СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение мотивации учащихся к выбору инженерных и технических профессий

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для мотивирования школьников к выбору инженерных и технических специальностей в Зыряновском районе школа-лицей участвует в проекте "Я-инженер". В рамках данного проекта учащиеся обучаются передовым инженерным технологиям. В статье представлены цели курса, этапы его реализации и ожидаемые результаты.

Просмотр содержимого документа
«Повышение мотивации учащихся к выбору инженерных и технических профессий»

Совет директоров образовательных учреждений

Зыряновского района, 10 ноября 2017 года.

Нагибаева Ф.Г.,

директор КГУ «Школа-Лицей города Зыряновска»

Повышение мотивации учащихся к выбору инженерных и технических профессий.

В настоящее время во всем мире, и в том числе в РК, ощущается большая потребность в инженерных кадрах. Дефицит специалистов объясняется быстрым развитием технологий в промышленном производстве, которое использует автоматизированное и цифровое оборудование.

Современная школа не остается сторонним наблюдателем сложившейся ситуации и посредством элективного образования может оказать действенную помощь в профессиональном самоопределении выпускников. Воспитание инженерных, технических кадров необходимо начинать со школьной скамьи. Для того, чтобы мотивировать школьников, желающих стать высокообразованными инженерами, в 2016-2017 у.г. в 26 пилотных школах Восточно-Казахстанской области внедрен проект «Я – инженер». В Зыряновском районе в данном проекте участвует КГУ «Школа-Лицей города Зыряновска». В рамках проекта учащиеся лицея обучаются передовым инженерным технологиям: 3Д моделированию и конструированию. В рамках обучения по данной программе учащиеся осваивают инженерно-компьютерные программы, используемые на предприятиях, которые способствуют развитию пространственного мышления учащихся, что, в свою очередь, будет служить основой для дальнейшего изучения трёхмерных объектов в курсе геометрии, физики, черчения.

Цель проекта «Я-инженер»

 – повышение престижа инженерной профессии и качества технического образования, создание системы непрерывного обучения инженерным специальностям «школа – ВУЗ – предприятие». 

 


Основные задачи курса:

  1. Дать представление об основных возможностях создания и обработки изображения в PTC Creo;

  2. Научить создавать трёхмерные изображения, используя набор инструментов и операций, имеющихся в изучаемом приложении;

  3. Способствовать развитию познавательного интереса к информационным, цифровым технологиям, формирование информационной культуры учащихся;

  4. Профориентация учащихся.


Ожидаемые результаты реализации курса:

Педагог:

  1. включение в инновационную образовательную практику, апробация технологии инженерно-компьютерного трехмерного моделирования.

  2. расширение профессионального педагогического партнерства;



Ожидаемые результаты реализации курса:



Ученик:

  1. проявление познавательных интересов и творческой активности;

  2. получение опыта использования современных технических средств и информационных технологий в профессиональной области;

  3. планирование образовательной и профессиональной карьеры;

  4. проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности;

  5. приобретение опыта использования основных методов организации самостоятельного обучения и самоконтроля;

  6. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;

  7. выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

  8. развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  9. самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  10. проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.





Данный проект реализовывается в 3 этапа.

















 


В 2016 – 2017 учебном году курс «Я – инженер» реализовывался в 5, 7, 8, 10, 11 классах за счет вариативного компонента рабочего учебного плана, 1 час в каждой параллели (всего 170 часов в год). В проекте приняли участие 230 учащихся.

В 2017 – 2018 учебном году курс «Я – инженер» реализовывается в 7, 8, 9, 10, 11 классах за счет вариативного и личностно – ориентированного компонента рабочего учебного плана, всего 170 часов в год. В проекте принимают участие 269 учащихся.

В лицее созданы условия для реализации проекта «Я – инженер»:

1 Материально-техническое обеспечение курса:

  1. Оснащенность кабинетов:

Кабинеты

Оборудование

Операционная система

Процессор

ОЗУ

HDD

информатики

ноутбуки:

HP Probook 4540S


Windows 7 Profesional

Intel® Core™ i3-2328M CPU @

3.10 GHz

3.10 GHz

4Gb

  1. Gb

2 В 2017 году приобретено оборудование на сумму 543700 т.

