Совет директоров образовательных учреждений
Зыряновского района, 10 ноября 2017 года.
Нагибаева Ф.Г.,
директор КГУ «Школа-Лицей города Зыряновска»
Повышение мотивации учащихся к выбору инженерных и технических профессий.
В настоящее время во всем мире, и в том числе в РК, ощущается большая потребность в инженерных кадрах. Дефицит специалистов объясняется быстрым развитием технологий в промышленном производстве, которое использует автоматизированное и цифровое оборудование.
Современная школа не остается сторонним наблюдателем сложившейся ситуации и посредством элективного образования может оказать действенную помощь в профессиональном самоопределении выпускников. Воспитание инженерных, технических кадров необходимо начинать со школьной скамьи. Для того, чтобы мотивировать школьников, желающих стать высокообразованными инженерами, в 2016-2017 у.г. в 26 пилотных школах Восточно-Казахстанской области внедрен проект «Я – инженер». В Зыряновском районе в данном проекте участвует КГУ «Школа-Лицей города Зыряновска». В рамках проекта учащиеся лицея обучаются передовым инженерным технологиям: 3Д моделированию и конструированию. В рамках обучения по данной программе учащиеся осваивают инженерно-компьютерные программы, используемые на предприятиях, которые способствуют развитию пространственного мышления учащихся, что, в свою очередь, будет служить основой для дальнейшего изучения трёхмерных объектов в курсе геометрии, физики, черчения.
Цель проекта «Я-инженер»
– повышение престижа инженерной профессии и качества технического образования, создание системы непрерывного обучения инженерным специальностям «школа – ВУЗ – предприятие».
Основные задачи курса:
Дать представление об основных возможностях создания и обработки изображения в PTC Creo;
Научить создавать трёхмерные изображения, используя набор инструментов и операций, имеющихся в изучаемом приложении;
Способствовать развитию познавательного интереса к информационным, цифровым технологиям, формирование информационной культуры учащихся;
Профориентация учащихся.
Ожидаемые результаты реализации курса:
Педагог:
включение в инновационную образовательную практику, апробация технологии инженерно-компьютерного трехмерного моделирования.
расширение профессионального педагогического партнерства;
Ожидаемые результаты реализации курса:
Ученик:
проявление познавательных интересов и творческой активности;
получение опыта использования современных технических средств и информационных технологий в профессиональной области;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности;
приобретение опыта использования основных методов организации самостоятельного обучения и самоконтроля;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Данный проект реализовывается в 3 этапа.
В 2016 – 2017 учебном году курс «Я – инженер» реализовывался в 5, 7, 8, 10, 11 классах за счет вариативного компонента рабочего учебного плана, 1 час в каждой параллели (всего 170 часов в год). В проекте приняли участие 230 учащихся.
В 2017 – 2018 учебном году курс «Я – инженер» реализовывается в 7, 8, 9, 10, 11 классах за счет вариативного и личностно – ориентированного компонента рабочего учебного плана, всего 170 часов в год. В проекте принимают участие 269 учащихся.
В лицее созданы условия для реализации проекта «Я – инженер»:
1 Материально-техническое обеспечение курса:
Оснащенность кабинетов:
Кабинеты | Оборудование | Операционная система | Процессор | ОЗУ | HDD |
информатики | ноутбуки: HP Probook 4540S | Windows 7 Profesional | Intel® Core™ i3-2328M CPU @ 3.10 GHz 3.10 GHz | 4Gb | Gb |
2 В 2017 году приобретено оборудование на сумму 543700 т.
