурсах способствует повышению мотивации в изучении истории родного края и России, дает возможность оценить свои силы, сравнить их со знаниями других учащихся.


В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне особое внимание уделяется нашим землякам – участникам этой войны. В школе успешно функционирует музейная комната Героя Советского Союза летчика А.П. Пряженникова. Школьники хорошо знакомы с жизнью семьи Пряженниковых, но практически ничего не знали о вкладе других жителей деревни в победу над фашизмом. Мы посчитали, что память об участниках Великой Отечественной войны, проживавших на родине Героя Советского Союза в д. Артенки, не должна быть утрачена. Девочки встретились с бывшими жителями деревни, перелистали Книги памяти, интернет страницы «Память народа» и «Подвиг народа». Таким образом был составлен полный список (21 человек) мужчин-фронтовиков деревни, которые защищали разные уголки Родины. Из них вернулись домой только четверо. Этим летом на День деревни Артенки съехались ее бывшие жители и познакомились с результатами нашей исследовательской работы. Они со слезами на глазах отыскивали в списке имена своих родственников. Очень много слов благодарности услышали в свой адрес авторы работы. Одна из жительниц деревни обратилась в редакцию районной газеты с материалами данного исследовательского проекта и накануне 9 мая там появилась статья «Какой ценой завоевано счастье!» Вот наглядный пример пользы от нашей работы. Авторы работы как будто сами пережили все тяготы войны вместе с родственниками фронтовиков.

На данный момент в нашем селе Понино не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной войны. Но живы ещё другие свидетели этой войны – те, кто в военные годы были детьми. Они встретились, «старость» и «юность». Со слезами на глазах ветераны педагогического труда Понинской средней школы вспоминали события тех лет. Они рассказали нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Душевные беседы тронули юные сердца, каждый раз они возвращались домой под каким-то особым впечатлением. Теперь в фонде музея истории школы хранятся эти видеозаписи, которые активно используются во время экскурсий, мероприятий. Надо отметить, что эти видеофильмы все смотрят в абсолютной тишине. На материале этих интервью была написана исследовательская работа «Дети войны и голодного детства».

Также члены краеведческого кружка хотят, чтобы об их работе знали многие. Они создали свой сайт «Музей истории МОУ «Понинская СОШ», разместили экспозиции музея и создали мобильный аудиогид на сайте izi.travel.

Да, «Точка роста», робототехника заинтересуют ребят, возможно, отвлекут их от улицы. Но мы считаем, что в наше время дефицит духовной нравственности восполнить можно только воздействием таких мероприятий, о которых было рассказано.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!