Наименование

Краткая характеристика

Количество (шт)

Общая стоимость (тг)

1

Магнитный конструктор для сборки моделей

Магнитный конструктор для собирания моделей, развивающий интуитивные и творческие способности

1

19800,0

2

Набор электроники для начинающих (для экспериментов)

Набор различных электронных компонентов, который позволит пройти первые 11 экспериментов по книге Чарльза Платта «Амперка»

1

132600,0

3

Ресурсный набор для конструирования

В набор входит большое количество специальных элементов (шестерни, поворотные элементы, элементы для персонализации роботов и другие уникальные строительные элементы). Набор позволяет учащимся создавать сложных и функциональных роботов. Набор идеален для работы в классах, для внешкольного обучения и для соревнований по робототехнике

1

82600,0

4

Электронный конструктор «Альтернативные источники энергии»

Электронный конструктор для создания разнообразных механизмов и приборов

1

48600,0

5

Электронный конструктор для составления электрических цепей

Представляет собой набор схем и компонентов для создания электрических цепей

1

48100,0

6

Базовый набор для конструирования

Базовый набор оптимизирован для использования в классе и содержит все необходимое для обучения с помощью технологий MINDSTORMS. Позволяет учащимся конструировать, программировать и тестировать их решения, используя настоящие технологии робототехники. Набор включает в себя мощный микрокомпьютер, контролирующий двигатели и собирающий данные с датчиков.

Комплектация набора:

  • 3 электро серво-мотора

  • Встроенные в моторы датчики вращения, ультразвуковой датчик

  • Датчик света, гироскопический датчик, 2 датчика касаний

  • Аккумуляторная батарея

  • Колеса

  • Соединительные кабеля

  • Элементы для создания моделей

  • Инструкции по сборке и установке ПО


1

212000,0


Итого:


6

543700,0



2 Кадровые условия

Педагоги, реализующие курс:

ФИО

Категория

Стаж

Иванова Ирина Евгеньевна

Высшая

18

Надырова Ирина Вильевна

Высшая

15

Кезенбаева Татьяна Александровна

Без категории

10

Овчиникова Ирина Юрьевна

Без категории

2

Доля педагогов высшей квалификационной категории, реализующих данный курс 50%.

По данному курсу прослушан обучающий семинар для преподавателей на тему «3D моделирование и инженерная графика» в объеме 36 часов;

3 условие - обеспеченность УМК:

Педагогами лицея разработана программа курса «Я - инженер», которая получила рецензию «Регионального центра новых технологий в образовании». Данная Программа рекомендована РЦНТ для использования педагогами ВКО.

Учебные пособия:

  • Для начинающих Creo Elements/Pro Primer.

  • Базовой уровень Creo Elements/Pro 5.0 Primer Advanced.

  • Видеоролики о PTC Creо parametric на английском языке.

  • В настоящее время педагоги лицея разрабатывают и апробируют учебно-методический комплекс по данному курсу (учебники, дидактический материал).



Технологии и методики, используемые в ходе изучения курса:

1 учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются: упражнения, лабораторно-практические, практические работы, проектная деятельность, технология деятельностного обучения.


Завершается изучение курса проектными работами учащихся по следующим направлениям:

  1. Создание модели интерьера учебного кабинета;

  2. Создание трёхмерной компьютерной модели учебного кабинета;

  3. Проектирование детской игровой площадки;

  4. Проектирование детского конструктора произвольной формы и направленности.

Деятельность по реализации курса с 2016 – 2017 учебного года следующая:

  1. В октябре 2016 года КГУ «Школа – Лицей города Зыряновска» успешно прошла проверку по линии РНПЦ «Дарын» в рамках внедрения курса «Я – инженер». По итогам данной проверки рекомендовано распространять первые наработки наших учителей среди педагогов ВКО (КТП, программы, методики)

  2. Педагоги регулярно являются участниками онлайн-семинаров;

  3. Приняли участие в районной конференции: "Новые и передовые технологии", тема выступления Внедрение проекта «Я- инженер» (Кезенбаева Т.А.);

  4. Публикация видео – урока по созданию 3D модели «Табурет» на образовательном портале управления образования ВКО учителем Кезенбаевой Т.А.;

  5. Областной форсайт – семинар: "Болашақ мамандары", тема выступления: "Формирование ключевых компетенций учащихся - будущих профессионалов", тренер Иванова И.Е.;

  6. Участие в областной олимпиаде «3D ALEM». Данная олимпиада проводилась в рамках 5-ого межрегионального фестиваля «IT-образование – шаг в будущее» Управления образования Восточно-Казахстанской области;