№ | Наименование | Краткая характеристика | Количество (шт) | Общая стоимость (тг) |
1 | Магнитный конструктор для сборки моделей | Магнитный конструктор для собирания моделей, развивающий интуитивные и творческие способности | 1 | 19800,0 |
2 | Набор электроники для начинающих (для экспериментов) | Набор различных электронных компонентов, который позволит пройти первые 11 экспериментов по книге Чарльза Платта «Амперка» | 1 | 132600,0 |
3 | Ресурсный набор для конструирования | В набор входит большое количество специальных элементов (шестерни, поворотные элементы, элементы для персонализации роботов и другие уникальные строительные элементы). Набор позволяет учащимся создавать сложных и функциональных роботов. Набор идеален для работы в классах, для внешкольного обучения и для соревнований по робототехнике | 1 | 82600,0 |
4 | Электронный конструктор «Альтернативные источники энергии» | Электронный конструктор для создания разнообразных механизмов и приборов | 1 | 48600,0 |
5 | Электронный конструктор для составления электрических цепей | Представляет собой набор схем и компонентов для создания электрических цепей | 1 | 48100,0 |
6 | Базовый набор для конструирования | Базовый набор оптимизирован для использования в классе и содержит все необходимое для обучения с помощью технологий MINDSTORMS. Позволяет учащимся конструировать, программировать и тестировать их решения, используя настоящие технологии робототехники. Набор включает в себя мощный микрокомпьютер, контролирующий двигатели и собирающий данные с датчиков. Комплектация набора: 3 электро серво-мотора Встроенные в моторы датчики вращения, ультразвуковой датчик Датчик света, гироскопический датчик, 2 датчика касаний Аккумуляторная батарея Колеса Соединительные кабеля Элементы для создания моделей Инструкции по сборке и установке ПО | 1 | 212000,0 |
| Итого: | | 6 | 543700,0 |
2 Кадровые условия
Педагоги, реализующие курс:
ФИО | Категория | Стаж |
Иванова Ирина Евгеньевна | Высшая | 18 |
Надырова Ирина Вильевна | Высшая | 15 |
Кезенбаева Татьяна Александровна | Без категории | 10 |
Овчиникова Ирина Юрьевна | Без категории | 2 |
Доля педагогов высшей квалификационной категории, реализующих данный курс 50%.
По данному курсу прослушан обучающий семинар для преподавателей на тему «3D моделирование и инженерная графика» в объеме 36 часов;
3 условие - обеспеченность УМК:
Педагогами лицея разработана программа курса «Я - инженер», которая получила рецензию «Регионального центра новых технологий в образовании». Данная Программа рекомендована РЦНТ для использования педагогами ВКО.
Учебные пособия:
Для начинающих Creo Elements/Pro Primer.
Базовой уровень Creo Elements/Pro 5.0 Primer Advanced.
Видеоролики о PTC Creо parametric на английском языке.
В настоящее время педагоги лицея разрабатывают и апробируют учебно-методический комплекс по данному курсу (учебники, дидактический материал).
Технологии и методики, используемые в ходе изучения курса:
1 учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются: упражнения, лабораторно-практические, практические работы, проектная деятельность, технология деятельностного обучения.
Завершается изучение курса проектными работами учащихся по следующим направлениям:
Создание модели интерьера учебного кабинета;
Создание трёхмерной компьютерной модели учебного кабинета;
Проектирование детской игровой площадки;
Проектирование детского конструктора произвольной формы и направленности.
Деятельность по реализации курса с 2016 – 2017 учебного года следующая:
В октябре 2016 года КГУ «Школа – Лицей города Зыряновска» успешно прошла проверку по линии РНПЦ «Дарын» в рамках внедрения курса «Я – инженер». По итогам данной проверки рекомендовано распространять первые наработки наших учителей среди педагогов ВКО (КТП, программы, методики)
Педагоги регулярно являются участниками онлайн-семинаров;
Приняли участие в районной конференции: "Новые и передовые технологии", тема выступления Внедрение проекта «Я- инженер» (Кезенбаева Т.А.);
Публикация видео – урока по созданию 3D модели «Табурет» на образовательном портале управления образования ВКО учителем Кезенбаевой Т.А.;
Областной форсайт – семинар: "Болашақ мамандары", тема выступления: "Формирование ключевых компетенций учащихся - будущих профессионалов", тренер Иванова И.Е.;
Участие в областной олимпиаде «3D ALEM». Данная олимпиада проводилась в рамках 5-ого межрегионального фестиваля «IT-образование – шаг в будущее» Управления образования Восточно-Казахстанской области;
Участие в областной научно-практической конференции «Новые подходы в обучении и развитии инженерного мышления средствами урочной и внеурочной деятельности: опыт, проблемы, перспективы», где были награждены грамотой УО ВКО в номинации за активное участие;
Проведен интерактивный он - лайн урок по курсу «Я – инженер» учителем Ивановой И.Е., в 11 классе по теме: «Обобщение материала»;
Проведение школьной олимпиады для учащихся 5 – 11 классов, данная олимпиада проводилась в рамках проведения «Дня Науки». Лучшие работы выполнили: Уразамбетов Даниил, Трусов Данил, Уксукпаев Ильмир, Бережнев Владислав;
Прохождение программного материала 2016 – 2017 учебном году в полном объеме;
Разработка учебно – методического комплекса по курсу «Я – инженер».