  7. Участие в областной научно-практической конференции «Новые подходы в обучении и развитии инженерного мышления средствами урочной и внеурочной деятельности: опыт, проблемы, перспективы», где были награждены грамотой УО ВКО в номинации за активное участие;

  8. Проведен интерактивный он - лайн урок по курсу «Я – инженер» учителем Ивановой И.Е., в 11 классе по теме: «Обобщение материала»;

  9. Проведение школьной олимпиады для учащихся 5 – 11 классов, данная олимпиада проводилась в рамках проведения «Дня Науки». Лучшие работы выполнили: Уразамбетов Даниил, Трусов Данил, Уксукпаев Ильмир, Бережнев Владислав;

  10. Прохождение программного материала 2016 – 2017 учебном году в полном объеме;

  11. Разработка учебно – методического комплекса по курсу «Я – инженер».







Первый год внедрения курса «Я-инженер» показал ряд трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в процессе реализации данной инновации:

  • отсутствие УМК и соответственно- большие временные затраты на разработку урока.

  • отсутствие свободного доступа учащихся к программному обеспечению Creо parametric. Учащиеся могут работать только в классе на компьютерах с данным лицензионным программным обеспечением.

  • Программное обеспечение требует оборудования - компьютеров с современными техническими характеристиками

  • трудности выбора и реализации различных стратегий формативного оценивания; отсутствие критериев для оценивания.

Данные проблемы, за исключением финансово-материальных, разрешимы со временем.


С целью определения комфортности обучения, а также определения предметных предпочтений в 2016-2017 у.г. проведено анкетирование среди учащихся 5-8-х, 9-11 классов. Для того, чтобы получить более объективные данные, мы предложили для выбора уч-ся все предметы и включили в список курс «Я-инженер»

1 На каких уроках ты получаешь качественные знания?

2 На каких уроках ты чувствуешь себя комфортно?

3 Какой предмет тебе дается трудно?

4 Какой предмет ты исключил бы из расписания?

5 Какой предмет тебе потребуется для будущей профессии?



Результаты анкетирования в 5 и 11 классах:

по результатам анкетирования учащиеся 5-х, 11 классов ответили, что проявляют интерес на уроках и получают качественные знания по математике, казахскому языку, русскому языку, географии, биологии, химии, «Я-инженер". Трудно даются такие предметы для 5 классов как математика, казахский язык и литература, естествознание, история, «Я-инженер». Курс «Я-инженер» дается трудно учащимся 5 классов в силу того, что у них не развиты на достаточном уровне математические (геометрические) навыки, не развито абстрактное, пространственное мышление. Причина – учащиеся по возрасту не готовы работать по данной программе, из-за отсутствия базовых знаний по геометрии, черчению. Учащиеся 11 классов курс «Я-инженер» не назвали трудным. Востребованными предметами для будущей профессии учащиеся и 5-х и 11-х классов назвали математику, физику, информатику, курс «Я-инженер», английский язык, географию, биологию. По результатам анкетирования наблюдается проявление интереса к курсу «Я-инженер» с 8 класса и дальнейшее повышение интереса в старшей школе.

Анализ трудоустройства выпускников 11 классов 2017 года показал, что 90% выпускников выбрали технические и инженерные специальности, что соответствует нашему профилю.

Таким образом, участие в проекте «Я-инженер» способствует:


  1. усилению профилизации нашего учебного заведения- естественно-научное направление, профиль-математический;

  2. углублению и расширению знаний по информатике, физике, геометрии, черчению, технологии;

  3. усилению межпредметных связей и интеграции: математика-информатика-программирование; технология-черчение-информатика; физика-информатика-математика;

  4. способствует формированию глубокого познавательного интереса к предметам естественно-математического цикла;

  5. выявлению, отбору и поддержке талантливых подростков;

  6. ранней профессиональной ориентации, повышению мотивации к выбору инженерных и технических профессий, повышению их престижа;

  7. развитию навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой;

  8. стимулированию интереса детей и молодежи к сфере инноваций и высоких технологий;

  9. подготовке к изучению курса робототехники.

В будущем мы продолжим работу по усилению профилизации нашего учебного заведения. Продолжим реализацию курса «Я-инженер» и будем работать над внедрением курса «Начертательная геометрия».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!