Первый год внедрения курса «Я-инженер» показал ряд трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в процессе реализации данной инновации:
отсутствие УМК и соответственно- большие временные затраты на разработку урока.
отсутствие свободного доступа учащихся к программному обеспечению Creо parametric. Учащиеся могут работать только в классе на компьютерах с данным лицензионным программным обеспечением.
Программное обеспечение требует оборудования - компьютеров с современными техническими характеристиками
трудности выбора и реализации различных стратегий формативного оценивания; отсутствие критериев для оценивания.
Данные проблемы, за исключением финансово-материальных, разрешимы со временем.
С целью определения комфортности обучения, а также определения предметных предпочтений в 2016-2017 у.г. проведено анкетирование среди учащихся 5-8-х, 9-11 классов. Для того, чтобы получить более объективные данные, мы предложили для выбора уч-ся все предметы и включили в список курс «Я-инженер»
1 На каких уроках ты получаешь качественные знания?
2 На каких уроках ты чувствуешь себя комфортно?
3 Какой предмет тебе дается трудно?
4 Какой предмет ты исключил бы из расписания?
5 Какой предмет тебе потребуется для будущей профессии?
Результаты анкетирования в 5 и 11 классах:
по результатам анкетирования учащиеся 5-х, 11 классов ответили, что проявляют интерес на уроках и получают качественные знания по математике, казахскому языку, русскому языку, географии, биологии, химии, «Я-инженер". Трудно даются такие предметы для 5 классов как математика, казахский язык и литература, естествознание, история, «Я-инженер». Курс «Я-инженер» дается трудно учащимся 5 классов в силу того, что у них не развиты на достаточном уровне математические (геометрические) навыки, не развито абстрактное, пространственное мышление. Причина – учащиеся по возрасту не готовы работать по данной программе, из-за отсутствия базовых знаний по геометрии, черчению. Учащиеся 11 классов курс «Я-инженер» не назвали трудным. Востребованными предметами для будущей профессии учащиеся и 5-х и 11-х классов назвали математику, физику, информатику, курс «Я-инженер», английский язык, географию, биологию. По результатам анкетирования наблюдается проявление интереса к курсу «Я-инженер» с 8 класса и дальнейшее повышение интереса в старшей школе.
Анализ трудоустройства выпускников 11 классов 2017 года показал, что 90% выпускников выбрали технические и инженерные специальности, что соответствует нашему профилю.
Таким образом, участие в проекте «Я-инженер» способствует:
усилению профилизации нашего учебного заведения- естественно-научное направление, профиль-математический;
углублению и расширению знаний по информатике, физике, геометрии, черчению, технологии;
усилению межпредметных связей и интеграции: математика-информатика-программирование; технология-черчение-информатика; физика-информатика-математика;
способствует формированию глубокого познавательного интереса к предметам естественно-математического цикла;
выявлению, отбору и поддержке талантливых подростков;
ранней профессиональной ориентации, повышению мотивации к выбору инженерных и технических профессий, повышению их престижа;
развитию навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой;
стимулированию интереса детей и молодежи к сфере инноваций и высоких технологий;
подготовке к изучению курса робототехники.
В будущем мы продолжим работу по усилению профилизации нашего учебного заведения. Продолжим реализацию курса «Я-инженер» и будем работать над внедрением курса «Начертательная геометрия».